• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Предпринимательский ответ на кризис

Согласно результатам Global Entrepreneurship Monitor (GEM), уровень предпринимательской активности в минувшем году не претерпел драматических изменений. Как и в прежние годы, мониторинг фиксирует, что предпринимательская активность, как правило, снижается по мере «взросления» экономики. отмечает координатор GEM по России, доцент кафедры стратегического и международного менеджмента Высшей школы менеджмента СПбГУ Ольга Верховская

вторая часть статьи 

Исследования в рамках GEM (охватывает 55 стран, Россия участвует в проекте с 2006 г.) устойчиво показывают, что взаимосвязь между уровнем предпринимательской активности (TEA) и экономическим ростом имеет  U-образный характер. Однако страновые особенности создают довольно сложную  гамму вариаций вокруг тренда. В связи с этим в исследовании выделяется три группы стран: ресурсно-ориентированные (Венесуэла, Саудовская Аравия, Ямайка и др.), эффективностно-ориентированные (Россия, Аргентина, Бразилия, Китай, Иран, Румыния, Южная Африка и др.) и инновационно-ориентированные (Германия, Гонконг, Испания, ОАЭ, Финляндия, Япония и др.).

Групповые особенности

В ресурсно-ориентированных экономиках средний уровень вовлеченности в предпринимательство как ранних, так и устоявшихся предпринимателей в минувшем году был достаточно высок. Индекс ранней предпринимательской активности (ТЕА) составил 17,7% против 15,9% в 2008 г.

Беднейшая из стран группы, Уганда, демонстрирует самый высокий уровень ТЕА — 33,6%, причем доля  населения, вовлеченного в раннюю предпринимательскую активность «по необходимости» составила в 2009 г. 45% (в среднем по группе стран — 29%, наименьший уровень — в Саудовской Аравии, 12%).

В странах ресурсно-ориентированной группы (также как и в эффективностно-ориентированных) — организация нового бизнеса чаще шаг вынужденный, не связанный по большому счету с оценкой бизнес-возможностей или стремлением к независимости (что особенно характерно для инновационно-ориентированных экономик).

В эффективностно-ориентированных экономиках уровень предпринимательской активности (ТЕА) значительно ниже — 11,2% (11,4% в 2008-м г.), но доля вынужденных — 32% — незначительно отличается от показателя в ресурсно-ориентированных странах. При этом латиноамериканские страны демонстрируют значительно более высокий уровень ТЕА — 16,7% в среднем, а восточноевропейские — 6,2% (в России — 3,9%). Уровни вынужденного предпринимательства приблизительно одинаковы: максимальный в Аргентине и Сербии (47% и 41% соответственно), минимальный — в Венгрии и Уругвае (24% и 22%; в России 29%). Такая картина соотносится с общим предпринимательским климатом в латиноамериканских странах, где и имидж предпринимателя, и желание стать предпринимателем существенно выше, чем в других странах группы.

В инновационно-ориентированных экономиках ТЕА составляет 6,3% (в 2008-м г. 6,8%) при невысоком уровне вынужденного предпринимательства (17%). Максимальное значение ТЕА в Исландии (11,4%), минимальное — в Японии (3,3%). Наивысший уровень предпринимательства по необходимости — в Южной Корее (45%) и Японии (30%), а наименьшие в таких странах как  Дания и Швейцария (7%), Норвегия, Бельгия и ОАЭ (9%). В отличие от первых двух групп стран, где доля предпринимателей «по необходимости» была сопоставима с долей «по возможности», в инновационно-ориентированных странах доля первого мотива предпринимательства в 3 раза превышает долю вынужденных предпринимателей (76% и 17%). Более того, в инновационно-ориентированных экономиках предприниматели, начинающие бизнес «по возможности», стремятся прежде всего к независимости (Словения, Италия, Германия, Финляндия, Швейцария, Голландия), чем к увеличению дохода, характерного для стран двух других групп.

Общее и особенное

В среднем по группам стран уровни активности устоявшихся предпринимателей (бизнес старше 3,5 лет) приблизительно равны: 8,9%, 7,9% и 6,8% (в 2008-м г. 8,7%, 7,5%, 7,1%) соответственно.

Уровень выхода из бизнеса наименьший в инновационно-ориентированных экономиках — 2,5% (2,5% и в 2008-м г.) и наибольший в ресурсно-ориентированных экономиках 6,9% (9,2% в 2008-м г.), при 4,9% в эффективностно-ориентированных.

Основная причина закрытия бизнеса во всех странах GEM — нерентабельность бизнеса. Особенно нерентабельность (40%) и трудности с доступом к финансированию (18%) представляют проблему для предпринимателей эффективностно-ориентированных экономик. Для ресурсно-ориентированных экономик также характерны несостоятельность по личным причинам — 30%; (нерентабельность — 35%). В инновационно-ориентированных экономиках чаще объясняют выход из бизнеса возможностью продажи бизнеса, а проблемами с доступом к финансированию — реже (в 1,5–2 раза).

В 2009-м г. распределение причин выхода из бизнеса по группам стран существенно не поменялось по сравнению с 2008-м г., хотя в среднем на 5–7 п.п. убавилась доля тех, кто указывал на возможность другого трудоустройства.

Коэффициент расширения предпринимательства (отношение уровня нарождающегося предпринимательства к уровню выхода из бизнеса) позволяет говорить о расширении предпринимательства. В 13 из 55 стран GEM значение этого коэффициента ниже 1 (в т.ч. в двух странах с инновационно-ориентированными экономиками: в Южной Корее и в Израиле). Связь между коэффициентом расширения и уровнем экономического развития не обнаружена.

В целом же по мере экономического роста и увеличения доходов темпы роста малого и среднего бизнеса уменьшаются — все большее количество людей находит стабильную работу на крупных предприятиях. Таким образом, для стран с низким уровнем доходов на душу населения уменьшение уровня предпринимательской активности может считаться положительным знаком. В целом исследование обнаруживает наличие U-образной связи между ВВП на душу населения и уровнем предпринимательской активности.

Разброс индексов внутри группы стран показывает, что размер предпринимательского сектора в стране подчинен и другим факторам. Например, количество потенциальных предпринимателей, планирующих открытие бизнеса в ближайшие три года, в среднем в два раза превышает число ранних предпринимателей. Но во Франции — в 4 раза, в Саудовской Аравии — в 8 раз, в Аргентине и Бразилии — в 3 раза, в Тунисе — в 18 раз.

Распределение предпринимательской активности по секторам зависит от уровня развития экономики, в этом отношении данные за минувший год мало отличаются от соответствующих показателей предшествующего года. Однако во всех типах экономик заметно сокращение доли  потребительских услуг и товаров среди секторов предпринимательской активности во всех типах экономик. Доля услуг бизнес-сектору остается стабильной. В инновационно-ориентированных экономиках увеличилась доля обрабатывающей промышленности.

С точки зрения возрастной структуры по всем группам стран наибольшую раннюю предпринимательскую активность демонстрирует возрастная группа 25–34.

А соотношение мужчин и женщин колеблется в зависимости от типа экономик и культурных особенностей и традиций. В некоторых ресурсно-ориентированных экономиках доля женщин незначительно ниже доли мужчин (Уганда, Венесуэла). В эффективностно-ориентированных странах Латинской Америки различия между долями мужчин и женщин — ранних предпринимателей — незначительны, в большинстве же восточно-европейских стран доля мужчин намного превышает долю женщин. Для инновационно-ориентированных экономик характерно двукратное превышение доли мужчин над долей женщин среди ранних предпринимателей.

Условия предпринимательства

Значение показателя «благоприятные условия для создания бизнеса» (в стране/регионе в ближайшие полгода; показатель характеризует восприятие населением условий создания бизнеса) может быть выше в странах с низким уровнем развития экономики, чем в более развитых странах. В большинстве инновационно-ориентированных стран значение соответствующего показателя составляет  20% (39% — 2008 г.), в эффективностно-ориентированных — 36% (48%), в ресурсно-ориентированных — 51% (53%). Эти данные, вероятно, можно, считать показателем реакции предпринимателей на кризис, так же как и сокращение во многих странах доли тех, кого страх провала удерживал от создания собственного бизнеса. В  инновационно-ориентированных экономиках доля таких ответов респондентов упала с 40% до 34% (в Германии — с 49% до 37%), в ресурсно-ориентированных — с 36% до 34%, в эффективностно-ориентированных — с 39% до 35% (в том числе, в России с 64% до 50%).

Качество предпринимательства

Качества предпринимательства в исследовании оценивается на основе трех параметров: инновационность деятельности, экспортная ориентация и ожидаемый рост бизнеса.

Для оценки инновационности потенциала страны рассчитывается количество предпринимателей, которые считают, что предлагаемый ими продукт/услуга является новым для всех или нескольких потребителей и не вступает в конкуренцию на рынке.

Максимальный показатель инновационности — в Чили (47% , среднее значение за 2004–2009 гг.) и Уругвае — 43%. Среди инновационно-ориентированных экономик по этому показателю лидируют Дания (38%) и Словения (35%), в США, Китае, ряде стран Европы и Азии этот показатель ниже — 20–25%. В Индии, Венесуэле и на Ямайке (ресурсно-ориентированные экономики) — в среднем 15%. В России — 17%.

Оценка перспектив роста компаний в рамках мониторинга связана с перспективой создания  новых рабочих мест. В 2009 г. среди ранних предпринимателей 70% респондентов предполагали привлекать наемных работников, 30% говорили, что создают бизнес, в котором будут заняты только сами. Из стартапов 14% планировали создать 20 и более рабочих мест (такие компании квалифицируются как быстрорастущие), 44% — 5 и более. Максимален данный показатель в ОАЭ (чуть больше 80% предпринимателей собираются создать 5 и более рабочих мест) и в России (порядка 75% в среднем за 2004–2009 гг.). Также велика нацеленность на быстрый рост среди ранних предпринимателей в Турции (35%) и в Китае (29%). Среди инновационно-ориентированных стран помимо ОАЭ выделяются Сингапур и Гонконг (около 20%). Наименьшие  показатели — в Испании, Греции и Финляндии (менее 5%).

В рамках исследования выявлена отрицательная зависимость между показателем вовлеченности в быстрорастущее предпринимательство и строгостью регулирования рынка труда (защита от увольнений).

Ориентация ранних предпринимателей на международный рынок характерна для стран, не имеющих емкого внутреннего рынка. Более 25% покупателей за пределами страны имеют ранние предприниматели Гонконга и ОАЭ (порядка 39%), Румынии, ЮАР, Хорватии (около 30%). Практически не имеют иностранных потребителей ранние предприниматели Китая и России (89%), а также Бразилии (85%).

Подготовила Юлия Литвинова

продолжение последует

1 июля, 2010 г.