• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

«Новый курс» №21

Правительство России, в отличие от большинства развитых стран, сохраняет нацеленность на рост бюджетных расходов; прогнозы Всемирного банка далеки от безмятежных — две темы из очередного обзора Центра развития ГУ-ВШЭ

Всем на зависть 

В то время, как большинство развитых стран уже начали всерьез сокращать бюджетные расходы бюджета или готовиться к этому, правительство России подготовило поправки в закон «О федеральном бюджете на 2010 год и на плановый период 2011 и 2012 годов», предусматривающие увеличение расходов федерального бюджета в 2010 году на 325,5 млрд руб. Будут увеличены расходы на трансферт Пенсионному фонду (150 млрд руб.), на обеспечение жильем ветеранов войны и военнослужащих (125,2 млрд руб.), а также еще по ряду направлений в менее значительных объемах. Свободу рук правительству обеспечили высокие цены на нефть, которые могут сформировать в бюджете дополнительные доходы в размере более 830 млрд руб. Пока правительство решило основную часть дополнительных доходов направить на снижение бюджетного дефицита (до 5,4% ВВП против 6,8% в действующей версии закона), но год, как известно, в июне не заканчивается.

Увеличение расходов бюджета позволило вывести их объем в реальном выражении на уровень 2009 года, однако, если не учитывать в составе бюджетных расходов трансферты Пенсионному фонду, то сокращение расходов федерального бюджета в реальном выражении составляет 8%.

Увеличение бюджетных расходов в 2010 году в реальном выражении до уровня 2009 года ставит вопрос об экономических и политических возможностях правительства сокращать расходы. Чем выше уровень расходов в 2010 году, тем выше, как показывает российская практика, он будет в 2011-м и последующие годы. Достижение в 2011 г. уровня дефицита федерального бюджета в 3,4% ВВП в настоящее время представляется более сложной задачей, чем до принятия поправок к бюджету. Для этого теперь необходимо сократить расходы федерального бюджета почти на 7% в реальном выражении по сравнению с уровнем 2010 года. 

Центр развития 

Перспективы на лето от Всемирного банка 

Всемирный Банк выпустил доклад «Global Economic Prospects Summer 2010: Fiscal Headwinds and Recovery», который содержит ряд алармистских предположений относительно экономической динамики в некоторых странах. Но даже в самом пессимистичном (W-образном) среднесрочном сценарии развития мировой экономики Всемирный банк не предрекает российской экономике нового резкого падения. Впрочем, напомним, что сильного падения почти никто не предрекал России и в феврале 2009 г., когда основные макропоказатели уже снижались двузначными темпами.

Новый вызов для мировой экономики, по мнению Всемирного Банка, состоит в том, что переход  ее восстановления с легкой стадии (за счет наращивания запасов, а также денежного и фискального стимула) к «трудной» стадии, когда она должна расти за счет частных инвестиций и потребления (на фоне финансовой стабильности, реструктуризации банковского сектора и роста производительности), осложняется обострившейся долговой проблемой ряда европейских стран. Сюда входят как страны группы ЕС-5 (политкорректная аббревиатура для т.н. PIIGS  Португалии, Ирландии, Италии, Греции и Испании), так и некоторые другие.

Разрабатывая четыре сценария для мировой экономики, которые основаны на разных предположениях относительно развития долгового кризиса в Европе, эксперты Всемирного Банка прогнозируют возможный диапазон динамики мирового ВВП в 2010-2012 гг. от 3,3%-3,5% в самом оптимистичном сценарии до 2,0%, 0,7% и 2,1%  в самом пессимистичном случае, предполагающем одновременный рост на 100 б.п. доходности 10-летних облигаций правительства США и дефолт ряда наиболее обремененных долгами европейских государств, после того как во второй половине 2010 г. степень доверия к ним резко упадет. Далее в пессимистическом сценарии работает эффект домино: большие потери торговых партнеров стран ЕС-5, затем дефолты финансовых институтов в ряде стран (например, в Мексике, Чили и Перу, где испанские банки владеют 25% банковского капитала) и резкое уменьшение притока капитала, к примеру, в ту же Бразилию, куда в 2009 г. 12% ПИИ пришло из Испании и Португалии. В этом случае в 2011 г. мировая экономика вырастет лишь на 0,7%, потеряв почти 2,6 п.п. по сравнению с бескризисной траекторией, высокодоходные страны, включающие и пятерку нерадивых должников, cократят ВВП на 0,5%, а к 2012 г. мировая экономика кумулятивно потеряет более 4 п.п. мирового ВВП по сравнению с базовым сценарием, то есть около 2,5 трлн долл. США.

Пессимистичный сценарий в глазах экспертов Всемирного Банкане является самым вероятным. Их относительный оптимизм базируется, во-первых, на том, что в мае кредитные рейтинги пяти стран (Азербайджан, Боливия, Нигерия, Панама и Украина) были повышены (хотя здесь мы бы напомнили, что рейтинговые агентства повышали рейтинги и перед прошлым кризисом). Во-вторых экспертов Всемирного Банка, видимо, успокаивает тот факт, что на фоне падения в мае 2010 г. глобальных фондовых индексов на 8-17% рисковые премии развивающихся стран сильно не выросли, а реальный сектор, видимо, не пострадал в силу короткого периода кризиса (хотя прямые данные о его текущем состоянии  в силу статистических лагов  пока отсутствуют). Тем не менее, по мнению авторов доклада, даже в базовом варианте развития, предполагающем купирование долгового кризиса в Европе относительно «малой кровью», стоимостью «всего» в 1 трлн долларов, и развитым, и развивающимся странам в среднесрочном плане придется, с одной стороны, «затянуть пояса», отказавшись от высоких социальных расходов и наращивания затрат на инфраструктуру и развитие человеческого капитала, а с другой  изменить текущую макрополитику, прежде всего снизив бюджетные расходы.

Всемирный Банк указывает на то, что страны G-7, решая проблему стареющего населения и борясь с кризисом, умудрились в мирное время довести уровень госдолга до 113% ВВП (по оценкам МВФ на 2010 г.), что последний раз наблюдалось после второй мировой войны в 50-е годы 20-го века. Теперь, чтобы привести госдолг к приемлемому 60%-му уровню к 2030 г. им, по оценкам Всемирного Банка, необходимо снизить расходы (или увеличить доходы) почти на 9% ВВП. Развивающиеся страны, хотя и имеют гораздо более низкую долговую нагрузку, пострадают от роста процентных ставок в развитых странах и уменьшения объема внешних кредитов, а также от уменьшения объемов помощи из-за рубежа, которая формируется за счет развитых стран и, по оценкам Всемирного Банка, на период в 10 лет снизится примерно на четверть. 

Эксперты ВБ, описывая сценарии, к сожалению четко не определяют их вероятности. В принципе из доклада  следует, что вероятность кризисного W-сценария относительно невелика, хотя на наш взгляд, он скорее равновероятен по сравнению с инерционным. Почему мы более пессимистичны? Не только потому, что первую волну кризиса также не удалось предсказать, но прежде всего потому, что мы иначе трактуем факты.

Во-первых, нас на фоне высокой долговой нагрузки частного сектора в развивающихся странах очень настораживает майское семикратное (по сравнению с началом года) уменьшение объемов размещения облигаций развивающихся стран (до мизерных 3 млрд долларов). Между тем, наши соседи  Казахстан, Латвия, Литва и Украина  должны погасить корпоративные долги в 2010 г. на сумму около 8% ВВП, если не погасят  великавероятность кросс-дефолта,  а угрозу заражения кризисом  особенно от стран-соседей  еще никто не отменял. Как показывают исследования, структура международной торговли является более важным фактором в объяснении распространения валютных и иных кризисов по сравнению с макроэкономическими показателями. Страны, которые торгуют и конкурируют со странами- объектами спекулятивных атак на их валюту, с высокой вероятностью сами могут быть атакованы спекулянтами. 

Во-вторых, существуют исследования, показывающие, что в мире уже давно не наблюдалось серийных дефолтов, которые раньше приходили с достаточной регулярностью. Это, на наш взгляд,  актуализирует угрозу возникновения долгового регионального кризиса в Восточной Европе и Центральной Азии (куда входят и страны СНГ)  регионе, который, как известно, и так оказался самым слабым звеном мировой экономики в 2009 г. Среди стран нашего региона две  Албания и Азербайджан  более 20% своего экспорта направляют в пораженные долговым кризисом страны ЕС-5, то есть входят наряду с рядом африканских стран, в «группу внешнеторгового риска» из 8 стран, выделенную экспертами Всемирного Банка. В его же «группу финансового риска» из нашего региона входят Албания, Болгария, Румыния и Сербия, которые тесно связаны с финансовым сектором стран ЕС-5.

В-третьих, продолжение в развитых странах на фоне ужесточения бюджетной политики периода мягкой денежной политики активизирует операции сarry-trade и образование пузырей, в первую очередь, в развивающихся странах, в результате чего  многим из них придется отказываться от фискального стимула. Это, прежде всего, Индия, где дефицит бюджета достиг почти 10% ВВП, а госдолг  77% ВВП, а также Китай и Бразилия, которым явно угрожает перегрев экономики. Замедление восстановления в этих «моторах» мировой экономики может еще сильнее подорвать доверие инвесторов, которые и так приуныли после европейского весеннего обострения.

Прогноз роста ВВП для российской экономики в новом докладе Всемирного банка укладывается в диапазон от 4,5%, 4,8% и 4,7% на 2010-2012 гг. в базовом варианте, предполагающем благополучное решение долговых проблем европейских стран, и до темпов примерно на 1 п.п. ниже  в «дефолтном» W- cценарии. Следует подчеркнуть, что в данном случае специалисты Всемирного банка выступают даже большими оптимистами, чем российское Минэкономразвития, которое никак не может поднять планку трехлетнего прогноза по росту экономики выше отметки 4%. 

Валерий Миронов

Полный текст бюллетеня «Новый курс» №21, 5–11 июня 2010 г. 

Автор текста: Миронов Валерий Викторович, 15 июня, 2010 г.