• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
vision

Культурный код и прогресс

Причины отсталости и процветания стран необходимо искать в культурных различиях общества. Одни культурные особенности благоприятствуют модернизации, другие же, наоборот, тормозят экономическое развитие страны, уверен директор Института культурных преобразований Школы права и дипломатии при Университете Тафтса, профессор Лоуренс Харрисон

Лоуренс Харрисон (Lawrence E. Harrison) выступал 29 мая в Леонтьевском центре в Санкт-Петербурге в рамках круглого стола, организованного Социологическим институтом РАН, Государственным Университетом – Высшая Школа Экономики в Санкт-Петербурге и Экономико-математическим институтом РАН. Тема его доклада — «Влияет ли культура на экономическое развитие?». Этот же вопрос он обсуждал с московскими коллегами 26 мая, на симпозиуме памяти Самюэля П. Хантингтона «Культура, культурные изменения и экономическое развитие». На выступлении в Петербурге профессор представил научному сообществу типологию культур склонных и не склонных к модернизации и экономическому развитию.

Следует отделять искусство, литературу, музыку от культуры в контексте данной работы, отметил профессор Харрисон. За основу типологии, предложенной профессором, была взята теория Мариано Грондона, аргентинского политолога и журналиста, который выделил 25 факторов культуры, хотя и разнородных по своей природе, но оказывающих влияние на прогрессирующее развитие страны. Некоторые из них способствуют развитию (факторы высокого культурного капитала), другие, напротив, тормозят его (факторы низкого культурного капитала).

Типология склонных к прогрессу культур была позднее дополнена Иракли Чкония, Лоуренсом Харрисоном, Маттео Марини и Рональдом Инглехартом. Она приведена в Таблице 1 и подробно описана во второй главе книги Лоуренса Харрисона «Главная истина либерализма» (The Central Liberal Truth)

Таблица 1. Типология культур склонных и не склонных к прогрессу 

Как молимся, так и развиваемся 

На основании разработанной типологии Лоуренс Харрисон провел собственное исследование, подробно изучающее влияние религии, исповедуемой большинством населения страны, на ее модернизацию. Профессор проанализировал 117 стран, в которых более 1 млн человек исповедуют одну из мировых религий: протестантизм, католицизм, православие, буддизм, ислам, индуизм и особое этическое учение — конфуцианство. Также в исследование включен Израиль, как страна, в которой абсолютное большинство населения исповедует иудаизм.

В таблице 2 проанализированы 117 стран, сгруппированные в соответствии с доминирующей религией, выделены несколько основных индикаторов прогресса.

Таблица 2. Анализ показателей стран согласно исповедуемой религии

В таблице сопоставлены 2 вида данных — средневзвешенная (по населению) и средне невзвешенная. Анализируя ислам, ученый также разделила рабские и неарабские страны, т.к. традиции исповедуемого в разных странах ислама различаются. Всего Харрисоном выделено 10 индикаторов экономического роста:
 
- Индекс человеческого развития, который включает в себя образование, здравоохранение, данные о доходах на душу населения (данные доклада ООН об Индексе человеческого развития 2001, наивысший балл 1, наименьший 162).
- Грамотность.
- Женская грамотность.
- Рождаемость.
- Общая свобода, как оценка состояния степени свободы, где 2 — наивысшая степень свободы, 14 — наименьшая (данные обзора Freedom House 2001).
- Демократия (год вступления государства на демократический путь развития).
- ВВП на душу населения (оценка велась по равенству покупательской способности).
- Коэффициент Джини (наименьший коэффициент свидетельствует о наиболее справедливом распределении доходов в обществе).
- Доверие (исследование мировых ценностей 1999-2002, указан процент населения, убежденного, что людям можно доверять).
- Коррупция (чем меньше показатель, тем ниже уровень коррупции).

Необходимо заметить,что внутри каждой религии, каждой страны существуют особенности исповедования изучаемой религии, ответвления, пересечения с другими верованиями, национальные вариации. К примеру, не все постулаты католицизма приняты басками, которые имеют многовековые традиции предпринимательства, творчества и т.д. Ислам также различается, скажем, в Индонезии и Саудовской Аравии, и в данном исследовании не разделяются мусульмане-сунниты, шииты, курды.

Л. Харрисон на круглом столе в Леонтьевском центреОсновные выводы, которые сформулировал Харрисон на основе своих сопоставлений:

Протестантские страны более расположены к модернизации, нежели католические страны, прежде всего в западном полушарии. По Индексу человеческого развития протестантские и католические страны различаются почти на 50 пунктов, при чем у первых средневзвешенная составляет 9,2 при максимуме 162, который считается наихудшим показателем. Из 10 наименее коррумпированных стран 8 — протестантские, в одной придерживаются конфуцианства (Сингапур), еще в одной — католичества (Люксембург, население которого составляет менее 500 тыс. чел.).

Северные страны (Финляндия, Швеция, Норвегия, Дания и Исландия) являются чемпионами прогресса. На развитие этих стран огромное влияние оказало лютеранство. Эти страны занимают лидирующие позиции согласно вышеуказанным индикаторам модернизации: Норвегия и Дания первые по показателям доверия в мире, недалеко от них ушли Швеция и Финляндия; по данным, опубликованным Международным Экономическим Форумом в 2004 году, при ранжировании стран по конкурентоспособности Финляндия заняла 1 место, Швеция — 3, Дания — 5, Норвегия — 6, Исландия — 10.

Конфуцианство более расположено к прогрессу, нежели ислам, индуизм, буддизм. В понятие конфуцианства автор вкладывает не столько непосредственно учение Конфуция, сколько культуру Восточной Азии в целом, в которой, несомненно, конфуцианство занимает основное положение, но также в него вплетены элементы даосизма, буддизма и другие верования. Среди данных, полученных по условно конфуцианским странам, наибольший вклад внес Китай, который портит общую картину, занижая все показатели, особенно средневзвешенные в пересчете на население. Однако средние показатели по другим странам группы — Японии, Южной Кореи, Тайваня, Гонконга и Сингапура — схожи с показателями католических стран по индексу человеческого развития; грамотности, включая женскую; ВВП на душу населения; распределению доходов. Уровень доверия в основном выше именно у приверженцев учения Конфуция, нежели у католиков, а уровень коррупции примерно одинаков.

Православная страна Греция является наиболее бедным членом Европейского Союза по данным 2004 года. Между православным и католическим христианством определенно существуют некие параллели, однако важно отметить, что на большинство православных стран было оказано большое влияние со стороны коммунистического строя. Благодаря советской системе образования страны, исповедующие православие (Белоруссия, Болгария, Греция, Грузия, Македония, Молдавия, Россия, Румыния, Сербия, Украина), занимают первые места по уровню грамотности. И из-за того же коммунистического строя православные страны лидируют в списках самых коррумпированных стран.

Ислам сильно отстает от западных религий и конфуцианства практически во всех аспектах. Показатели мусульманского мира демонстрируют сильное противодействие модернизации, что сильно контрастирует с той авангардной ролью исламских государств, которую они играли в первых веках зарождения этой религии. Особо необходимо отметить низкий уровень женской грамотности — менее 50% в Египте, Марокко, Пакистане, Бангладеш — как результат занимаемого невысокого положения женщины в исламской религии. А рождаемость в этих странах наиболее высокая в мире, согласно данным ООН 1995-2000 гг.

В индуистская Индия показывает высокие результаты экономического роста в последние годы, однако уровень грамотности весьма низок, особенно у женского населения, и процветает коррупция. Индия показывает лучшие результаты после протестантского мира по показателю уровня общей свободы, скорее всего это плоды мощного влияния британских политических институтов, укрепившихся там во времена колонизации. И в то же время более половины индийских женщин безграмотны — это также результат религиозных воззрений.

По буддизму весьма трудно обобщать данные из-за больших различий в странах, исповедующих эту религию. Но в целом можно сделать вывод, что буддизм не обладает значительной силой, подталкивающей к модернизации. К странам, половина населения которого исповедует буддизм, относятся Таиланд, Мьянма, Шри Ланка, Камбоджа, Лаос, Монголия и Бутан, при этом одна из стран с самым высоким уровнем свободы — Монголия, а с самым низким — Мьянма. И подобные тенденции наблюдаются и по другим показателям. 

Что и как меняется 

Культура формируется под воздействием многих факторов — религиозных, исторических, географических, но сами эти факторы подвержены изменениям и деформации, соответственно, меняется и культура. Здесь важно отметить, подчеркнул Харрисон, что культуры достаточно замкнуты, способностью впрямую изменять факторы, формирующие культуру, обладает лишь общество внутри этой культуры; воздействие из вне не может непосредственно влиять на культуру. Примером служит политика ДжорджаБуша-мл., который пытался навязать Ираку демократию, однако его вмешательство не увенчалось успехом.

За последнее время некоторые культуры довольно резко изменились, такой процесс наблюдался в Испании, провинции Квебек, Турции, Ирландии и некоторых других странах. Анализ изменений, которые наблюдались в последние годы в этих странах, позволил выявить некие общие тенденции.

Во-первых, особое внимание в быстро менявшихся странах уделялось изменению системы воспитания детей, потому что когда они вырастут, станут родителями, то будут так же воспитывать своих детей, как делали это их родители. Однако, эта система весьма тяжело поддается изменению.

Во-вторых, высшее образование. Фернандо Раймос из Гарвардского Университета, один из наиболее известных экспертов латиноамериканского образования, недавно подвел итоги эксперимента высшей школы, проведенного в двух областях Мексики. Цель проекта — использовать гражданское образование для упрочнения демократических идеалов и концепций в обществе. По предварительным оценкам, проект был крайне успешен, поставленные цели достигнуты.

Естественно, большим влиянием обладают также всевозможные средства массовой информации. Следующий канал изменения культурных ценностей — личность лидера. Политический лидер может сыграть исключительную роль в процессе формирования культурных ориентиров, если он сам заинтересован в более прогрессивном обществе. Примером могут служить Мустафа Кемаль в Турции в 1923 году, и Мэйдзи, японский император второй половины 19 века — начала ХХ века, который за время своего правления превратил Японию из феодальной страны в индустриальную.

Результаты сравнения прогресса России, Финляндии, США, Израиля и Эстонии можно увидеть в таблице 3.

Таблица 3. Сравнение основных показателей по России и некоторым другим странам 

Показатель

Россия

Финляндия

США

Израиль

Эстония

Совокупное население на 2010

141 930 000

5 360 000

309 309 000

7 580 000

1 340 000

ИНДЕКС ООН: от 1 до 182 (здоровье, образование, доход)

71

12

13

27

40

СВОБОДА: 1- лучший, 7 - худший (Источник: Freedom House)

5,5

1

1

1,5

1

ВВП НА ДУШУ НАСЕЛЕНИЯ (Источник: МВД 2009)

$14 920

$33 556

$46 381

$28 393

$17 908

КОРРУПЦИЯ: 10 – лучший, 1 – худший (Источник: Transparency International 2010)

2,2

8,9

7,5

6,1

6,6

ИНДЕКС КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ (Источник: Мировой Экономический Форум, 2009-2010)

63

10

2

31

39

Данные таблицы говорят сами за себя, если проранжировать страны по каждому из показателей, Россия займет во всех случаях последнее место. Эта сводка была представлена профессором Харрисоном президенту Д. Медведеву во время встречи 26-го мая 2010 г. С ее помощью профессор пытался продемонстрировать российскому президенту важность культуры и необходимость культурных изменений, потому что, как утверждает Харрисон, за каждым из представленных индикаторов скрывается культурная подоплека.

 

Яна Шокола

 

Подразделения