• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

«Новый курс» №20

Анализ ценовой политики «Газпрома» в странах СНГ и продолжающееся снижение инвестиций — две темы из еженедельного обзора Центра развития ГУ-ВШЭ

Экспорт газа политика и экономика

Цены «Газпрома» на постсоветском пространстве, в зависимости от рейтинга лояльности, колеблются от 170 до 270 долл./тыс.м3. Дешевле всего российское сырье обходится Белоруссии, с которой Россия пытается, правда, пока безуспешно, построить Таможенный союз. Самая высокая стоимость газа среди стран бывшего СССР установлена  для Грузии. До недавних поре еще дороже он обходился Украине (330 долл./тыс.м3), но после смены Президента в этой стране средняя цена для нее будет находиться на уровне 230 долл. /тыс.м3. Интересно отметить, что чем ниже установлена цена, тем в больших объемах страна покупает газ у «Газпрома».

Ценовая политика Газпрома в отдельных странах

Поставщики

Цена, долл./тыс.м3

Объем, млрд. м3

Потребители

Цена, долл./тыс.м3

Объем, млрд. м3

Азербайджан

244,5

0,5

Грузия

270

0,4

Казахстан

230,4

9,3

Молдавия

240

3

Туркмения

222

10

Украина

230

13

Узбекистан

220

13

Армения

182

1,5

 

 

 

Беларусь

169

21,5

В среднем

224

 

В среднем

196

 

Источники: РБК, СМИ, Центр развития

По такому же принципу строятся отношения «Газпрома» по закупке газа в Средней Азии. Самую низкую цену платят Узбекистану, и у него Россия закупает больше всего. При этом снижение цен на туркменский газ не заставило «Газпром» увеличить закупки у Ашхабада. Более того, они могут оказаться даже меньше прошлогоднего уровня, когда большую часть года импорт был перекрыт. Дороже всего российскому холдингу обходится топливо из Азербайджана, но и объемы закупок пока невелики. Впрочем, было объявлено, что «Газпром» договорился с Баку о закупках всех свободных объемов газа нетрудно догадаться, что основным мотивом для такого решения стало стремление не дать наполнить газом трубу Nabucco.

Что же получается в итоге? В среднем стоимость российского газа для ключевых потребителей из стран ближнего зарубежья в текущем году, по нашим оценкам, составит около 200 долл./тыс.м3 при средней цене закупки газа на уровне 224 долл./тыс.м3. Получается, что на такой операции «Газпром» теряет порядка 700 млн долл.

Сергей Пухов 

Инвестиции, по-прежнему, на дне 

После того как в марте-апреле появились слабые признаки возобновления роста кредитования апрельские данные Росстата о динамике инвестиций в основной капитал ожидались с особым нетерпением, так как они могли прояснить ответ на вопрос о том, началось ли здесь оживление. Это важно еще и потому, что большинство оптимистических прогнозов роста российской экономики на этот  год основаны именно на  высокой динамике накоплений в этом году: либо накопления  запасов (но об этом в другой раз), либо инвестиций (накопления основного капитала).

Увы, появление данных Росстата не порадовало ни нас, ни тем более оптимистов. Хотя прирост физических объемов инвестиций в основной капитал к тому же периоду прошлого года снова, как и в марте, был положительным, составив 2,3% (против 0,9% в предыдущем месяце), однако со снятой сезонностью, по нашим оценкам, прирост в апреле к марту составил микроскопические 0,1%, что фактически означает продолжение стагнации, начавшейся в декабре 2009 г., когда падение, составлявшее 1,5% в среднем за месяц в первые 11 месяцев прошлого года, прекратилось, но в рост так и не перешло.

Если стагнацию инвестиций экстраполировать на оставшиеся месяцы года (с учетом сезонности), то получается любопытная картина: в ближайшие четыре месяца рост инвестиций к тому же периоду прошлого года за счет эффекта низкой базы усилится, составив около 7% в мае и июне, 6% в июле и более 8,5% в августе, однако затем прирост снова глубоко уйдет в отрицательную область до минус 10%, а по итогам года прирост инвестиций составит минус 1%. Повторим, это при условии стагнации инвестиций на апрельском уровне.

Что может прервать эту стагнацию? Резко возросшая загрузка мощностей? Не похоже. Восстановление кредитования? Проблематично на фоне продолжающегося роста просроченной задолженности и высокой долговой нагрузки на частный сектор. Курс рубля? Так, он укрепляется, снижая конкурентоспособность отечественной продукции на внутреннем рынке. Все это означает, что стимулов для инвестиций в экономике пока не просматривается. Экономическая теория против восстановления инвестиционной динамики.

Но теория теорией, а на практике значимым источником инвестиционного ускорения могут стать программы естественных монополий, контролируемых государством. Если «Газпром»  увеличит, как планировалось,  в этом году свои капвложения более чем на треть по сравнению с 2009 г. (до 664 млрд. рублей без учета долгосрочных финансовых вложений), электроэнергетики выйдут на утвержденный предкризисный график и фактически увеличат свои инвестиции на 70% (до 998 млрд. рублей),  а РЖД после недавнего увеличения инвестпрограммы на 24 млрд. рублей сумеет сохранить её на уровне прошлого года (около 300 млрд. рублей), то инвестиции «Большой тройки» в целом вырастут более чем на треть, что даст прирост инвестициям в экономику примерно на 6-7 п.п.

Однако, как показывают только что появившиеся данные Росстата о динамике инвестиций в основной капитал, в первом квартале 2010 г. в отраслевом разрезе ни «Газпром», ни электроэнергетика пока не вышли не заявленные в их годовых инвестиционных программах приросты капвложений: в добыче топливно-энергетических полезных ископаемых, куда включена добыча нефти и газа, инвестиции в первом квартале снизились примерно на 5% год к году, в трубопроводном транспорте (где учитываются инвестиции нефтяников и газовиков в «трубу»)  они обвалились более чем наполовину, в электроэнергетике инвестиции хотя и выросли почти на четверть, но это  далеко от объявленного ими рывка. Правда, железнодорожники увеличили свои капвложения в первом квартале почти на треть, но этого недостаточно для перелома общей негативной динамики  инвестиций в негосударственном секторе экономики.

В результате не стоит удивляться, что за январь-апрель инвестиции в экономике в целом упали на 2,3%, а в секторе крупных предприятий, по которым есть данные пока только за первый квартал - более чем на 20%. Конечно, есть определенные предпосылки для оживления инвестиций во второй половине года. Помимо снижения инфляции это увеличение инвестиционного импорта и рост в последние два месяца производства строительных материалов (на 0.3 и 1% со снятой сезонностью в марте-апреле). Однако если на фоне ускорения оптовых цен инфляции ускорится и инвестиционного оживления так и не  произойдет, то Россия потеряет один из двух (наряду со спросом домашних хозяйств) важнейших внутренних источников  восстановления спроса. А на рост внешнего спроса или чистого экспорта рассчитывать в ходе выхода из этого кризиса никому, в том числе и России, не приходится. Экспорт вряд ли будет сильно расти из-за хронических проблем в Еврозоне и США, а ограничение импорта в той или иной стране проблематично на фоне  волны конкурирующих девальваций и неприемлемости для мирового сообщества  агрессивного  повышения импортных тарифов.

Валерий Миронов

Полный текст бюллетеня "Новый курс" №20, 29 мая — 4 июня 2010 г.

 

8 июня, 2010 г.