• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Стратегия-2030 для Калужской области

Стратегия догоняющей модернизации — тупик для российских регионов, так как она не принесет необходимых средств для вложений в развитие инфраструктуры и социальную сферу. Лишь инновационная стратегия под лозунгом «Инвестируй в человека» может помочь решить весь комплекс региональных проблем, в том числе в Калужской области, считает зам. губернатора Калужской области Максим Шерейкин

Догоняющая  модернизация

Калужская область — лидер новой индустриализации. Регион отличается новыми качественными показателями роста. В ЦФО он занимает первое место по показателю инвестиций на душу населения, в РФ — второе место, а по объему промышленного производства на душу населения — пятое место в стране (см. рис. 1). Это в том числе и  результат привлечения в регион крупных промышленных инвесторов, которые пришли в область в последние два года.

Рисунок 1. Калужская область — лидер новой индустриализации

Калужская область - лидер новой индустриализации

Источник: материалы Министерства экономического развития Калужской области

Та финансовая модель, которую область построила для развития автомобилестроительного кластера и индустриальных парков, показывает, что максимальный эффект от новой индустриализация и реализации начатых крупных инвестпроектов — это прирост ВВП к 2015 г. на 40%, а в пересчете на душу населения — достижение уровня в 10 тыс. долл. (см. граф. 1). То есть несмотря на все успехи в индустриализации при следовании по этому пути и через пять лет региональные показатели будут ниже средних по России, и, главное, регион не получит средства в том объеме, который необходим для модернизации коммунального хозяйства, инженерной инфраструктуры, строительства дорог.

График 1. ВВП на душу населения (долларов по  ППС)

ВВП на душу населения (долларов по  ППС)

Источник: материалы Министерства экономического развития Калужской области

Стратегия-2030: «Инвестируй в человека»

Поиск новых источников экономического роста привел к разработке «Стратегии развития Калужской области до 2030 г.» — инновационной по сути, а не только модернизационной. Ее главная цель — создать и развить ту инновационную инфраструктуру, которая стала бы привлекательной для местных инноваторов и для инноваторов за пределами области. При этом центр тяжести внимания со стороны администрации области будет постепенно смещаться от привлечения крупных инвесторов на привлечение людей и компетенций, т.е. носителей идей, инициаторов проектов. Люди — ключевой элемент Стратегии развития. Не случайно она названа «Инвестируй в человека». Здесь на первый план выходят не инженерные площадки, и даже не столько сама инновационная инфраструктура, сколько качество города, городской среды, качество региона. Однако собственно эффект от программы может быть достигнут лишь на третьем этапе ее реализации — после 2020 г. То есть в том числе и после достижения эффектов от политики модернизации региона.

В программе три приоритета: создание инновационной инфраструктуры, пространственное развитие, создание и развитие кластеров. Трудность в том, что двигаться для достижения поставленных целей придется по всем этим направлениям сразу.

Элементы инновационной инфраструктуры в регионе в значительной мере созданы или обозначены. Это инфраструктура в сфере производства новых материалов, в сфере биотехнологии и фармацевтики, ядерных технологий и радиационной медицины, информационных технологий.

Второй приоритет — это гармоничное развитие территорий области, улучшение качества среды.

Создание кластеров для нас сегодня — наиболее очевидный механизм. Стратегия предполагает создание в регионе 7 кластеров (см. Рис. 2). Для нас самое это понятие — кластер — не просто модное слово. Регион не может развивать у себя все, кластер — это способ экономии на инфраструктуре, способ экономии на образовании и лучшее понимание целевых групп и аудиторий. Ведь настоящий кластер — это не только якорные сборщики, поставщики, но и региональная система образования, исследований и разработок.

Рисунок 2. Третий приоритет: создание и развитие кластеров

Третий приоритет: создание и развитие кластеров

Источник: материалы Министерства экономического развития Калужской области

Потенциал — стратегия — проекты

По масштабам научно-исследовательских разработок Калужская область входит в тройку по ЦФО, а по уровню научного потенциала занимает четвертое место. По количеству организаций в научно-исследовательской области, по количеству занятых в этих организациях, по различным рейтингам (НАИРИТ, Эксперт-РА) область входит в двадцатку лидеров по России. Между тем собственно инновационная активность предприятий низка. Только 8,9% всех организаций области осуществляют технологические новации (в среднем по России — 9,4%). По изобретательской активности и патентования изобретений — область занимает 10-е место в ЦФО по итогам 2009 г. Эти цифры говорят о том, что мы не научились коммерциализировать разработки и исследования, которые у нас проводятся. И именно коммерциализации научно-технического потенциала, научно-технических разработок будут посвящены текущие задачи развития инновационной политики. Согласно стратегии развития Калужской области  уровень инновационной продукции должен достичь до 2020 года 20%.

Стратегия развития предусматривает, что на первом этапе «новой индустриализации» — в период до 2015 г. — будет создано до 22 тыс. новых рабочих мест, привлечено до 5 млрд долл. иностранных инвестиций, что, в конечном счете, обеспечит 34 млрд руб. налоговых поступлений в региональный бюджет к 2015 г. (см. Рис. 3). На 1 рубль государственных вложений область привлекает до 15 рублей частных инвестиций.

Рисунок 3. Результаты индустриальной политики

Результаты индустриальной политики

Источник: материалы Министерства экономического развития Калужской области

Без сомнения, инновационная политика не может строиться на тех же принципах, что и политика модернизации — и по причине менее очевидных сроков окупаемости, большего количества косвенных эффектов, нежели прямых. А потому такой путь развития нуждается в поддержке через субсидирование, предоставлении венчурного финансирования, государственных гарантий и кадрового обеспечения.

Стратегия состоит из 12 проектов, которые администрация области будет реализовывать совместно с органами местного самоуправления. И большинство из проектов тем или иным способом связаны с инновациями и тем или иным способом связаны с г.Обнинском. Один из этих проектов — венчурный форум и ярмарка инновационных проектов. В дальнейшем мы планируем из Обнинска сделать общероссийскую площадку для трансфера технологий. Брендовая составляющая нашего города есть. Другими проектами является создание регионального университета, центра радиационной медицины.

Мифы инновационной политики

Государственные вложения в инновации окупать нужно! Потому что без возврата средств никогда не будет достаточного объема финансирования и никогда инновационная система не будет капитализироваться, финансово наполняться в экономически значимых объемах. Не  возможно же вечно вынимать деньги из бюджета — то есть отбирать средства у ЖКХ, медицины и образования, не возвращая их обратно. Миф о том, что госвложения в инновации окупить нельзя, уходит в прошлое. Задача сегодня стоит так — научиться деньги вкладывать таким образом, чтобы они возвращались, давали реальную отдачу.

Что для этого необходимо сделать? Бытовало представление, что для этого надо создать институты развития, венчурный фонд, фонд поддержки малого предпринимательства, предоставлять субсидии и т.п. И тогда инновации будут сами собой рождаться и развиваться. Оказалось, что это не так. Венчурные фонды в нашей стране не находят проектов для вложений. Выяснилось, что инновационные проекты нужно искать, упаковывать, продвигать. И в этом, в том числе, состоит в том числе роль госвласти, казалось бы, ей не свойственная.

Третий миф инновационной политики — приоритет поддержки местных инновационных проектов. Для нас, естественно, местные проекты всегда будут приоритетными, но нельзя этим ограничиваться. Не менее важно расширение целевой аудитории. То есть поиск инновационных проектов и научно-исследовательских разработок по специализации области, привлечение их в регион путем создания лучшей и конкурентоспособной региональной инновационной инфраструктуры.

В результате разработки стратегии мы пришли к более широкому пониманию: инновационная политика должна быть комплексной политикой области и органов местного самоуправления. Потому что она завязана на развитие городов, на развитие человеческого потенциала: на образование, на здравоохранение, на уровень предоставления государственных услуг, без которых невозможно создать фактически никакую новую структуру.

Наконец, особой устойчивостью обладает миф о том, что для развития инноваций нужны государственные деньги. Это самый простой, но далеко не всегда самый эффективный способ развивать инновационную систему. Для развития инноваций нужны люди и прежде всего люди.

Максим Шерейкин

Презентация к статье зам.губернатора Калужской области Максима Шерейкина

Стратегия социально-экономического развития Калужской области до 2030 г.

1 июня, 2010 г.