• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
vision

Словацкий БАМ

Проект РЖД в Словакии — строительства широкой ж.-д. колеи — получил поддержку политического руководства двух стран. Однако его реализация может встретить серьезное противодействие со стороны самых разных слоев общества, обеспокоенных тем, что российские проекты мало способствуют созданию новых рабочих мест, отмечает Олег Казанков
26 мая, 2010 г.

«Словакия — открытая и комфортная дверь в Евросоюз», — заявил во время визита в Словакию президент России Дмитрий Медведев. Первыми и пока единственными в России, кто увидел словацкую дверь в ЕС, стали «Российские железные дороги». Контракты, подписанные в Словакии во время визита российского президента, были связаны в основном с проектом ОАО «РЖД» по строительству широкой железнодорожной колеи 1520 мм по территории Словакии на трассе Кошице — Братислава — Вена. Сегодня широкая колея как раз доходит до Кошице (90 км от украинской границы) — промышленного центра на востоке Словакии. 500 км новой трассы от Кошице до Братиславы пройдет по территории Словакии. 60 км широкой колеи от Братиславы до Вены будут проложены по территории Австрии. Строительство новой линии запланировано на 2013–2015 гг., а стоимость проекта оценивается в 4,7 млрд евро. Коммерческие перевозки по новой ветке начнутся с 2016 г., а их объемы к 2025 г., как планируется, составят по участку Кошице — Братислава 23,7 млн т, а по участку Братислава — Вена — 18,5 млн. т.

По словам президента ОАО «РЖД» Владимира Якунина, благодаря широкой колее вдвое сократятся сроки доставки грузов из Европы в Восточную Азию по сравнению с морским маршрутом — с 30 до 14 дней. На перевозке одного стандартного контейнера производители и поставщики сэкономят от 100 до 1000 долларов.

По проектируемой дороге в Европу будут перевозиться и контейнерные, и сырьевые грузы (железная руда, черные металлы и др.), в обратном направлении — только контейнеры. Для России широкая колея обеспечит кроме прямой перевозки грузов из Азии еще и поддержку строительства, а позже — эксплуатацию газопровода «Южный поток», который пройдет через Болгарию в Австрию, так что небольшой по российским меркам Словацкий БАМ —элемент большого проекта и серьезных стратегических интересов.

Противники и сторонники 1520

Противников проекта в Словакии и Евросоюзе хватает. За колеей 1520 видят экономическую экспансию России на рынок ЕС. Один из главных аргументов недоброжелателей в Словакии — потеря рабочих мест на пограничной железнодорожной станции Чиерна-над-Тисой. На ней груз «перекладывается» с широкой российско-украинской колеи на узкую европейскую. Функцию перевалочной станции возьмет на себя новый перегрузочный терминал в Вене, а около тысячи словаков потеряют работу.

Сопротивляется проекту и оппозиция. Ее доводы таковы: собственно колея Словакии загружена на 20%, так что загружать следует ее, а не русскую широколейку. Покажут характер и владельцы земельных участков, по которым пройдет новая колея. 80% новой широкой колеи пройдет вдоль старой узкоколейки, 20% будут построены с нуля. Вопрос участков, необходимых для строительства автомагистралей и промышленных объектов, в Словакии всегда решался болезненно. Можно с уверенностью прогнозировать и возражения со стороны компаний, осуществляющих автомобильные перевозки. Словацкие «дальнобойщики» развозят грузы из Словакии и в Европу, и в Азию, а постоять за свои интересы умеют.

Своими протестами в начале года, связанными с электронной уплатой дорожных взносов, дальнобойщики вынудили правительство пойти на отдельные уступки. Российская широкая колея заберет работу у многих из них. Без боя «дальнобойщики» не сдадутся.

Логика сторонников российско-словацкого проекта и, в частности, министра транспорта Любомира Важного, иная. Русские построят свою колею и будут о ней заботиться. Широкая российская колея принесет в словацкий бюджет дополнительные поступления за железнодорожный транзит так же, как транзит нефти и газа. Поддержали проект «РЖД» и экологи. Железная дорога при больших, чем автотранспорт, объемах перевозимых грузов выбрасывает в атмосферу гораздо меньше вредных веществ. А воздух вдоль автодорог Словакии уже сегодня оставляет желать лучшего. И, наконец, собственно проект РЖД поддержан в общественном мнении и рядом сопутствующих контрактов.

«Ты мне — я тебе»

«РЖД» заключило контракт на 5,3 млн. евро с небольшой фабрикой одежды «I. TRAN.» в Татрах о производстве для российских железнодорожников термоодежды. Вероятно, подобную одежду шьют и в России, но такой контракт, действительно, важен для общественной поддержки всего проекта Словацкого БАМа. Кстати, Иван Транчик, владелец словацкой фабрики «I. TRAN.» в конце восьмидесятых работал в чехословацком торгпредстве в Москве и отлично знает, что и когда нужно предлагать русским.

Внешнеторговый оборот между Словакией и Россией составил в  2009 г. 4,789 млрд долл. По сравнению с 2008 г. он сократился более, чем наполовину. Около 90% российского экспорта составляют энергоносители, нефть, газ и ядерное топливо для словацкой АЭС. Дефицит внешнеторгового оборота Словакии с Россией в 2009 г. году составил  2,956 млрд долл (2,053 млрд евро)

Еще более крупные заказы «РЖД» связаны с другим подписанным российской компанией договором — о создании совместного предприятия (СП) между словацким вагоностроительным заводом «Татравагонка» (г. Попрад) и российским «Трансмашхолдингом». СП займется проектированием и изготовлением грузовых вагонов и платформ сочлененного типа для российских железных дорог. Первый заказ «РЖД» новому СП составил 2 тыс. вагонов. Инвестиции в СП в объеме 30 млн евро в стране оценили как правильный с дипломатической точки зрения ход. Русские в таком случае говорят: «ты мне — я тебе», а словаки: «ниечо за ниечо». Словакия еще не оправилась от кризиса. Безработица в регионах, где будут выполняться заказы «РЖД», выше 20%. «Татравагонка» открывает сейчас свой давно замороженный филиал в г. Требишов и набирает рабочих. Собственно, Попрад и Требишов проекту аплодируют, но это еще не вся Словакия. Если в ходе июньских парламентских выборов политический курс в стране сместится в сторону нынешней оппозиции, воплощение в жизнь проекта 1520 не будет таким гладким, как до сих пор.

Нераскрытая дверь в Европу

Кроме «РЖД» никто из российских фирм в Словакии крупных инвестиций не делал. Маленькая Словакия остается для российского бизнеса лишь транспортным коридором и рынком для сбыта и транзита сырья. Тогда как бизнесмены из Америки и Азии воспринимают эту страну как входную дверь на рынок Евросоюза.

ЕС свой рынок тщательно защищает. Экспорт машиностроения и высокотехнологичного оборудования из Россию в ЕС стремительно падает. Если, по данным Росстата, российский экспорт в январе 2009 г. возрос на 58,3% — до 28,4 млрд долл., то в экспорте машин, оборудования и транспортных средств — тотальный провал, снижение поставок за рубеж на 23,4%. Причем экспорт в Азию еще как-то поддерживает российское машиностроение в мире, в Европе же его доля сокращается. Это происходит не только по вине России и мирового кризиса. ЕС не очень охотно пускает на свой рынок машины и технологии из России, своего конкурента. Например, ЕС ввела квоты на российский металлопрокат, потом — антидемпинговую пошлину от 25% до 35% в зависимости от марки стали. Словацкие машиностроители покупают металлопрокат для своих заводов, но антидемпинг платят не в кассу своей страны, а в кассу Еврокомиссии.

Следующая причина снижения экспорта российского машиностроения — это обязательная сертификация на территории ЕС. Муторный, длительный и достаточно дорогой процесс. Потому что, перед тем как выдать сертификат, продукцию нужно еще испытать в специальных лабораториях на предмет соответствия евростандартам. Президент России Д. Медведев предложил как можно быстрей изменить российские стандарты, существующие еще с советских времен, приспособить российские ГОСТы к европейским нормам. Тогда отпадут проблемы с сертификацией российских товаров на территории ЕС. Однако процесс создания новых норм и переговоры с Еврокомиссией не будут быстрыми, уйдет на это лет пять, а то и больше.

Словацкие фирмы предлагают для россиян выход. Если российская продукция будет выпускаться на заводах Словакии, она сможет поставляться на рынок ЕС без длительного процесса сертификации, без таможенной пошлины, всевозможных антидемпинговых выплат, дополнительных испытаний, противостояния конкурентов. К примеру, вся продукция Восточно-Словацкого машиностроительного завода VSS Trading соответствует действующим в ЕС нормам, имеет маркировку знаком СЕ (европейское соответствие) и все необходимые европейские сертификаты. На выпущенную совместно с российской компанией у нас российскую продукцию можно ставить и товарный знак словацкого завода, и знак российского завода. С нашим товарным знаком российские изделия могут сразу поставляться конечным европейским потребителям.

Из всего бывшего блока СЭВ Словакия осталась наиболее лояльной и доброжелательной к России страной. Можно вспомнить и близкий славянский менталитет, и русский язык, которым большинство словаков владеет. Русских сейчас в Словакии ждут, пожалуй, не меньше, чем в 45-ом, а для России маленькая Словакия — реальный шанс построить здесь полноценный плацдарм для вступления на рынок ЕС. Но выгоды собственного дела в сердце Европы российские компании, кроме «РЖД», пока не увидели.

Олег Казанков, Словакия, специально для Opec.ru

Материалы по теме

Инвестиции в инфраструктуру поддержат экономику

Новыми драйверами роста российской экономики может стать строительство жилья, пространственное развитие территорий и инфраструктурные проекты, рассказал известный российский экономист, президент Хозяйственного партнерства «Новый экономический рост» Михаил Дмитриев на лекции «Развитие транспортной инфраструктуры: как оценить ее влияние на экономику?» в Банковском институте НИУ ВШЭ

Чем дольше, тем дороже

В Голландии, как и у нас, чем дольше идет стройка, тем она обходится дороже. Но там наблюдается и другое – недорасход средств при строительстве автомобильных и железных дорог

РЖД: усиление госмонополизма или развитие конкурентной среды

Чиновники и экономисты спорят о том, какое будущее ждет российские железные дороги. Даст ли им новое дыхание расширение участия частного капитала или же следует возвратиться к полностью государственному управлению? Выступления Фарида Хусаинова и Михаила Волкова в Высшей школе экономики

Бизнес берет на себя обязанности муниципалитетов

Крупные российские компании используют поддержку социальной инфраструктуры по месту своей «прописки» как гарантию лояльности властей. Обзор статьи С. Леппэнена, М. Линдена, Л. Соланко