• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Российская сталь «немцу» не годится

Серьезным вызовом для автомобильных компаний, приходящих в Россию, остается формирование базы поставщиков компонентов. Иностранные производители автомобилей в России по-прежнему вынуждены импортировать львиную долю компонентов. О том, почему так происходит, рассказывает руководитель отдела развития поставщиков «Volkswagen Group Rus» Харальд Манценридер (Harald Manzenrieder)

— С какими проблемами столкнулась компания при организации производства в России?

— Мы в концерне Volkswagen привыкли скорее говорить о непростых задачах, нежели о проблемах. Организация производства нового автомобиля на новом заводе — это всегда сложный процесс. Калужский проект предполагает высокую степень локализации. Нашей задачей является организация закупок у российских поставщиков, как у традиционных, так и у международных компаний, имеющих в России свои производства. Как и многим другим иностранным инвесторам, концерну Volkswagen пришлось выучить несколько уроков.

Например, для одного из проектов мы разослали более 250 запросов поставщикам в России. Ответы мы получили только от 40 компаний. В итоге мы смогли заказать девять компонентов у пяти разных локальных поставщиков для этого проекта.

Дело в том, что часть поставщиков не могла выпускать продукцию в соответствии с нашими требованиям, как техническими, так и по качеству. Другие не могли обеспечить своевременную доставку. У нас также сложилось впечатление, что некоторые из поставщиков просто не поняли технические параметры и наши требования.

Наконец, многие производители компонентов устанавливают слишком высокие цены. Зачастую импортировать из Европы, Индии или Китая, учитывая все издержки: производство, упаковку, транспортировку, таможенные сборы — дешевле, чем закупать у местных производителей.

Однако мы в Volkswagen Group Rus намерены соблюсти сроки и требования по локализации, установленные режимом промсборки и зафиксированные в нашем инвестиционном соглашении. Поэтому мы оказываем нашим поставщикам поддержку, консультируем их при организации производства и прохождении сертификации. Правительство Калужской области и городская администрация Калуги очень активно нас поддерживают. Это позволяет нам преодолевать препятствия, с которыми сталкиваемся как мы, так и наши поставщики.

Справка Opec.ru

Инвестиционное соглашение между концерном Volkswagen и правительством РФ было подписано 26 мая 2006 г. Строительство завода началось в октябре 2006 г. 28 ноября 2007 г. состоялось открытие производства и начало крупноузловой сборки (SKD). В октябре 2009 г. запущено производство полного цикла (CKD). В настоящее время завод производит по полному циклу три модели: Volkswagen Tiguan, Skoda Fabia и Skoda Octavia — и еще двадцать моделей по технологии крупноузловой сборки. Из-за сокращения российского автомобильного рынка в 2009 г. на 50%, производство несколько ниже первоначально запланированного — 48 500 автомобилей. В перспективе планируется выход на производственную мощность в 150 тыс. автомобилей в год, а также производство до семи моделей Volkswagen и Skoda. Летом начнется производство нового седана Volkswagen, разработанного специально для российского рынка. На заводе работают 2 900 человек

— О каких препятствиях идет речь, какие усилия и с чьей стороны необходимы для их преодоления?

— К сожалению, когда мы пришли в Россию, здесь не оказалось развитого рынка поставщиков компонентов, как в других регионах мира. Традиционные российские автопроизводители производят основную часть компонентов сами. Поэтому существует немного независимых поставщиков, и большинство из них не привыкли работать по международным стандартам и соблюдать процедуры.

Мы тесно сотрудничаем с компаниями, которые обладают потенциалом развития до поставщиков первого уровня и которые хотят и способны добиться необходимого уровня качества. Для этого у нас созданы команды из специалистов разных областей: по техническому развитию, качеству, закупкам и т.д. Мы оказываем поставщикам консультационную поддержку: анализируем организацию процессов, делимся своим ноу-хау, предлагаем варианты по улучшению и оптимизации. При подготовке к сертификации наши партнеры могут воспользоваться помощью российских и международных консультантов. Мы также продолжаем сотрудничество и с нашими устоявшимися зарубежными поставщиками. Тем более что многие из них начали организацию своих производств в России. Несмотря на все сложности и кризис, Volkswagen Group Rus сможет соблюсти все сроки и требования, которые установлены режимом промсборки.

— Поменялось ли что-нибудь за последние годы, в том числе в области производства компонентов в России?

— Постановлениями №166 и 566 российское правительство создало условия для новых инвестиционных проектов в России для международных автопроизводителей и производителей компонентов. Однако нужно пройти еще длинный путь, прежде чем компании смогут достичь такого же уровня локализации, как, например, в Китае, Индии или Бразилии.

Для производства некоторых компонентов мы пока не нашли поставщиков, которые могли бы обеспечить необходимое качество и соответствие нашим техническим требованиям. Можно привести в пример сталь. Есть поставщики, которые предлагают использовать сталь более низкого качества, но большей толщины. Но это совершенно невозможно, это бы изменило все другие характеристики автомобиля и его эксплуатационные качества.

Мы не идем на компромиссы в таких вопросах. Любой автомобиль Volkswagen или Skoda, произведенный в Калуге, должен быть столь же высокого качества, как его братья (или сестры) из Германии или Чехии.

Мы считаем, что российское правительство могло бы использовать и другие меры для стимулирования развития автомобильного производства в России, не только таможенные пошлины. Следовало бы поощрять технологическое развитие местных производителей компонентов.

Справка Opec.ru

В Южной Корее действует запрет на отверточную сборку, производители автомобилей обязаны в течение шести лет локализовать 90% производства, аналогичные требования — в Бразилии. В Индии уровень локализации должен составлять 70%, при этом при ввозе комплектующих взимается пошлина в 60%. (см. подробнее).

— Так как же удается добиться необходимого уровня локализации производства?

— У нас уже есть поставщики, производящие непосредственно в Калуге. Некоторые организовали производство на уже существующих предприятиях, а кто-то решил построить полностью новые заводы. Вместе с администрацией Калуги мы активно привлекаем инвесторов в технопарк «Грабцево», который находится в непосредственной близости от завода, и в котором нам предоставляются особые условия. Вдобавок к этому у нас и поставщики, которые осуществляют поставки за 1000 км.

Рисунок 1: Индустриальные парки и технопарки в Калуге

Индустриальные парки и технопарки в Калуге

Источник

В Калуге расположились три автомобильных завода: совместное производство PSA Peugeot Citroen и Mitsubishi в индустриальном парке «Росва» (завод запущен 23 апреля 2010 г., общая площадь 472 га), завод Volvo Trucks и Renault Trucks в технопарке «Калуга-Юг» (172 га) и производство Volkswagen Group Rus в «Грабцево» (400 га)

— Сотрудничаете ли Вы с конкурентами, такими как PSA, Ford, Renault, Mitsubishi или другими?

— Да, мы сотрудничаем на разных уровнях. С компаниями, которые находятся в Калуге, у нас более близкие отношения. Мы все выиграем от развития производства компонентов, а наши поставщики, в свою очередь, заинтересованы в больших масштабах производства и сбыта. Есть и другие области сотрудничества, например работы с персоналом.

— Вы готовы делиться знаниями и компетенциями с другими?

— Что касается поставщиков компонентов, мы сотрудничаем с ними так же, как делаем это в других странах. Сюда относится и передача опыта в тех случаях, когда это необходимо. Что касается станков и оборудования, любая компания может купить их, выбрав из каталога. Здесь нет больших секретов. Вопрос в том, насколько эффективно используется оборудование и как налажен производственный процесс. В этом плане у нас с другими автопроизводителями разные подходы, которые могут отличаться принципиально.

— Что необходимо сделать, чтобы стать поставщиком Volkswagen Group Rus? Есть ли набор каких-то обязательных условий?

— Ну, здесь главное — желание. Есть компании, которые полностью удовлетворены тем, что работают для местного российского рынка. Часто требуется много сил, времени и денег, чтобы пройти квалификационный процесс и стать поставщиком Volkswagen Group Rus или другого иностранного производителя. При этом компании-кандидату необходимо пройти всю процедуру, чтобы стать поставщиком первого уровня, любой другой результат мы рассматриваем как потерю времени и денег. Как бы то ни было, некоторые поставщики приходят к нам и просят помочь модернизировать процессы и их продукцию, и мы готовы это сделать.

Беседовала Юлия Литвинова

24 мая, 2010 г.