• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Автодилеры: оценка потребителя

Российские автодилеры планируют расширить обслуживание постгарантийных автомобилей и увеличить долю сервисных услуг в своих доходах, а пока тщательно отслеживают, как меняются предпочтения потребителей и оценивают перспективы расширения сотрудничества с производителями автомобилей, запчастей и компонентов

Таков лейтмотив выступлений на XII Всероссийском автофоруме «Российский автобизнес: Как вернуться к прибыльной деятельности?»

Перемены в потребительском поведении

Потребительское поведение стало более рациональным, чувствительность к ценам выросла, соотношение цена-качество стало более важным, потребители более тщательно собирают информацию, отметил Александр Мойнов, гендиректор Chevrolet в России. Об этой же тенденции свидетельствуют и исследования GfK Rus. Потребители сегодня, полагают автодилеры, рассматривают покупку автомобиля как вложение средств, в том числе и тех сбережений, которые ранее направлялись на рынок недвижимости, ставший в кризис малопривлекательным для частных инвесторов. Лояльность к бренду существенно снизилась. При покупке предпочтения отдаются опциям и аксессуарам, связанным с безопасностью, а затраты на дизайн или комфорт минимизируются.

Дополнительные опции покупаются чаще, если авто приобретается в кредит, отметил, руководитель блока автокредитования «Юниаструмбанка» Максим Матанов. Такие автомобили и обновляются чаще. В целом по России благодаря субсидированию процентной ставки в 2009 г. росла доля машин, проданных в кредит. К концу года прирост составил 25% в количественном выражении, или 15% — в денежном. В последнее время растет спрос в России на программы buy-back.

Исследование GfK Rus фиксирует еще одно отличие российского покупателя от европейского: менее 1% опрошенных в нашей стране назвали «загрязнение окружающей среды» фактором «номер один» при выборе автомобиля, в то время как в Европе это второй по значимости фактор потребительских предпочтений.

По прогнозам GM/Chevrolet, в сегменте машин класса А потребительский спрос в ближайшие годы сохранится (см. Табл. 1), однако если сегодня в этом сегменте 70% продаж приходится на одну марку, Daewoo Matiz (на платформе Matiz выпускается также Chevrolet Spark), то в недалеком будущем произойдет перераспределение потребительских предпочтений между несколькими брендам и производителями. К А-классу относятся VW Lupo, Peugeot 107, Citroen C1, Ford Ka, Renault 107, а также Chery QQ, очень похожий на Matiz, и Smart ForTwo. Автомобили именно этого класса с электрическим двигателем поступят в массовую продажу с 2012 г. Сейчас, как подчеркивает Мойнов, сегмент А не занимает на российском рынке той доли, на которую мог бы по праву рассчитывать.

Сегмент SUV наименее подвержен кризису. Его доля, по прогнозам экспертов, и в дальнейшем будет оставаться стабильной.

Сегмент MPV — самый молодой — оказался и самым пострадавшим в результате кризисного сжатия доходов автовладельцев. Потребители «опустились» в сегмент С. Доля данного сегмента, благодаря уникальным потребительским качествам автомобилей, составляет в Европе около 8%. В России в среднесрочной перспективе ожидается возвращение сегмента MPV на докризисный уровень (1,7% рынка), считают в Chevrolet.

В сегмент С, по прогнозам дилеров, будет смещаться спрос потребителей, выбирающих сегодня машины класса В (см. подробнее Диаграмму «Сегментация российского автомобильного рынка» в статье «Автомобильный рынок: от стагнации к росту».

Таблица 1 Сегменты автомобильного рынка

Классификация EEC (EEC / классификация Euro NCAP)Модели (пример) Пр-во в России, существующее или планируемое
A (mini / supermini)Matiz, TwingoA 
B (small)Accent, Fiesta, Corsa, Lada Kalina, Clio, Sandero, GetzBLogan, Fabia, Jetta, Sandero, Accent
C (medium / small family car)Focus, Priora, Corolla, Golf, Civic, C4, Peugeot 307, Astra, Megane, AlmeraCFocus, Lacetti, Albea, Octavia, Citroën C4, Peugeot 308, Elantra
M (multi purpose / small + large MPV)Zafira, Touran, Previa, Espace, PartnerMPVTiguan
S (sport coupes/incl. roadster sports), J (sport utility/small off-road, large off-road)Porsche Carrera/Boxter, MB CLK, CorvetteSUVTouareg, Citroen C-Crosser, Peugeot 4007, Mitsubishi Outlander-XL
E (executive), F (luxury)MB E, Audi A6, BMW 5/7LuxurySonata, Siber, Tiana, Captiva, Camry, Antara
D (large/large family), Mondeo, Vectra, Avensis, Passat, MB C, BMW 3, Audi A4OtherPassat,  Cruze

Источник: European Economic Commission, Euro NCAP

Перспективы автодилеров

В России 72% прибыли дилеров приходится на продажи новых машин, только 20% — на сервис. В то время как в Европе, по данным PwC, пропорция обратная — на  сервисные услуги дилеров и на продажу подержанных машин дилерами приходится 70–75.

По мере старения автомобиля все меньше клиентов обращаются к дилерам, констатирует главный управляющий директор «Рольф» Сергей Щербенин (см. Диаграмму 1). Постаревшие автомобили «уезжают» к конкурентам или в «гараж». Причем, вероятно, в большей мере в «гараж», чем к конкурентам, поскольку соответствующие показатели более или менее одинаковы у всех дилеров автомобильного рынка. В результате, контроль за «чистотой» продукции ухудшается. Однако, отмечают представители компаний-дилеров, сделать постгарантийный сервис автомобилей прибыльным для дилера без поддержки со стороны производителей автомобилей очень сложно.

Диаграмма 1. Клиенты, купившие машины в 2006–2009 гг., вернувшиеся на сервис в 2009-м (доля в общем числе клиентов, купивших машины в «Рольф»)

Клиенты, купившие машины в 2006-2009 гг., вернувшиеся на сервис в 2009-м (доля в общем числе клиентов, купивших машины в «Рольф»)

Источник: «Рольф», опросы клиентов

Диаграмма 2. Выбор места сервисного обслуживания

Выбор места сервисного обслуживания

Источник: Gfk Rus internal research (цит. по «Объективная оценка потребительских предпочтений лидерами дилерских сетей», Ю.Дытченкова, «Независимость»)

75% чека клиента сервисного центра дилеров — это запчасти, детали, — приводит расчеты директор по стратегическому развитию Musa Motors Андрей Патин. Большая их часть — импортная продукция. Она и качественнее, и дешевле. В перспективе, как полагают автодилеры, уровень локализации производства автокомпонентов и запчастей в нашей стране будет расти. На это направлено текущее законодательство о локализации. А значит, в среднесрочной перспективе будет повышаться стоимость услуг автодилеров (особенно если правительство решит защитными таможенными пошлинами поддержать отечественного производителя комплектующих и запчастей), во всяком случае, честных. Эксперты затрудняются с прогнозом относительно сроков «светлого будущего», когда цены на производимые в России запчасти начнут снижаться.

Многие производители автокомплектующих, которые собирались выйти на российский рынок, были вынуждены отложить свои планы из-за кризиса, отметили члены Комитета производителей коммерческого транспорта Ассоциации Европейского Бизнеса, выступившие на пресс-конференции  в рамках выставки «Коммерческий Автотранспорт 2010».

Перспектива же роста доли автомобилей российской сборки связаны не в последнюю очередь с налоговыми льготами, особенно — с повышением предсказуемости в сфере регулирования рынка, подчеркнул, вице-президент Комитета производителей коммерческого транспорта АЕБ Андрей Чурсин.

Динамичному развитию рынка легкого коммерческого транспорта в меньшей мере будет способствовать увеличение прямых субсидий, и в большей — продвижение более безопасных и «чистых» автомобилей на дорогах, утверждается в Меморандуме АЕВ.

Юлия Литвинова

14 мая, 2010 г.