• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Автомобильный рынок: от стагнации к росту

Докризисный уровень продаж по легковым автомобилям будет достигнут лишь к 2014 г., а легких коммерческих, вероятно, чуть раньше — в 2013 г. Насыщение рынка — на уровне 400 автомобилей на 1000 человек — ожидается не ранее 2025 г., пришли к выводу участники XII Всероссийского автофорума «Российский автобизнес: как вернуться к прибыльной деятельности?»

Как падал рынок

Объем продаж легковых автомобилей в 2009 году сократился в два раза. Судя по данным за первый квартал 2010 года, роста пока не наблюдается (см. Диаграмму 1). Во всяком случае, отметил представитель PricewaterhouseCoopers Андрей Комаров, при расчете год к году и при исключения сезонности и эффектов, связанных с программами утилизации и субсидирования процентной ставки,. Продажи в первом квартале 2010 г. (с учетом легкого коммерческого транспорта) упали на 25% по отношению к аналогичному периоду минувшего года,  а в марте — на 7% по сравнению с мартом предыдущего года (по данным АЕВ).

Диаграмма 1. Продажи автомобилей в России, 2008–2010 гг., млн. штук, и помесячное сравнение

Продажи автомобилей в России, 2008-2010 гг., млн. штук, и помесячное сравнение

Источник: PwC

Наименьшее падение объемов продаж в 2009-м г., -38% в количественном выражении, наблюдалось в премиальном сегменте. В наибольшей степени пострадал масс-маркет (см. Диаграммы 2, 3), приводит данные в своем докладе «Объективная оценка потребительских предпочтений лидерами дилерских сетей» исполнительный директор по маркетингу Группы компаний «Независимость» Юлия Дытченкова.

Диаграмма 2. Изменение в продажах новых иномарок (2009 г. к 2008 г.)

Изменение в продажах новых иномарок (2009 г. к 2008 г.)

Источник: Автостат (цит. по «Объективная оценка потребительских предпочтений лидерами дилерских сетей», Ю.Дытченкова, «Независимость»)

Диаграмма 3. Продажи новых иномарок по сегментам

Продажи новых иномарок по сегментам

Источник: AEB (Association of European Business) (цит. по «Объективная оценка потребительских предпочтений лидерами дилерских сетей», Ю.Дытченкова, «Независимость»)

Рост откладывается

Эксперты полагают, что докризисный уровень продаж по легковым автомобилям будет достигнут к 2014 г., а легкого коммерческого, вероятно, чуть раньше — к 2013–14 г. Такого мнения придерживается, в частности, вице-президент Комитета производителей коммерческого транспорта Андрей Чурсин, выступавший на пресс-конференции  в рамках выставки «Коммерческий Автотранспорт 2010» 19 апреля.

По данным PwC после завершения госпрограммы утилизации в Германии (действовала с 14 января по 31 декабря 2009 г.) продажи автомобилей в первом квартале 2010 г. упали по сравнению с аналогичным периодом 2009 г. на 27%. Аналогичный эффект ожидается в Великобритании (в программу утилизации вложено 800 млн. фунтов — по 1000 фунтов на каждую приобретенную машину от бизнеса и государства). Британская программа стартовала в  2009 г., а срок ее завершения был продлен по 31 марта 2010 г.

Как полагает Юлия Дытченкова, опираясь на оценки  GfK, в 2010-м объем продаж автомобилей составит 1,29 млн. авто (из них 410 тыс. — российские бренды). Оценки гендиректора Chevrolet в России Александра Мойнова более оптимистичны — 1,69 млн. А PwC дает цифру 1,6 млн. машин (прирост 15% к 2009-му г.) по оптимистическому варианту прогноза и 1,3 млн. машин (+5%) — по пессимистическому. Насыщение рынка на уровне 400 автомобилей на 1000 человек (расчетный показатель насыщения рынка; по данным Евростата, в 2006-м г. в ЕС-27 этот показатель составил 466, ЕС-25 — 482, ЕС-15 — 506) произойдет, по оценкам PwC, к 2025 г., коэффициент утилизации старых автомобилей составит 6% (см. Граф. 1, 2).

График 1. Обеспеченность автомобилями и реальный ВВП на душу населения, 2009 г.

Обеспеченность автомобилями и реальный ВВП на душу населения, 2009 г.

Источник: General Motors

График 2. Уровень автомобилизации в России

Уровень автомобилизации в России

Источник: Госкомстат

По данным GfK Rus, 37% опрошенных в 2009 г. планируют покупку автомобиля в течение двух лет, причем 37% из них — в течение года, 63% — в течение двух лет. Новую иномарку планируют купить 23%, подержанную — 10% (см. Диаграмму 4). В целом, кризис на потребительском рынке, как следует из данных опроса, ощущается слабее, чем в экономике в целом, примерно половина потребителей авторынка считают, что кризис их не затронул, во всяком случае, существенно.

Программа утилизации

Правительство прогнозирует, что в рамках программы утилизации будет приобретено порядка 200 тыс. автомобилей. Эксперты более осторожны в прогнозах. Благодаря собственно программе будет продано 100–150 тыс. машин, считает руководитель представительства Skoda в России Петр Янеба.

Диаграмма 4. Прогноз спроса автовладельцев

Прогноз спроса автовладельцев

Источник: Gfk Rus internal research

На российские бренды приходится около 85% машин, продаваемых в рамках программы, отметил в ходе Автофорума главный управляющий директор «Рольф» Сергей Щербенин. С начала действия программы «Рольф» заключал около 100 контрактов в неделю, особенная активность покупателей пришлась на первую неделю марта, когда было заключено 300 договоров. В «Рольфе» покупатели выбирают Renault Logan (60%), Ford (35%), Skoda (5%). Представитель Skoda отметил рост спроса на Fabia, однако он полагает, что привлеченный в рамках программы утилизации клиент, скорее всего, сменит свои предпочтения через несколько лет.

Диаграмма 5. Сегментация российского автомобильного рынка

Сегментация российского автомобильного рынка

Источник: General Motors

Диаграмма 6. Поведение клиентов, по сегментам

Поведение клиентов, по сегментам

Источник: Gfk Rus internal research (цит. по «Объективная оценка потребительских предпочтений лидерами дилерских сетей», Ю.Дытченкова, «Независимость»)

Согласно расчетам GM/Chevrolet, благодаря госпрограммам поддержки растут и будут расти в 2010 г. продажи машин класса «В» (см. диаграмму 5): и благодаря перетягиванию спроса из других сегментов, и из-за снижения цены (через субсидирование процентной ставки и программу утилизации) на автомобили данного сегмента. Однако этот эффект не будет долгосрочным, так как потребители по мере стабилизации и роста доходов будет стремиться покупать машины большего размера. Такой же прогноз дается и в исследовании GfK Rus (см. Диаграмму 6).

Юлия Литвинова

14 мая, 2010 г.