• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Приватизация для малого бизнеса 

Заявительный порядок приватизации облегчит участие в ней малого бизнеса, а сама программа приватизации-2010 должна способствовать повышению эффективности взаимодействия крупного, среднего, малого бизнеса, отмечали участники Совета РСПП по развитию малого и среднего бизнеса

Совет проходил 16 апреля в рамках Недели российского бизнеса-2010. Как подчеркнул президент РСПП Александр Шохин, план приватизации 2007 г. был выполнен на 45%, в 2008 г — на 60%, при этом доход обеспечивался в основном за счет приватизации наиболее крупных объектов. Спрос на приватизируемое госимущество со стороны малого бизнеса остается крайне слабым. «Примерно 8 тыс. сделок в год, — подхватил тему директор Департамента по развитию МСП Минэкономразвития РФ Андрей Шаров, — это капля в море, их должно быть 20–40 тысяч».

От монолога власти к диалогу бизнеса и власти

Почему же так низок спрос? Один из ответов, по мнению президента ТП «Федерация рестораторов и отельеров» Игоря Буханова, таков: низкая информационная прозрачность на всех стадиях процесса и высокая неопределенность в отношении нововведений на местах.

Росимущество в этом направлении работает, заверил директор Управления организации работы территориальных органов Росимущества Алексей Николаев. Однако усилия ведомства по созданию плана приватизации, ориентированного на интересы малого бизнеса, по его мнению, слабо поддерживаются самим малым бизнесом, количество заявок на приватизацию остается незначительным. Чиновник призвал предпринимателей активней взаимодействовать с Росимуществом и пообещал, что в ближайшее время на портале ведомства будет открыт «кабинет», в котором каждый желающий сможет оставить свои пожелания и рекомендации.

Зампред Комитета ГД по промышленности Елена Панина полагает, что низкий спрос инвесторов связан с двумя обстоятельствами: а) несоответствие предлагаемого имущества потребностям малого бизнеса (большинство арендуемых площадей, которые могут быть приватизированы согласно 159-ФЗ, — офисы, а не производственные площадки); б) та часть имущества, которая могла быть интереса для малого и среднего бизнеса, в первую очередь передаются региональными властями в ГУПы и МУПы на правах хозяйственного ведения и оперативного управления — с целью не допустить приватизацию этих объектов.

Интересные объекты, действительно, уводятся от приватизации, поддержал коллегу председатель комитета ТПП РФ по развитию частного предпринимательства, малого и среднего бизнеса Виктор Ермаков. Если эту тенденцию не изменить, то бесполезно ждать от малого бизнеса создания новых рабочих мест, считает и Игорь Буханов. Между тем потенциал развития индустрии питания в малых и средних городах страны исключительно высок, а чтобы его реализовать, необходимо принять четкие экономически и социально обоснованные документы, регламентирующие приватизацию, прежде всего — на федеральном уровне.

Прямую запись о распространении приватизации на собственность ФГУПов, МУПов законодатель не сможет сделать, — парировал Андрей Шаров, — однако возможно создание механизма изъятия имущества, которое годами сдается госучреждениями. К этой работе может подключиться и прокуратура.

МСП, арендующим недвижимость в течение не менее 5 лет, необходимо предоставить право подать заявку на его приватизацию, причем необходимо прописать исчерпывающие основания для отклонения подобной заявки, — считает Александр Шохин. Наконец, как и в случаях с другими принудительными схемами доступа малого бизнеса (в частности, определение доли МСП в госзакупаках), необходимо определение параметров участия МСП в приватизации, настаивает президент РСПП, в том числе и еще раз пересмотреть перечни объектов имущества, не подлежащих выкупу. Ведь в некоторых регионах в такие перечни были включены практически все объекты.

Заявительный порядок — это интересное предложение, отметил Андрей Шаров, но не приведет ли введение такой нормы к тому, что все 10 млн. объектов, которые сегодня в нашей стране арендуются, будут выставлены на продажу?

Росимущество сегодня работает над законом, который позволит предприятиям арендовать федеральное имущество по льготным ставкам, — продолжил обсуждение темы Алексей Николаев. Такая идеология — поддержки МСП через льготную аренду с последующей возможностью выкупа — с его точки зрения правильнее, так как повышает шансы на то, что имущество попадет в руки добросовестных пользователей.

Приватизация с обременением и якорные предприятия

В случае приватизации крупных объектов одним из условий тендера должно быть привлечение претендентами от крупного бизнеса малых компаний на основе аутсорсинга, считает Александр Шохин.

В рамках аукциона следует разработать механизм частичной приватизации имущественного комплекса, но при этом должны быть ограничения на возможность перепрофилирования деятельности, отметила Панина. Такой механизм вполне приемлем для бизнеса, подчеркнул Бухаров, причем обременение возможно на срок и свыше 1–3 лет. Такой механизм есть, это продажа по конкурсу, откликнулся Алексей Николаев, да только сделки ни одной по этому механизму заключено не было. Так что ведомство взялось дорабатывать нормативные положения, чтобы сделать их более привлекательными для инвестора. Так же, по его мнению, фактически не работает норма по продаже имущественных комплексов целиком, которая ведет к ликвидации некоторых юридических лиц.

Нуждается в доработке нормативная база, так или иначе относящаяся к определению якорного предприятия, и взаимодействия крупных и малых предприятий. Так, надо четко определить в законе понятие «промышленные кластеры», подчеркивает Панина. Реальность сегодня такова, что фактически к агропромышленному кластеру Краснодарского края отнесена вся его территория, то же и в случае с автопромышленным кластером в Татарии. Необходимо также прописать порядок налогового взаимодействия между участниками кластера. В этом случае нужны особые режимы, а не только «упрощенка». Последняя же порой мешает крупному предприятия работать с малым, например, в случае, если во взаимоотношениях компаний кластера возникает необходимость платить НДС.

Целесообразно продумать процесс переориентации той недвижимости, которую необходимо приватизировать, в сторону предприятий промышленного производства, сделать упор на поддержку предприятий, которые заняты продолжением технологического процесса крупных предприятий, и в то же время — малых предприятий, задействованных в инновационных программах, считает исполнительный вице-президент АРБ Владимир Киевский. Близость к крупному предприятию — это возможность существенной оптимизации затрат малого, дополнительные возможности логистики, доступа к инфраструктуре по льготным ставкам. Таким образом можно одним рублем помочь двум предприятиям, а не одному, согласился президент Российского союза предпринимателей текстильной и легкой промышленности Борис Фомин.

Регионы и муниципалитеты

Если регионалы и муниципалы не включат серьезно вопросы развития МСП, если они не смогут разработать хотя бы среднесрочных программ развития этого сектора, то рассчитывать на подъем в России инновационных бизнесов будет сложно, отмечает Ермаков. Но заставить регионы заняться такой работой нельзя: 131-ФЗ вывел из-под контроля федерации деятельность региона в этой сфере, значит, нужно мотивировать, уверен Ермаков. Залогом успеха может стать привязка политической судьбы чиновников на местах к экономическому успеху региона или муниципалитета. Любые прочие изощренные инструменты работать не будут, уверен Ермаков. По его словам, на Госсовете в сентябре будет поставлен вопрос развития муниципалитетов в привязке к малому бизнесу.

Приватизация-2010, по словам представителя Росимущества, вообще ориентирована на максимальный перенос процесса продажи имущества в регионы — через территориальные управления Росимущества.

Необходимы ли поправки в законы

Нужно вносить поправки и в базовый закон о приватизации государственного и муниципального имущества (178-ФЗ), чтобы выделить отдельно права МСП, считает Панина. Собственно в законе должно быть прописано, что, если имущество, приватизируемое по конкурсу (например, казенные типографии или небольшие производственные предприятия), подпадает под критерии МСП, то должен организоваться отдельный конкурс для малого бизнеса.

Необходим сделать сумму задатка для МСП менее 20%, т.к. эта сумма для них зачастую неподъемная, считает Президент Ассоциации торговых компаний и товаропроизводителей электробытовой и компьютерной техники «РАТЭК» Александр Онишук.

178-ФЗ универсальный, и делать в нем изъятия для МБ неправильно, не согласился представитель Росимущества, но можно и нужно рассмотреть механизмы, которые повысят заинтересованность МСП в участии в приватизации. В частности, Росимущество предлагает установить порядок предоставления банковской гарантии вместо задатка. Однако у представителей бизнеса такое предложение энтузиазма не вызвало. Дескать, нечего и пытаться, ни один банк такой гарантии не даст.

Юлия Литвинова

6 мая, 2010 г.