• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Влияние миграции на европейский рынок труда

Расширение ЕС и увеличившиеся потоки мигрантов не оказали отрицательного воздействия на уровень зарплат и безработицы в «старых» странах Союза. Миграция способствовала росту общеевропейского ВВП, в том числе на душу населения, и не привела к тем отрицательным последствиям, которых опасались, отметил директор Института экономики труда (Бонн) Клаус Циммерман (Klaus Zimmermann) в почетном докладе на Апрельской конференции ГУ-ВШЭ

Беспрецедентное расширение Европейского Союза: на 10 стран ( EU 10) — в мае 2004 г. , и еще на 2 страны (EU 2) — в январе 2007 г., — значительно увеличило численность жителей единого европейского пространства. Между тем уже несколько десятилетий — после Второй мировой войны и до падения железного занавеса — массовой миграции из стран Центральной Европы на Запад не было. Старые страны-члены опасались значительных пертурбаций на рынке труда и массовой миграции потребителей (своеобразного потребительского туризма) наиболее обеспеченных граждан (welfare tourism), отметил докладчик. Усугублялись эти страхи и тем, что новые страны еще проходили период социально-экономической трансформации, то есть масштабы безработицы в этих странах были, по европейским меркам, велики, так же как и межстрановые различия в уровне заработных плат.

К моменту первой волны присоединения был установлен переходный период продолжительностью в семь лет. В 2004 г. свои рынки труда полностью открыли только Ирландия, Швеция и Великобритания. Австрия и Германия, например, упростив процедуры, приняли решение сохранить меры адаптационного периода до 2011 г. В 2007-м г. свои рынки для рабочих из Болгарии и Румынии открыли только Чехия, Польша, Словения, Словакия, Эстония, Латвия, Литва, Кипр, Финляндия и Швеция. Другие страны, хотя и намерены открыть свои рынки труда, сделают это намного позже.

Влияние расширения ЕС на миграционные потоки

Действительно, и после 2004 г., и после 2007 г. наблюдалось увеличение увеличения миграционных потоков — из присоединившихся стран на Запад. Доля  работников из EU 10 заметно возросла в Ирландии, Великобритании и Люксембурге — из-за политики свободного перемещения рабочей силы (см. Диаграмму 1). Мигранты из EU 2 продолжают большей частью перемещаться в Италию и Испанию (см. Диаграмму 2). Тем не менее, доля иммигрантов из стран вне ЕС в старых странах-членах Союза по-прежнему больше, чем доля, образуемая въезжающими из новых членов (см. Диаграмму 3).

Диаграмма 1. Доля резидентов из EU 8 (EU 10 за исключением Мальты и Кипра) в старых странах-членах

Доля резидентов из EU 8 (EU 10 за исключением Мальты и Кипра) в старых странах-членах

Источник: Brücker and Damelang, 2009

Диаграмма 2. Доля мигрантов, прибывших из Румынии и Болгарии в старые страны-члены

Доля мигрантов, прибывших из Румынии и Болгарии в старые страны-члены

Источник: Brücker and Damelang, 2009

Диаграмма 3. Доля иностранных резидентов по группам стран в старых странах — членах ЕС

Доля иностранных резидентов по группам стран в старых странах – членах ЕС

Источник: European Commission, 2008

Влияние миграции на экономику

В целом, миграция оказывает положительное влияние на экономику: она улучшает аллокативную эффективность рынков труда и приводит к перемещению знаний и компетенций, что упрощает международную торговлю, передачу технологий, устраняет препятствия экономическому развитию. Важно понимать, что дело не только в чистом притоке или оттоке рабочей силы, свободные рынка труда благоприятно влияют на самих мигрантов: мигранты приезжают и уезжают, на их место приезжают новые, подчеркнул докладчик. Однако этому процессу сопутствуют перераспределительные эффекты. Иммиграция квалифицированных кадров может вести к улучшению положения неквалифицированных рабочих и к ухудшению положения квалифицированных рабочих в стране, куда прибыл иммигрант. И наоборот — в случае иммиграции неквалифицированных работников. Аналогичные эффекты наблюдаются в случае эмиграции. Предполагается, что иммиграция квалифицированных кадров уменьшает неравенство. Миграция может оказывать влияние и на госфинансы.

Страны-доноры

Эмиграция из всех новых стран-членов ЕС (EU 10 и EU 2) — увеличилась. Самые высокие уровни эмиграции (в долях населения страны, из которой уезжают) были в Румынии, Болгарии, Литве, Эстонии, Польше, Словакии; самые низкие — в Чехии и Венгрии; доля мигрантов из EU 2 составляет порядка 2,5% населения стран — старых членов ЕС, EU 8 (только восточноевропейские государства, вступившие в ЕС в 2004-м году, без Кипра и Мальты) — чуть менее 6,5% (см. Диаграмму 4). Из Польши после вступления страны в ЕС стали меньше уезжать в Германию и больше — в Великобританию. Количество поляков, которые пребывают за границей более 2-х месяцев в году, в период с 2004 по 2007 г. утроилось и составило 540 тыс. человек.

В странах, жители которых эмигрируют, произошло сокращение ВВП; однако наблюдается повышение реальной заработной платы, производительности, ВВП на душу населения и уровня занятости. В новых странах-членах не было скачков ни в уровне безработицы (см. График 1), ни в уровне издержек на труд.

В целом, по агрегированным показателям можно сделать вывод о снижении безработицы, повышении количества свободных рабочих мест, росте занятости и повышении уровня зарплат в период после расширения в присоединившихся странах. В любом случае, перемещение знаний и компетенций в места их лучшего использования имеют положительный эффект на общее благосостояние в ЕС. Однако в перспективе отток молодежи и высококвалифицированных кадров (особенно значительный в здравоохранении) может иметь отрицательное воздействие на экономический рост, демографическую ситуацию, бюджет тех стран, которые мигранты покидают.

График 1. Уровень безработицы в новых странах-членах

Уровень безработицы в новых странах-членах

Источник: расчеты авторов (Zimmermann и др.)

Диаграмма 4. Доля мигрантов из новых стран-членов в старых странах — членах ЕС

Доля мигрантов из новых стран-членов в старых странах — членах ЕС

Источник: расчеты авторов (Zimmermann и др.)

Доходы мигрантов, переводимые обратно в страну выезда, составляют существенную долю в ВВП Болгарии и Румынии, а также значительную долю — в странах Балтии. Эмиграция имеет сезонный характер в Польше и странах Балтии. Миграция используются в значительной степени с целью покупки товаров длительного пользования; однако в последнее время наблюдается тенденция увеличения потока миграции с целью получения второго высшего образования. Таким образом, влияние денежных переводов на экономическое развитие мало.

Мигранты: кто они

Среди самих мигрантов уровень занятости неизменно высок — как  по сравнению с уровнем в странах выезда, так и в странах-реципиентах. Исключение составляют мигранты, приехавшие в Германию. Показатели самозанятости разнятся — от низкого уровня для иммигрантов EU 8 в Великобритании до высокого — для иммигрантов в этой же стране из EU 2. Высока самозанятость и среди недавно иммигрировавших в Германию из EU 8. Последнее обусловлено мерами политики адаптационного периода: ограничения на въезд в случае открытия собственного бизнеса намного мягче. Иммигранты в основном представлены в секторах, где требуется средне- или низкоквалифицированный персонал. Но они относительно хорошо образованы: 25% иммигрантов из EU 8 имеют высшее образование, большинство — среднее. Иммигранты из Румынии и Болгарии менее образованы, чем иммигранты из EU 8. Интересен тот факт, что доля мигрантов с высшим образованием из EU 8 ниже у тех, кто уехал после расширения ЕС; но и доля менее квалифицированных кадров сократилась по сравнению с волной миграции до 2004 г. Мероприятия в рамках переходного периода привели к отрицательному отбору: в Великобритании иммигранты из EU 8, прибывающие после 2004 г., более образованы, а в Германии — менее. Что касается половозрастной структуры, то опросы показывают, что среди мигрантов преобладают мужчины, однако среди тех, кто въезжает в Германию, больше женщин. Значительна и доля молодежи. При этом большая часть мигрантов заявляет, что их миграция имеет временный характер.

Страны-реципиенты

Принимающие страны (EU 15) не испытали шоков в результате притока иммигрантов, подчеркнул докладчик. Не выросли ни уровень безработицы, ни издержки на заработную плату (см. Графики 2, 3). Подобные эффекты, если и возникали, то оказались краткосрочными. На макроуровне фиксируется абсолютное увеличение ВВП и снижение ВВП в расчете на душу населения.

График 2. Уровень безработицы в EU 15

Уровень безработицы в EU 15

Источник: расчеты авторов (Zimmermann и др.)

График 3. Индекс издержек на труд в EU 15

Индекс издержек на труд в EU 15

Источник: расчеты авторов (Zimmermann и др.)

Исследования (см. подробнее M.Kahanec, K.F.Zimmerman «EU Labor Markets after Post-Enlargement Migration», 2010), в частности, в Великобритании, не выявили изменения зарплат или уровня безработицы. Возможно однако, что было отрицательное влияние на относительную заработную плату низко квалифицированных кадров. Количество человек из EU 8, обращающихся в Королевстве за социальной помощью, невелико, наибольшую долю составляют выплаты на детей. В основном иммигранты закрывают разрывы на рынке предложения труда. Аналогичная ситуация на рынке труда сложилась и в Ирландии.

В целом в ЕС в результате миграции отмечены положительные изменения — вырос как ВВП, так и ВВП на душу населения, производительность труда и уровень зарплат.

Влияние кризиса на миграционные потоки

Экономический кризис привел к замедлению миграционных процессов. Многие мигранты, возможно, будут вынуждены вернуться, в т.ч. из-за экономических причин (потеря работы) и возрастающего социального давления (подогреваемого экономическими трудностями в странах иммиграции). Однако кризис коснулся всех стран, а стран эмиграции, возможно, даже сильней. Потоки с Востока на Запад могут продолжиться, несмотря на кризис, но их структура может измениться.

Пока трудно прогнозировать, признает докладчик, увеличится ли поток миграции в старые страны-члены, изменится ли структура миграционных потоков, на какой срок, как часто, когда люди будут перемещаться по территории ЕС. Необходимо еще раз рассмотреть, как меры адаптационных периодов сказываются на миграционных потоках в разных странах. То есть главной задачей для ЕС остается создание системы, гарантирующей, что миграция в ЕС будет положительно влиять на экономическое благосостояние (как отдельных людей, так и целых государств и регионов), но к ней добавляется и антикризисные цели. ЕС еще предстоит научиться использовать миграцию для преодоления последствий кризиса.

Юлия Литвинова
Фото Полины Фроловой

Презентация к докладу К. Циммермана

Видеозапись доклада Клауса Циммермана

21 апреля, 2010 г.