• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

«Новый курс» №13

Рост мировых цен на нефть ведет к увеличению импорта и не снимает с повестки дня проблему сокращения бюджетных расходов, отмечается в очередном еженедельном бюллетене Центра развития ГУ-ВШЭ

Запас прочности — не более четырех лет

Рост цен на нефть с 40 долл./барр. в первом квартале прошлого года до 70 долл./барр. в начале нынешнего года привел к увеличению стоимости экспорта топлива (нефть, нефтепродукты и природный газ) из России до, казалось бы, «безопасного» для платежного баланса уровня 20% ВВП в первом квартале 2010 г.

Сальдо счета текущих операций, млрд долл.

Сальдо счета текущих операций

Источник: Банк России

Однако рост нефтяных цен традиционно приводит к своеобразному «перегреву» платежного баланса — начинает быстро расти дефицит неторговых операций и импорт товаров — и в результате сальдо текущих операций (СТО) начинает быстро сжиматься, гораздо быстрее, чем это прогнозируют денежные власти. А когда сальдо СТО попадает в зону риска (для российской экономики это менее 2–3% ВВП), угроза девальвации резко возрастает. Похоже, что и сейчас формируется такая же ситуация: в апреле нефтяные котировки превысили 80-ти долларовый рубеж, и на этом фоне рост импорта и сальдо неторговых операций в первом квартале составил, соответственно, 18% и 33% г/г.

Сальдо счета текущих операций, % ВВП

Сальдо счета текущих операций

Примечание: пунктирной линии приведено годовое значение сальдо к ВВП

Источники: Банк России, Росстат, Минфин

Весьма показательным индикатором приближения к такой зоне риска может служить «ненефтегазовое сальдо СТО». Так, перед кризисом 1998 года дефицит СТО без учета топлива превысил 12% ВВП, а перед кризисом 2008 г. — достиг 13% ВВП (на приведенном графике отчетливо видно, как уверенно платежный баланс России шел в сторону валютного кризиса). В этой связи следует отметить, что валютный кризис 2008–2009 гг. не так сильно изменил ситуацию, как это произошло десятью годами раньше.  По нашим оценкам, ненефтегазовое сальдо СТО в первом квартале 2010 г. составило 11% ВВП, а это значит, что при темпах роста импорта на уровне 25% при ценах на нефть 75 долл./барр. и прочих равных условиях, риск девальвации рубля возникает к концу 2014 г., а при 30%-ном росте импорта угроза девальвации может стать реальностью на стыке 2011–2012 годов.

Расширенное правительство остается «расширенным»

Выступая на Международной научной конференции ГУ-ВШЭ министр финансов России А. Кудрин заявил, что федеральному бюджету необходимо вернуться к уровню расходов 2007 года, и что этот процесс может занять несколько лет. Действительно, при формировании параметров федерального бюджета на ближайшую трехлетку правительство вынуждено принять решение по двум разным, хотя и взаимозависимым  вопросам. Во-первых, с какой скоростью следует сокращать бюджетный дефицит, а значит и с какой скоростью сокращать публичный спрос в экономике. Ответ на этот вопрос в условиях отрицательной динамики совокупного спроса является не столь очевидным. Во-вторых, как должна измениться структура расходов федерального бюджета в условиях сложившихся бюджетных ограничений, в том числе на долгосрочную перспективу. При этом, хотя основное внимание Правительства сосредоточено на параметрах федерального бюджета, с точки зрения воздействия на экономику анализ расширенного бюджета является более адекватным.

Отдельные параметры федерального бюджета, % ВВП

Отдельные параметры федерального бюджета

Источник: Минфин, расчеты Центра развития

Доходы расширенного правительства достигали максимального уровня — 40,4% ВВП в 2007 г. По нашим оценкам, при умеренно-благоприятных внешних условиях (среднегодовая цена на нефть — 75 долл./барр.) в 2010 году их объем окажется не более 34,6% ВВП и в 2011 г. — после повышения ставки социальных отчислений может возрасти до 36,4% ВВП. После отмены ЕСН и передачи налогов на оплату труда  внебюджетным фондам доходы федерального бюджета формально снизятся с 23,5% ВВП в 2007 г. до 17% ВВП в 2010 и 16% ВВП в 2011 гг.).

Структура доходов расширенного правительства, % ВВП

Структура доходов расширенного правительства

Источник: Минфин, расчеты Центра развития

Сохранение в 2011 г. расходов федерального бюджета в номинальном выражении на уровне 2010 года (около 9,9 трлн. руб.) предполагает снижение их объема относительно ВВП. Однако изменение перераспределение доходов в пользу внебюджетных фондов означает, что сокращения расходной части бюджета расширенного правительства не произойдет. По нашей оценке, в 2010–2011 года она может остаться на уровне, достигнутом в 2009 году, т.е. около 40–41% ВВП (против 34% ВВП в 2007 году).

Основные параметры консолидированного и федерального бюджета, % ВВП

 20072008200920102011
Расширенное правительство
Доходы40,438,434,434,636,4
Расходы34,433,640,640,440,9
Дефицит (-)6,04,8-6,2-5,7-4,5
Федеральный бюджет
Доходы23,522,318,817,115,9
Расходы18,118,124,823,420,0
Дефицит (-)5,44,1-6,0-6,3-4,1
Цена нефти, долл./барр.69,593,960,875,075,0

Источник: Минфин, расчеты Центра развития

При этом уровень социальной нагрузки на бюджет (сумма расходов на оплату труда и социальных расходов, включая пенсии) сохранится на уровне более 20% ВВП против 17% ВВП в условиях 2007 г., если правительство возьмет на себя обязательство поддерживать коэффициент замещения в пенсионной системе на достигнутом уровне — 40% от средней зарплаты, а оплата труда в бюджетной сфере будет индексироваться по инфляции. Более того, при таких предпосылках рост количества пенсионеров относительно занятых в последующие годы будет вести к опережающему росту пенсионных обязательств относительно социальных отчислений при любых темпах роста зарплат в экономике.

Структура расходов расширенного правительства, % ВВП

Структура расходов расширенного правительства

Источник: Минфин, расчеты Центра развития

Возможно, конечно, резервы снижения расходов бюджета есть в иных статьях, но возврат общей величины расходов консолидированного бюджета (как доли ВВП) к состоянию 2007 года возможен лишь в случае сокращения объема несоциальных расходов как доли ВВП на треть, с 18–19% до 12–13% ВВП. Столь жесткое сокращение  бюджетных расходов удавалось России лишь однажды — в 1999 г. Правда, тогда сокращению в реальном выражении подверглись все расходы, включая пенсии и зарплаты...

Наталья Акиндинова

Полный текст бюллетеня «Новый курс» №13, 3–9 апреля 2010 г.

14 апреля, 2010 г.