• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Видимая рука для китайского рынка 

Китай все еще посткоммунистическое государство с сильной идеологической основой, бюрократической системой, похожей на советскую. В росте его весьма энергичной экономики немалую роль играют чиновники и партийные лидеры, нацеленные жестко на подъем именно экономических показателей вверенных им территорий, рассказал Джозеф Фан, директор Центра экономики и финансов (Гонконг). 

Профессор Джозеф Фан (Joseph P.H. Fan) представил свой почетный доклад в Санкт-Петербургском филиале ГУ-ВШЭ в рамках XI МНК. Его доклад стал предварительной презентацией коллективного исследования «Видимая рука в экономическом росте Китая («Visible Hand behind the China's Grouwth»), в котором также участвуют Жун Хуан из Шанхайского университета экономики и финансов (Jun Huang, Shanghai University of Finance & Economics), Рэндал Морк из Университета Альберты (Randall Morck, University of Alberta), Бернар Иенг из Университета Нью-Йорка и Национального университета Сингапура (Bernard Yeung, New York University and National University of Singapore). 

Общеизвестно, что Китай имеет феноменально высокие темпы экономического роста в последние годы. Согласно данным Мирового банка, ВВП Китая увеличился с 148 млрд долл. в 1978 году до 4,3 трлн долл. в 2008, что поставило его на третье место после США (14,2 трлн долл.) и Японии (4,9 трлн долл.), отметил докладчик. Но это не вся правда об экономике страны. Столь высокие темпы роста были достигнуты в условиях слабых институтов и высокой коррупции, отметил Джозеф Фан. 

Слабости и беды экономики

В последние 10 лет только выявлено было 9 млн. случаев коррупции, повлекшие исключение из партии 100 тыс. коммунистов. Насколько объективно эти данные отражают реальное количество коррупционеров в стране, оговорился профессор, определить трудно  ведь статистика фиксирует только зарегистрированные случаи, а «не пойман  не вор».

Коррумпированность общества дополняется неэффективностью применения законов. Представители бизнеса не обращаются в суд при возникновении спорных ситуаций, все вопросы решаются на уровне личных отношений с чиновниками. Конечно, коррумпированность власти  не специфически китайская болезнь, оговорился докладчик, она присуща большинству развивающихся стран.

Серьезные социальные и экологические проблемы китайского общества связаны с огромным разрывом в уровне жизни китайцев, что стало  причиной роста социальной напряженности в некоторых регионах. Лучшие показатели уровня благосостояния, качества жилищных условий и социального обеспечения фиксируются в прибрежных городах, а худшие  в сельской местности континентальной части страны.

Но в конечном итоге, несмотря на слабые институты, проблемы в социальной сфере, коррупцию и прочие факторы, которые должны тормозить развитие страны, Китай демонстрирует ошеломляющие темпы экономического роста последние 40 лет.

Уникальная особенность государственного управления Китая заключается в двойной модели управления: наряду с обычной системой государственных органов власти функционирует иерархическая система Коммунистической партии. Каждая из систем включает в себя 5 уровней: центральный, областной, городской (уровень префектуры), окружной и поселковый. Таким образом, на каждом уровне функционирует комитет партии и правительственный департамент. Секретарь коммунистической партии представляет интересы партии в различных государственных органах и предприятиях, обладая при этом большим весом в принятии ключевых решений, чем номинальный руководитель.  

Кадры и региональное развитие

В своем исследовании Джозеф Фан рассматривает лишь один из многочисленных и косвенных факторов экономического роста отдельных регионов страны: влияние карьерных передвижений чиновника среднего уровня на экономические развитие вверенного ему региона.  

Исследователи проследили изменение кадрового состава секретарей партии и мэров 36 городов Китая в период с 1994 по 2008 гг., включая 27 столиц провинций, 5 провинциальных городов и 4 города административного значения (Пекин, Чунцин, Шанхай, Тяньцзинь). За исследуемый период было выявлено 223 кадровых перестановки в изучаемых городах. 16 из них не изучались подробно, так как срок службы чиновника на должности не превышал года. Из оставшихся 207 назначений 104 составляли партийные секретари, 103  мэры городов.

Повышения по службе бюрократического аппарата могут проявлятьсяв нескольких вариациях:

  1. Назначение на более высокую позицию. Например, перевод партийного секретаря города на позицию губернатора города.
  2. Перемещение на позицию того же уровня, но с увеличением полномочий  перемещение мэра города на позицию секретаря партии города.
  3. Перевод на позицию того же уровня, но с большим количеством ресурсов. К примеру, мэр города континентальной части страны становится мэром города ее прибрежной, более богатой, части. В целом по стране около 43% кадровых перестановок можно рассматривать как продвижение по карьерное службе, 26%  перевод на сопоставимые позиции, 30%  понижение в должности (см. табл.1).

Таблица  1. Количественное и процентное соотношение карьерных изменений (повышение, перевод на равнозначные позиции или более низкий уровень)

Основной целью исследования было выявление факторов, влияющих на продвижение по службе чиновников городского уровня. Рассматривалась следующая группа факторов:

  1. Экономический рост, рассматриваемый как общий ВВП, и ВВП на душу населения.
  2. Инвестиции (государственные, частные, иностранные и инвестиции из местных бюджетов).
  3. Изменение уровня занятости населения в городе.
  4. Государственные инвестиции в нематериальные активы, включая образование, здравоохранение, а также определение таких частных показателей, как количество больничных коек и зеленых насаждений.
  5. Развитие местных институтов, которые определяются как расходы города на питание и развлечения

Источником данных для расчета явились Китайский городской статистический ежегодник и Ежегодный статистический Альманах, в расчет брались данные за 3 года, предшествующие переводу служащего на другую позицию.

Таблица. 2. Общая статистика переменных, имеющих прямое и косвенное влияние на продвижение чиновников

Типичному чиновнику городского уровня, согласно данным исследования, 51 год, он имеет высшее образование, позицию перед повышением занимает в течение четырех лет, около 16% чиновников этого уровня ранее были связаны с государственными учреждениями высшего уровня.

Рост ВВП в подведомственном городе способствовал продвижению чиновника, однако изменение ВВП в расчете на душу населения не влияло на карьерный рост, отметил Фан. Зарубежные инвестиции и вложения частного сектора играли важную роль в повышении по службе бюрократа, а изменение объемов государственного инвестирования и рост занятости не сказывались. Ни один из индикаторов нематериальных ресурсов (образование, здравоохранение и т.д.) не играл существенную роль в принятии решения о повышении чиновника. Связи бюрократа с центральным правительством положительно влияли на его продвижение, но это влияние, подчеркнул докладчик, было не значительным.

Результаты проведенного исследования, таким образом, противоречат всеобщему мнению, что продвижение чиновников среднего уровня в Китае зависит в первую очередь от политических связей. Напротив, было выявлено, что повышение по службе бюрократов в первую очередь зависит от роста общего ВВП, привлечения зарубежных и национальных инвестиций. А усилия, направленные чиновником на улучшение социальной сферы и экологии, не помогают ему взбираться вверх по карьерной лестнице. 

Развитие региона после продвижения чиновника

Ученые отслеживали судьбу региона после перевода успешного лидера. Будет ли город по инерции демонстрировать высокие показатели после смены руководителя, используя уже запущенный механизм развития? Или такой механизм в действительности создан не был, а  высокие показатели ВВП были спонтанными, временными и обуславливались причинами, не зависимыми от личности управляющего? Например, бюрократ мог быть повышен в должности в связи с колоссальным ростом ВВП города во время его работы. Однако сам механизм развития, благодаря которому наблюдалось повышение ВВП, мог быть запущен извне, в следствие изменения внешних условий, в этом случае личный вклад чиновника в экономический рост города менее значителен. 

В используемой методологии сравнивался рост ВВП исследуемого города с региональным уровнем роста ВВП в периоде 3-х лет до повышения в должности служащего. Исследователи сконцентрировали внимание в большей степени на партийных секретарях, нежели на мэрах городов, так как первые имеют большую власть в принятии ключевых решений. Если провести подобный анализ для мэров, то полученные результаты будут примерно такими же, но выражены значительно слабее. 

Таблица 3. Примеры продвижения чиновников вследствие роста общего ВВП, сравнение с региональными показателями

По данным таблицы 3 можно отметить, что в городах чиновников, которые были продвинуты вверх по карьерной лестнице, наблюдалось увеличение общего ВВП по сравнению с ВВП региона.  

Предварительные выводы

Полученные результаты, как отметил докладчик, носят предварительный характер, исследование продолжается, а круг включенных в него городов  расширяется. Однако, по мнению профессора, уже можно сделать некоторые выводы. Поскольку основной мотив для китайских чиновников и партийных лидеров  продвижение по карьерной лестнице, они стремятся в первую очередь позаботиться об экономике вверенного им региона, а о своем кармане — все же во вторую. Тем более, что, как показано в исследовании, отсутствие результатов деятельности не может быть компенсировано наличием политических связей в центре или на более высокой ступени иерархии.

Эти выводы помогают понять общую логику процессов развития Китая. Во-первых, экономический рост в стране основан на «материальном аспекте». При этом игнорируется качество институтов и вопросы социального развития, которые, несомненно, и более трудоемки, и требуют больших временных затрат. Для продвижения по карьерной лестнице чиновнику необходимо показать высокий уровень общего внутреннего валового продукта, привлечь инвестиции, причем не из государственного или местного бюджета. Изменения же в социальной сфере, экологии и других «нематериальных аспектах» никак не отражаются на возможности карьерного продвижения. Поэтому чиновник всеми силами наращивает общий ВВП, даже зачастую в ущерб социальным потребностям общества. 

Подготовила Яна Шокола

Доклад Дж.Фана, полный текст

7 апреля в рамках XI Международной научной конференции ГУ-ВШЭ по проблемам развития экономики и общества профессор Джозеф Фан выступил с почетным докладом «Institutions and Organizational Structure: the Case of State-Owned Corporate Pyramids».

8 апреля, 2010 г.