• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Миграция внешняя и внутренняя

В ходе сессии «Миграционные вызовы и миграционная политика» 6 апреля все докладчики признали необходимость экономического и институционального стимулирования внутренней миграционной мобильности. Обсуждалась также внешняя миграция, остающаяся необходимым условием восполнения трудовых ресурсов

В ближайшие годы потребности в привлечении трудовых мигрантов из-за рубежа будут только расти в связи с прогнозируемым сокращением числа российских граждан. По оценке Росстата, численность трудоспособного населения постепенно будет снижаться, а значит, стране просто необходимы рабочие руки извне. Это обстоятельство, однако, не согласуется с общественными настроениями в отношении мигрантов, граничащими с ксенофобией, с существующей системой интеграции иностранных работников, а также экономическими и социокультурными условиями их проживания и работы в России.

По мнению Владимира Мукомеля (Институт социологии РАН), сегодня необходима коррекция миграционной политики, ее переориентация на абсорбцию мигрантов. Проблема, впрочем, заключается не только в неприятии населением иноэтничных мигрантов, но и в слабых адаптивных способностях последних. Политика интеграции, по словам докладчика, должна быть дифференцирована по отношению к разным группам мигрантов. Очевидно, что выходцам из развитых стран, требуется, прежде всего, социальная адаптация, а большинству мигрантов из стран СНГ — экономико-институциональная. Как было отмечено в докладе Владимира Мукомеля, в стране нет инструментов, призванных бороться с ксенофобией, а институты, которые должны заниматься социализацией мигрантов, доказали свою неэффективность. А потому необходимы серьезные институциональные преобразования в судебной системе, правоохранительных органах, образовании.

Например, требуют совершенствования механизмы регистрации и постоянной прописки. Факультативное де-юре, это условие на практике становится камнем преткновения при трудоустройстве мигрантов, в том числе внутрироссийских, в получении ими полноценной медицинской помощи, банковских кредитов и т.д.

Как считает ведущий научный сотрудник Института демографии ГУ-ВШЭ Никита Мкртчян, главным барьером во внутренней миграции остается дисбаланс между реальной заработной платой и ценой жилья (аренда или приобретение). Что касается предлагаемых мер содействия ищущим работу при переезде в другую местность (например, организация общероссийского банка вакансий «Труд в России», антикризисные меры на рынке труда), то они, по мнению Н. Мкртчяна, не могут служить серьезным стимулом к переезду, т.к. не предполагают действенных мер к решению проблемы жилья, в частности, арендуемого. В нынешних условиях привлечь работника в другой регион и удержать его там может заработная плата, в среднем в четыре раза превосходящая имеющуюся. А намерения привлекать внутренних мигрантов к работе в отдаленных регионах (на востоке страны) могут реализоваться, если заработная плата там будет выше настоящей в семь раз.

Жанна Зайончковская, заведующая лабораторией миграции Института народнохозяйственного прогнозирования РАН, освещая аспекты внутренней миграции отметила, что в условиях кризиса не стоит ожидать ее роста, т.к. люди в стрессовой ситуации, как правило, демонстрируют обостренную привязанность к своему постоянному месту жительства. В ЕС уровень миграции населения из стран Восточной Европы на запад континента в поисках лучших условий оказался ниже, чем прогнозировался в начале нынешнего кризиса.

Говоря о стимулирования внутренней трудовой мобильности в РФ, Ж. Зайончковская заметила, что заявления о переселении работников из регионов с жесткой безработицей туда, где действительно нужны были трудовые ресурсы, натолкнулись на нежелание регионов принимать «гостей» (как выяснилось, больше всего работников требовалось в Московском регионе). С сожалением Зайончковская констатировала и неудачи программы поддержки малого бизнеса: «в условиях этого кризиса она могла бы дать  реальные результаты».

А вот страх местных властей перед возможным ростом безработицы обернулся не столько их борьбой с миграцией, сколько попытками за счет мигрантов увеличить бюджетные поступления, чтобы было из чего платить пособия. Появились патенты, стоимостью 1 тыс. руб. в месяц, для мигрантов, работающих у физических лиц.

Подготовила Ирина Ильинская

Презентация к докладу В. Мукомеля

Презентация к докладу Н. Мкртчяна

7 апреля, 2010 г.