• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Китай: по-старому не получится

Частные китайские фирмы, чтобы конкурировать на внешнем рынке, должны инвестировать в модернизацию  и развитие инноваций. Однако вначале им нужно научиться конкурировать на едином внутрикитайском рынке, отмечает Zhikai Wang, профессор Чжэцзянского Университета (Zhejiang University), в своем докладе «China’s strategical change and responses of private firms in the global economic recession» («Стратегические изменения в Китае и реакция частных фирм на глобальную экономическую рецессию») представленном на симпозиуме «Фирмы и рынки» в рамках XI Апрельской конференции ГУ-ВШЭ

Экспорт: конкурентное преимущество в виде низкой стоимости факторов производства

Профессор отметил, что фактически, массовое закрытие предприятий малого и среднего предпринимательства (МСП) началось еще во второй половине 2007-го года, т.е. до того, как мировой финансовый кризис начал оказывать влияние на экономику Китая. Особенно массовое закрытие происходило в дельтах рек Янцзы и Жемчужной (Чжуцзян). Причина заключается в высокой степени ориентации фирм на экспорт «простых» товаров и на торговлю в рамках сотрудничества с ТНК. Конкурентное преимуществокитайских фирм базировалось исключительно на низких издержках на труд, интенсивном использовании ресурсов (т.е. на конкуренции за счет низкой стоимости факторов производства, нежели за счет конкуренции за счет создания добавленной стоимости/ценности), при непомерном загрязнении окружающей среды, в условиях значительного износа инфраструктуры и оборудования.

Общественность и правительство Китая осознали, что существовавший путь развития производственной системы — развитие традиционных отраслей и захват международных рынков с помощью дешевых товаров  тупиковый. Правительство разработало меры для поощрения модернизации индустриального производства, разработки технологических инноваций частными фирмами, что отражено в плане на 11-ю пятилетку (2006-2010 гг.). Однако частные фирмы с неохотой шли на реструктуризацию производства, т.к. по-прежнему могли получать прибыли путем простого сокращения издержек на труд и снижения суммы земельной ренты.

Экономическая рецессия и финансовый кризисстали сигналом частным фирмам о необходимости изменить производственную системув традиционных отраслях, начать интенсивные инвестиции в технологические иуправленческие инновации. Даже рынок низкотехнологичных товаров является высококонкурентным  китайские фирмы сталкиваются с европейскими производителями, обладающими более эффективными индустриальными структурами. 

Экспорт: низкотехнологичные товары и низкий уровень интернационализации

Предыдущая политика государства поощряла экспортчастных фирм, особенно из региона реки Янцзы. За последние 30 лет Китаю удалось отстроить огромные производственные мощности, что сделало промышленные отрасли сильно зависимыми от экспорта. Частные предприятия производят в основном текстиль и одежду, изделия из металлов, продукцию легкого машиностроения, продовольственные товары, бумагу и товары потребительского повседневного спроса и длительного пользования. По данным на 2006-й г., экспорт текстиля и одежды составлял 40% мирового рынка, большая часть продукции поступала из промышленных кластеров в провинциях Чжэцзян и Цзяньсу (Zhenjiang, Jiangsu).

Интернационализация китайских фирм по своему развитию находится на начальном, базовом, этапе, т.е. фирмы ограничивают свою деятельность простым «растягиванием» своих специализированных рынков «за море», продажей продуктов, которые они привыкли реализовывать на локальном рыке. Для большинства фирм международная торговля находится в нижнем сегменте торговой цепочки (low end of the trade chain). Т.е. в таких сферах как инновационный технологический дизайн, создание брендов, контроль над рынком китайские кластеры явно находятся в более слабой позиции. В то время как европейские кластеры, например, итальянские, находятся на высокотехнологичном конце глобальной цепочки создания ценности; глобальные технологии производства, бренды, рынки контролируются преимущественно ими. Такая модель столкнулась с большим количеством проблем в результате кризиса. В ситуации кризиса на международных рынках не остается достаточно места для огромного количества китайских МСП.

В общем понимании, компания или отрасль, прежде чем выходить на международные рынки, должна обеспечить себе стабильное положение, преимущества на внутреннем рынке. Если проанализировать список Топ-500 — крупнейших компаний, то можно увидеть, что они сначала шаг за шагом добивались преимущества именно на внутреннем рынке.

Частным предприятиям Китая сначала предстоит повысить инвестиции в технологические инновации и благодаря этому захватить свой собственный рынок, а потом, благодаря накопленной экономической мощи, стать полноправными участниками международной торговли. 

Интернационализация: через сделки слияний и поглощений в третичном секторе

Если рассматривать такой показатель интернационализации, как зарубежные прямые инвестиции, частному сектору есть куда развиваться. Одной из возможностей осуществлять прямые инвестиции за рубежом и увеличивать уровень интернационализации является участие в сделках слияний и поглощений. Но чтобы осуществлять такую деятельность, фирмы должны обладать достаточной мощью и индустриальными практиками, структурой (бизнес-организацией)мирового уровня.

С определенного момента значительная частьслияний и поглощений начала осуществляться в третичном секторе (финансовом, страховом, информационном, рознице). Что касается Китая, то здесь по-прежнему экономическое развитие сфокусировано на развитии вторичного сектора — обрабатывающей промышленности. И она занимает большую долю экономического выпуска. Соотношение секторов национальной экономической структуры Китая близки соотношению в регионе дельты реки Янцзы — 2:3:1. Однако в Шанхае ситуация уже несколько другая — 1:2:3.

Что касается международной конкурентоспособности, третичный сектор Китая менее развит, нежели остальные два, что обусловлено отстающими институциональными реформами. Т.е. если даже государственные компании сами по себе готовы участвовать в сделках слияния и поглощения, то им просто не с чем выходить на мировой рынок. Более того, регулирующие органы других стран могут отказать компании с государственной собственностью в осуществлении сделки, опасаясь подрыва конкуренции.

В 2009-м г. произошло увеличение инвестиций в сектор услуг. Тенденция сокращения доли услуг в ВВП, наблюдаемая с 2003 года, переломлена (см. Таблицу 1). Это произошло во многом благодаря тому, что огромная доля инвестиций пакета в 4 млрд. юаней была направлена на развитие инфраструктуры: телекоммуникаций, транспорта и т.п. Здравоохранение и образование являются другими секторами  получателями крупных сумм инвестиций в рамках пакета (см. Таблицу 2).

Таблица 1. Доля сектора услуг в ВВП Китая (2003-2009 гг.), %

Год

2003

2004

2005

2006

2007

2008

2009

Доля

41,2

40,4

40,1

40,0

40,1

40,1

42,6

Источник: Statistic Bureau of China Statistic Analysis, 2009, №7 

4 трлн юаней: экономический рост vs. технологическая трансформация

Государство намеревается использовать период кризиса как шанс побудить частные фирмы осуществлять независимые инновации, модернизировать индустриальную структуру. Правительство Китая в целях поддержки экономического роста (нивелирования влияния от падения объемов внешнеторговых операций) в конце 2008 года одобрило пакет бюджетных инвестиций на сумму 4 трлн. юаней на период 2009-2010 гг. (распределение по направлениям было пересмотрено в марте 2009-го). Стабильный экономический рост необходим для увеличения инвестиций, что должно привести к увеличению занятости. Рост безработицы может привести к социальной катастрофе в Китае. Однако поддержание темпов экономического роста сложно совместимо с целью осуществления экономической, технологической трансформации.

Распределение пакета помощи делается с упором на жизнеобеспечение (социальное страхование, трансферты, пенсии крестянам — инвестиции в развитие сельского рынка, здравоохранение), независимые инновации частных фирм и национализированных предприятий (см. Таблицу 2). Данные меры должны повышать потребительский спрос, что является критичным с точки зрения дальнейшего развития экономики Китая.

Таблица 2. Изменение распределения бюджетных инвестиций в рамках госпакета помощи 

Направление инвестиций, млрд.

Модифицированный план, март 2009 г.

Начальный план, 2008 г.

Социальное бюджетное строительство

400 ↑

280

Строительство инфраструктуры в сельских территориях

370 ↓

370

Ж/д., аэропорты, водные пути, электрические сети (развитие)

1500 ↓

1800

Здравоохранение, образование, культура

150 ↑

40

Энергоэффективность и сокращение выбросов

210 ↓

350

Независимые инновации и индустриальные преобразования

370 ↑

160

Реконструкция территорий, пострадавших в результате стихийных бедствий

1000 ↑

160

 

4000

4000

Источник: Ministry of Finance 2009 annual report; 2009 budgeting plan, National People's Congress 2009

Западные эксперты критикуют план, указывая,что меры направлены исключительно на расширение кредитов вместо поддержкиинвестиций в частном секторе. Но данные по экономическому росту 2009 года свидетельствуют о том, что экономический рост в Китае был во многом обусловлен именно расширением внутреннего спроса и предложения, большей частью в частном секторе. 

Экспорт: протекционистская политика провинций мешала развитию внутреннего рынка

Местническая протекционистская политика привела к сегментации рынка Китая по региональному критерию. Региональные различия  —  сегментация рынка  —  значительно увеличивает издержки на вход (включая, например, издержки на рекламу, маркетинг, установление бизнес-отношений), делая их даже выше, нежели издержки выхода на мировые рынки, которые более стандартизированы. Частные предприятия старались избегать конкуренции на внутреннем рынке и отдали предпочтение конкуренции на международном.

Китай предпринимает попытки интеграции рынков на уровне регионов. В этом направлении реализуются меры по стандартизации деятельности фирм. Власть в центре назначила наказания региональным чиновникам за осуществление политики регионального протекционизма. Центральное правительство обеспечивает местным правительствам более благоприятную политическую среду для создания условий экономического развития и преодоления рыночной сегментации. В задачи местных властей входит уничтожать барьеры движения факторов производства между провинциями. Региональные правительства должны координировать меры по поддержке внутреннего спроса. Дальнейшее реформирование фискальной и налоговой системы и улучшение механизма контроля и оценки деятельности чиновников на местах позволит элиминировать институциональные факторы, ведущие к сегментации общекитайского рынка. Создание благоприятной бизнес-среды позволит фирмам накопить рыночную силу, сфокусировать свое развитие на внутреннем рынке.

Предполагается приватизация малых и средних предприятий, которые сейчас находятся в собственности местных властей. Налоговая реформа призвана улучшить контроль над использованием финансовых ресурсов в центре и на местах.

подготовила Юлия Литвинова

Доклад Zhikai Wang Полный текст

6 апреля, 2010 г.