• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Поддержка без помощи

Правительство вкладывает большие средства в программы, призванные стимулировать инновационное развитие малого бизнеса. Эффект этой поддержки анализировала Вера Басарева (ИЭ и ОПП СО РАН) в своем докладе «Государственная поддержка малого бизнеса: помощь или институциональная ловушка?», прочитанном 6 апреля в сессии «Экономические институты-2»

Российская институциональная среда тормозит развитие малых предприятий. В сфере малого бизнеса, что признается высшими лицами государства, существует институциональная ловушка: с одной стороны бизнес фактически «обирается» чиновничеством, с другой  предприниматели сами коррумпируют правоохранительные органы. Выйти из этой ловушки сложно главным образом потому, что выгоды от перехода получат совсем не те, кто способен его осуществить.  

Институциональное перепутье

Кризис выявил, что малый бизнес находится на неэффективной траектории развития — несмотря на значительные антикризисные вливания в этот сектор, предприниматели продолжают испытывать серьезные трудности, пишет автор доклада.

По данным ФНС, в первой половине 2009 г. малых предприятий было создано на 45% меньше, чем за аналогичный период предыдущего года, закрылось  250 тыс. предприятий (на 100 тыс. больше, чем годом ранее).    

Минэкономразвития реализует программу поддержки малого бизнеса в регионах с 2005 г.: помогает строить бизнес-инкубаторы, поддерживать экспортно-ориентированные предприятия, создавать венчурные и гарантийные фонды. За четыре года в экономике страны и мира многое стало другим, но программы поддержки практически не претерпели изменений. Появились и новые научные направления, которые на основе обобщения опыта развития разных стран предлагают меры реформирования соотносить со стадиями модернизации. При таком подходе подвергается сомнению эффективность использования малых форм при формировании национальной инновационной системы догоняющих экономик, отмечает В.Басарева.

Программы и конкурсы Минэкономразвития, как правило, ориентированы на развитие инновационного направления в малом бизнесе, то есть на то направление, которое  характеризуется высокими рисками даже в относительно спокойное время. В ситуации кризиса риски повышаются многократно. 

Помощь сильным

Критерии отбора регионов, участвующих в конкурсах Минэкономразвития по поддержке малого бизнеса  далеки от идеальных. Анализ предварительных итогов конкурса за 2009 г. показал, что в треть регионов (из числа подавших заявку) попадет две трети средств, выделенных из федерального бюджета. Сами критерии отбора создают предпочтения для тех регионов, которые и так демонстрировали высокую динамику развития малого бизнеса, вкладывались в инновации или экспортировали продукцию малых предприятий. Иными словами, поддержку получат те, у кого особых проблем не наблюдается, пишет в своем докладе Басарева (cм. Таблицу 1).

Таблица 1. Критерии оценки конкурсных заявок по отбору субъектов Российской Федерации, бюджетам которых в 2009 году предоставляются субсидии для финансирования мероприятий, осуществляемых в рамках оказания государственной поддержки малого предпринимательства субъектами РФ

Источник: МЭР

Регрессионная модель также помогла выявить прямую связь между размером субсидий из федерального бюджета и количеством малых предприятий на 100 тыс. жителей. То есть господдержка малого бизнеса пока не осуществляет функцию стимулирования развития бизнеса в регионах, где предпринимательская активность очень слаба.

Другой интересный результат  положительная связь между размером федеральных вливаний и высотой административных барьеров в регионе. Это означает, что региональные власти активно лоббируют свои интересы, пополняют через такие программы свои бюджеты, но благоприятных условий для бизнеса не создают. Иными словами — это нецелевое использование института «государственной поддержки малого предпринимательства»,  выделяемые средства не доходят до адресата, приходит к выводу Басарева.  

Не время для инноваций

Минэкономразвития признает, что сейчас, когда наметилось робкое восстановление после кризиса, нужно активизировать потребительский внутренний спрос. А тем временем через свои конкурсы оно отбирает регионы, которые развивают малый инновационный бизнес, поддерживает экспортеров. Министерство стимулирует малый бизнес работать на экспорт и производить инновационную продукцию  выходить на рисковые рынки. Сами предприниматели говорят, что в нынешней ситуации прямые и косвенные издержки от смены технологического уклада перевешивают потери от неэффективности. Поэтому на нынешнем этапе, возможно, стоит пересмотреть приоритетные направления развития малого бизнеса, считает автор доклада. Сейчас в первую очередь целесообразно направлять господдержку в те регионы, где падает производство и растет безработица, а стимулировать инновации и экспорт в сфере малых предприятий можно, когда кризис останется далеко позади.

Однако пересмотр направлений поддержки вовсе не подразумевает отказ от самой идеи помощи малым предприятиям — ее нужно сделать более эффективной. Один извариантов — установить зависимость между размером субсидий и уровнем собираемости налогов с малого бизнеса. Сейчас такой зависимости нет, и дотационные регионы и муниципалитеты скорее будут ждать помощи, нежели стремиться получить налоговые доходы от малого бизнеса, увеличение которых, кстати, может уменьшить эту самую помощь, отмечает В.Басарева. 

Анастасия Астахова

Доклад В.Басаревой Полный текст 

6 апреля, 2010 г.