• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

«Новый курс» №12

Очередной выпуск мониторинга ситуации в российской и мировой экономике, подготовленный Центром развития ГУ-ВШЭ

Жилищный рынок: созданы все условия для нового пузыря

Строительный сектор, несмотря на тяжелейшее финансовое положение многих крупнейших девелоперов, продолжает держаться: объем ввода жилых домов в  январе-феврале 2008–2010 гг. оставался примерно на  одном уровне. А в условиях кризиса и стабильность хороша! В значительной мере этому способствовало поведение населения, которое профинансировало за счет своих средств 55% от введенного жилья. Собственно говоря, у такого поведения населения есть рациональные основания. Во-первых, абсолютное падение цен на жилье как на первичном, так и (в еще большей степени) на вторичном рынке, наблюдавшееся в течение 2009 г., затормозилось, а, значит, дешевле купить жилье, видимо, уже не удастся; во-вторых, стабилизация ситуации на рынке труда и начавшийся в середине прошлого года рост доходов способствовали повышению потребительской уверенности и активизации спроса населения на жилье.

По данным Росреестра, число сделок купли-продажи квартир в январе-феврале 2010 г. выросло относительно аналогичного периода прошлого года в 1,7 раза, количество заключенных договоров ипотечного кредитования — в 2,3 раза. По данным Банка России, финансирование строительства жилья населением за счет рублевых жилищных кредитов увеличилось в январе-феврале в 1,6 раза, валютных — в 1,5 раза (по сравнению с теми же месяцами прошлого года).

В целом, это означает, что на российском рынке жилья сформировались все предпосылки для появления нового пузыря (это, впрочем, не означает, что он уже начал надуваться): спрос начал расти, предложение ипотечных кредитов — увеличиваться, Правительство решило выделить на поддержание ипотеки 250 млрд.рублей, в то время как темпы ввода нового жилья, как минимум, затормозились, опираясь исключительно на начатые в докризисные времена проекты (количество новых проектов даже в Москве исчисляется единицами).

Объем жилищных кредитов, предоставленных кредитными организациями физическим лицам, млн руб.

Объем жилищных кредитов, предоставленных кредитными организациями физическим лицам

Источник: Банк России, расчеты Центра развития

Развитие с опорой на собственные силы

В последнее десятилетие перед финансовым кризисом 2007–2009 гг. развивающиеся страны, как и мировая экономика в целом, жили в особых финансовых условиях. Движение обрабатывающих производств из развитых в развивающиеся страны (на фоне наличия в них достаточно квалифицированной рабочей силы и низких трудовых издержек) сопровождалось обратным устойчивым перетоком сбережений с Востока на Запад. Это имело два последствия.

С одной стороны, в предкризисные 2000–2007 гг. наблюдалось ускорение роста и мировой экономики в целом, и развивающихся стран даже по сравнению с 90-ми годами 20-го века. Экономика последних росла более высокими темпами, чем в 1990-е годы и была менее волатильна. С другой стороны, финансовая подпитка роста в развивающихся странах шла за растущего потока длинных банковских кредитов, облигационных займов и прямых инвестиций из развитых стран. При этом прямые инвестиции, о чем мы писали неоднократно, это не только и не столько деньги, сколько оборудование, технологии и менеджмент, которые позволяют производить конкурентоспособную на мировом рынке продукцию.

Динамика инвестиций и рентабельности выпуска в секторах российской экономики

Динамика инвестиций и рентабельности выпуска в секторах российской экономики

Примечание: рентабельность = балансовая прибыль/оборот за период, %

Источники: Росстат, расчеты Центра Развития

В послекризисный период, в условиях перестройки мировой финансовой системы и ужесточения финансового регулирования, которые будут вести к удорожанию капитала и ограничению масштабов его перетоков, как минимум, в ближайшие годы, конкуренция стран за капитал только возрастет. Российская экономика в последние годы не была сильно привлекательной для прямых инвестиций, объем которых составлял (в среднем) около 2,1% ВВП в 2000–2009 гг. и около 12% к инвестициям в основной капитал, что примерно в два раза ниже уровня других развивающихся стран. При этом значительная часть приходящего капитала концентрируется в нефтегазовом секторе, который отличается низкой долей добавленной стоимости и низкой конкуренцией на мировом рынке.

Период высоких нефтяных цен и бурного роста внешних заимствований породил у властей и у многих экспертов иллюзию о возможности успешного и быстрого экономического развития с опорой на собственные силы. С наступлением кризиса этим иллюзиям постепенно приходит конец. В 2009 г. российская экономика вслед за инвестиционным бумом испытала шок обратной направленности: инвестиции упали на 17% при этом падение носило почти фронтальный характер. Только в двух секторах в 2009 г. наблюдался рост инвестиций — в производстве кокса и нефтепродуктов — на 32% и на трубопроводном транспорте — на 52%. Падение инвестиций в ТЭК на 10% на фоне всеобщего глубокого падения выглядело бы оптимистичным, если бы это не был ключевой сектор российской экономики. Почти во всех секторах (кроме кокса и нефтепродуктов и транспорта) уровень рентабельности, то есть способности самофинансирования, значительно упал по сравнению с докризисным уровнем, что делает российскую экономику еще менее привлекательной по сравнению с другими странами.

Валерий Миронов

Полный текст бюллетеня «Новый курс» №12, 28 марта — 2 апреля 2010 г.

5 апреля, 2010 г.