• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Инфляция, цены, производительность

Пробелы в теоретических концепциях цен и инфляции стали более очевидными в условиях глобального кризиса. Фундаментальные исследования, проведенные в ГУ-ВШЭ в 2009 году, были направлены в том числе на уточнение понимания этих явлений и расширение возможностей их прогнозования

Конференция, посвященная фундаментальным исследованиям, проведенным Высшей школой экономики в 2009-м году, состоялась 29 марта. Среди исследований лабораторий ВШЭ — вопрос различия инфляции для разных социальных групп, оценка эффективности инвестиций, повышения производительности труда и производительности в энергетике.

Макроэкономические показатели и структурные изменения в экономике

Лаборатория макроструктурного моделирования экономики России занималась построением моделей, которые позволяют анализировать и прогнозировать ситуацию в экономике с учетом структурных изменений. Принципиальным в исследовании является момент, что экономика вообще — вся экономика — не может быть описана как статичный объект; необходимо учитывать ее структурные изменения. Как отметил заведующий лабораторией Григорий Канторович, кризис добавил к этому понмание того, что описание экономики на уровне обычных макропоказателей достаточно только для ограниченного количества целей.

В проведенном лабораторией исследовании 6 больших разделов:

1. построение теории индексов цен и количеств. Было проведено переосмысление их построения, особенно в условиях, когда экономика не находится на траектории устойчивого роста или стагнации. При изменении траектории цены, структура экономики также подвержены заметным колебаниям.

2. моделирование рынка труда (поведение участников, заработная плата) на отраслевом уровне — по новым позициям, отраслям, видам экономической деятельности. Анализировались данные за 2005–2009 гг., то есть с захватом периода кризиса. Результаты показывают, что российские предприятия довольно своеобразно реагировали на кризис: удельные затраты на зарплату нарастали практически во всех отраслях. Предприятия не пытались решать все возникшие проблемы за счет заработной платы.

3. анализ структуры финансовых потоков между институциональными экономическими объектами.

4. изучение влияния инвестиций на эффективность экономики, то есть на рост производства, и следовательно, на эффективность и производства, и капитала.

Результаты анализа данных за 2000–2004 гг., показывают кардинально разное влияние инвестиций на эффективность производства в различных отраслях. В частности, в топливно-добывающем секторе расходы росли, но никакой связи с эффективностью производства и реальными инвестиции не обнаружено. В некоторых подвидах в деятельности обрабатывающей промышленности — пластмассы, резиновые изделия — такая связь прослеживается. При агрегации на уровень экономики все эффекты пропадают.

По данным 2005–2009 гг. относительные цены (средние цены по промышленности) — чем дальше по производственной цепочке в обрабатывающей промышленности, тем становились выше. В начале кризиса бизнес продемонстрировал совершенно нестандартное поведение: трудности с реализацией продукции попробовали решить за счет повышения цен. Понятно, что впоследствии от такой политики пришлось отказаться. Расчеты показывают, что чем выше положение производителя в технологической цепочке, чем он ближе к конечному спросу, тем больше возможности повышения цен.

5. построение модели банковской системы России, основанной на идее балансового, общего равновесия.

Кризис банковскую систему затронул больше всего. В этот же период стали проявляться изменения в мировой финансовой системе, что также повлияло на поведение банковской системы России. Расчеты дали парадоксальный результат: банковскую систему — в отличие от других систем экономики России — можно рассматривать как единый макроагрегат.

6. разработка теории эндогенности цен.

Качество и уровень цен: о чем говорит инфляция

О разработках в области эндогенности цен говорил ординарный профессор ГУ-ВШЭ Эмиль Ершов. Экономическая теория и статистическая практика могут попадать во взаимную ловушку, отметил он. Одни ссылаются на теорию, другие — на практику, и перестают сосредоточивать свои усилия на принципиальных вопросах.

В классической теории поведения потребителя предполагается, что для одного домохозяйства (ДХ) или для двух однородных ДХ известна функция полезности. Она сосредоточена на потребляемых благах. Известно ограничение с заданными ценами — бюджет и задачные заранее размеры расходов. И, если функция и не существует, поведение потребителя на рынке описывается так, как если бы функция полезности максимизировалась. При этом принимаются упрощения, что у разных групп потребителей цены одинаковы, что множество, на котором решается задача, не зависит от группы потребителей, и что функция однородна. Следствие для статистики — рассматривается только доля расходов и только по ней она ориентируется на источники, необходимые и доступные для анализа.

В 2007-м г. в Руководстве по индексу потребительских цен МВФ говорилось, что пора переходить к анализу потребительского поведения отдельных групп потребителей, но никаких конкретных рекомендаций сделано не было. Впрочем, в США ИПЦ исчисляется по двум группам: городские и сельские жители.

Калман (1968 г. P. Kalman Utility Function Transformations and Money Illusion) включил в функции полезности сами цены, ссылаясь на качественные, а не количественные исследования 1930-х гг., предполагая, что сами цены отражают качество потребляемых продуктов. Но механизмов проверки возможности построения функции спроса для разных групп потребителей, а тем более, учитывающие средние цены покупок, никто и никогда не предлагал.

В выборочных обследованиях бюджетов ДХ, проводимых, в частности, Росстатом, цены покупок для групп ДХ не наблюдаются. Есть данные по высоко агрегированным группам продуктов. Но в обследованиях RLMS (Российский мониторинг экономического положения и здоровья населения) исследуются расходы и количество потребляемых товаров.

Анализ данных обнаружил, что одно и то же домашнее хозяйство в разных волнах RLMS может варьировать покупки в крупной группе продовольственных товаров в диапазоне двух порядков, а цен — и того больше. То есть оказывается, что данные по отдельным ДХ несопоставимы, а значит, и строить некие обобщения можно только на агрегированных группах потребителей.

Гипотеза заключалась в том, что, несмотря на то, что в модели цены для конкретного потребителя фиксированы, цены покупок, по которым он реально покупает группу товаров, для него эндогенны, т.е. он выбирает структуру покупок. Что в теории совершенно игнорируется. Например, минимальная цена водки — 89 руб., но те, кто покупают водку, выбирают водку разного уровня. В Москве есть хлеб по разным ценам. Есть разумные соображения, что функция полезности зависит от таких показателей, как структура семьи и собственности (есть ли загородный дом), возраст, состояние здоровья. Но в статистике все эти факторы при построении функций спроса игнорируются. Т.е. все потребители сталкиваются с экзогенными ценами на отдельные продукты.

Для доказательства гипотезы нужно посмотреть, дифференцированы ли средние цены покупок различных потребителей. Ловушка состоит в том, что цены товаров не исследуются, потому что теория говорит, что функции однородны. Теория говорит, что не можем ничего проверить, потому что статистика дает только удельные веса расходов, а цен нет.

В RLMS есть данные только по 56 группам пищевых продуктов. По ним были рассчитаны базовые индексы цен (2006–2008 гг.). Было выделено 20, 50 и 100 доходных групп (5500 ДХ). Использованы не временные, а межгрупповые (цепные) индексы цен Пааше, Ласпейреса и Монтгомери, чтобы проверить, не будет ли эффект зависеть от выбора самих функций, т.е. от индексов, от измерителей. Гипотеза подтверждается при всех группировках, для всех групповых индексов. Индексы цен значимо возрастают, но не всегда монотонно, что может объясняться тем, что в группах есть ДХ, у которых свои особенности (такие ДХ изолировать невозможно): люди с большими претензиями покупают более качественные — дорогие — продукты.

Диаграмма 1. Соотношение межгрупповых базисных индексов цен: 20 групп потребителей

Соотношение межгрупповых базисных индексов цен: 20 групп потребителей 

(по Ох — номер группы ДХ, упорядочены по возрастающим душевым расходам; по Оу — индексы; черная — среднедушевые расходы на продовольственные товары)

Источник: расчеты авторов (Э. Ершов, М. Матыцин)

Диаграмма 2. Зависимость базисных индексов цен от уровня расходов на питание в группе ДХ: 50 групп потребителей

Зависимость базисных индексов цен от уровня расходов на питание в группе ДХ: 50 групп потребителей

Источник: расчеты авторов (Э. Ершов, М. Матыцин)

Уже разработаны методы, позволяющие имплантировать данные RLMS в данные Росстата, но еще предстоит разработать систему функций спроса для неоднородной совокупности ДХ. Самое трудное — научиться моделировать дифференциацию средних цен покупок по различным группам. Проблема спроса для разных групп населения актуальна, в том числе в сфере медобслуживания и фармрынка.

Инвестиции в ИКТ и институты: влияние на производительность труда

Лаборатория исследования проблем инфляции и экономического роста в 2009-м вела работы в двух аналогичных направлениях: методы сравнительного анализа источников повышения производительности труда в экономиках разного типа и проблемы прогнозирования инфляции, — рассказал заведующий лабораторией Револьд Энтов.

Исследование в отношении источников повышения производительности труда проводится в рамках проекта KLEMS (capital, labor, energy, materials, services; ОЭСР, Европейская Комиссия ЕС). Дейл Йоргенсон (Dale Jorgenson) — научный руководитель проекта — выделяет повышение производительности труда как ведущий фактор. Западно-европейские исследователи обнаружили значительно меньшую роль фактора информационно-коммуникационых технологий (ИКТ) в росте производительности труда в странах Западной Европы, нежели в развивающихся странах. Что связано, прежде всего, с институциональными различиями. Эта идея представляется чрезвычайно важной. Очень интересно посмотреть производительность в энергетике, эффективность использования материалов применительно к России.

Сейчас Лабораторией разрабатывается совместный проект с МГТС по производительности труда в сфере услуг, о влиянии ИКТ на рост производительности труда. Очень сложно разделить динамику услуг на динамику объема и динамику цен. Еще более трудная задача — выделить капитал в этих отраслях (важно иметь в виду, что в российской статистике один из самых запущенных разделов — раздел, связанный с капиталом).

Инфляционный процесс кризисом не задушен

Инфляция всегда была плохо предсказуемым процессом, а в последнее время появились «сбои», привлекшие всеобщее внимание. На протяжении многих лет прогнозы делались на базе структурных моделей с развитой компонентой инфляционных ожиданий.

Аткинсон и Оганян (2001 г.) показали, что модель случайных блужданий дает наилучшие прогнозные результаты. Сток и Ватсон (2008 г.) показали, что трудности предсказания инфляции во многом определяются тем, что у инфляции есть две компоненты: перманентная (долгосрочная) и транзиторная. Они строили прогноз инфляции, опираясь на стохастический тренд и стохастическую транзиторную переменную. И получили хороший прогноз, лучше, чем на базе структурных моделей.

Базируясь на идее «чем случайней, тем верней», лабораторией получены прогнозы, также вполне достоверные. Проведенные исследования показывают, что перманентная компонента по сравнению с 1990-м г. уменьшилась. Под инфляцией понимается темп роста индекса потребительских цен (ИПЦ), а индекс цен производителей (ИЦП) может расти продолжительное время, не оказывая выраженного влияния на ИПЦ.

Еще один момент, на котором Револьт Энтов посчитал необходимом остановиться — проблема инерционности инфляции. Как в кейнсианской, так и в нео-классической модели исходят из номинальной жесткости, подразумевающей, что цены не могут быть абсолютно гибкими и меняются с некоторым запаздыванием. Эмпирические исследования лаборатории показали, что элементы инерционности инфляции в России в последние годы усиливались. Если это так, и трактовка эмпирических данных верна, то это означает, что кризис не остановил инфляционный процесс, и он может восстановиться в ближайшее время.

Юлия Литвинова

3 апреля, 2010 г.