• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Малый бизнес: финансовая адаптация к кризису

Сектор малого бизнеса показал достаточно хорошую устойчивость в кризис и в целом сохранил платежеспособность и финансовую устойчивость. А принятие закона о микрофинансовых организациях даст новый импульс кредитованию малого бизнеса, уверен директор Российского микрофинансового центра Михаил Мамута

Кредитование: итоги 2009 г.

По официальным данным ЦБ, портфель кредитов малого и среднего бизнеса (МСП) достиг к концу 2009 г. почти 2,5 трлн. руб. При этом за прошедший год объем кредитов юридическим лицам — субъектам МСП — вырос; объем кредитов ПБОЮЛ сократился на 20–23% (см. график 1).

График 1. Объем кредитов малого и среднего предпринимательства, млн руб.

Объем кредитов малого и среднего предпринимательства

Источник

У юридических лиц более длинные кредиты — на период от 2–3 до 7–10 лет, — их в прошлом году выдано больше, чем погашено. Кредиты, выданные юрлицам в 2009-м, как раз и обеспечили рост общего объема кредитования сектора. Для ПБОЮЛов динамика была иной. У них преобладают краткосрочные кредиты (сроком до года), и нетто-результат по ПБОЮЛ отрицательный, то есть погашение прошлых займов превалировало над объемом получения новых. Вместе с тем статистика показывает, что платежеспособность сектора сохранялась.

Снижение кредитования «частников» свидетельствует о падении потребительского спроса в прошедшем году. Российский малый бизнес ориентирован в основном на розницу и слабо диверсифицирован с точки зрения рынков сбыта. С одной стороны, именно такой бизнес быстро реагирует на потребности розницы и быстро растет в условиях роста спроса. С другой стороны, его активность очень циклична и быстро падает в ответ на снижение спроса, о чем и говорят данные по кредитованию ПБОЮЛ.

В 2009 г., как в частности отмечалось на Форуме «Кредитование малого бизнеса в России. Тенденции и перспективы», не удалось переломить ситуацию с потребительским спросом. Хотя к концу году ситуация стала лучше (3-4 кварталы сгенерировали рост), до сентября была фактически полная стагнация.

«Просрочка» и реструктуризация долгов

Ситуация с просроченной задолженностью далека даже от стабильной. Уровень просрочки по юрлицам (малое и среднее предпринимательство) вырос с 4,5 до 7,5%, по ПБОЮЛам — с 4 до 8,5%. И даже эти цифры (см. график 2) трактуются как необъективные (т.к. не считается риск всего портфеля): по МСФО показатель получится порядка 15%. Однако делать вывод, что объем достиг критического уровня, нельзя. Малый бизнес всегда быстрей генерирует просрочку, в связи с тем, что погашение кредита происходит частыми периодами равными долями — на фоне отсутствия продаж просрочка быстро проявляется. В корпоративном секторе она долго остается спрятанной в силу более длинных периодов кредитования. Зато последствия поздней «визуализации» оказываются более плачевными. То есть просрочка в 20% по коротким кредитам малому бизнесу не критична и управляема.

График 2. Просроченная задолженность, %

Просроченная задолженность

Источник

С лета-осени прошлого года банки изменили стратегию взаимоотношений с клиентами, начали реструктурировать кредиты и отказались от жесткой политики, преобладавшей в начале года. Объем реализации в малом бизнесе упал (потребительский спрос снизился на 30%), но платежеспособность сектора в целом сохранилась. То есть малый бизнес продолжал платить по своим обязательствам, но в меньших объемах, чем до кризиса, и реже. Поэтому большинство банков пошло на реформирование кредитных портфелей, пересмотрели кредитные соглашения, сроки погашения.

Лакуны финансовой инфраструктуры

Более тревожная ситуация с банковской инфраструктурой: количество банковских филиалов за 2009 г. сократилось на 5,2% (впервые с 2000 г.; см. график 3). Возможно в перспективе — по мере укрупнения банковского сектора и роста его капитализации — у банков вновь появятся я инвестиционные ресурсы для вложения в развитие инфраструктуры.

График 3. Количество филиалов банков в РФ

Количество филиалов банков в РФ

Источник

Однако в ближайшие годы эксперты не ожидают возобновления территориального роста темпами 2004–08 гг. В связи с этим возникает проблема: как обеспечить предложение финансовых кредитных ресурсов в небольших населенных пунктах, на селе, в малых городах (см. график 4). Отсюда — объективная потребность дополнить банковскую инфраструктуру небанковскими институтами, в частности, кредитными кооперативами.

График 4. Плотность банковской инфраструктуры: количество банков на 100 тыс. населения

Плотность банковской инфраструктуры: количество банков на 100 тыс. населения

Источник

Микрофинансовые организации: итоги развития в 2009 году

На начало 2009 г. небанковских микрофинансовых организаций (МФО) насчитывалось 2750 (в 2003 г. — 150). Их кредитный портфель вырос в 10 раз — до 22,7 млрд руб. (на 1.01.2010 г.). Средний размер кредита — 4,5 тыс. долл. Именно таков спрос на кредитные ресурсы в муниципалитетах и регионах со стороны микропредприятий (70% малого предпринимательства — микробизнес, с числом работающих до 15 человек) и физических лиц.

МФО тяготеют к городам с населением менее 100 тыс. человек (на них приходится 75% зарегистрированных МФО). То есть микрофинансовые структуры и банки не конкуренты, а партнеры. Более того, в связи с уходом с рынка малых банков (в связи с повышением требований к минимальному размеру капитала), ожидается, что МФО займут их место на уровне муниципалитетов.

Вместе с тем средний размер кредитного портфеля МФО снизился за 2009 г. на 15% (см. график 5), однако к концу года спад прекратился. Можно осторожно прогнозировать переход этого показателю к росту во втором квартале нынешнего года.

График 5. Среднее значение активного портфеля займов (тыс. руб.)

Среднее значение активного портфеля займов

Источник

В первые месяцы года в системе микрофинансирования произошло заметное снижение объемов привлеченных сбережений населения в связи с массовым «уходом в валюту». Однако весной объем привлеченных МФО средств вновь начал устойчиво расти. В целом за год средний объем привлеченных сбережений вырос на 9% (см. график 6). Это свидетельство того, что доверие к сберегательным институтам не было подорвано.

Одно из позитивных последствий кризиса — смена модели поведения за счет снижения доли потребительских расходов и повышения доли сбережений. Сберегательная модель — хотя она и влечет за собой снижение совокупного объема потребительского спроса — в целом более устойчива и адекватна как условиям кризиса, так и послекризисного восстановления.

График 6. Среднее значение объема привлеченных сбережений (тыс. руб.)

Среднее значение объема привлеченных сбережений

Источник

Показатель риска кредитного портфеля вырос более чем в два раза — до 7,3% (см. график 7), но он сопоставим с аналогичным показателем банковского сектора, и даже, может, чуть ниже, в том числе и потому, что подход МФО к оценке получателей кредитов более индивидуализирован, что позволяет и договариваться о взаимоприемлемых решениях в трудных ситуациях.

График 7. Средний показатель портфеля в риске более 30 дней

Средний показатель портфеля в риске более 30 дней

Источник

Совокупное число заемщиков сократилось на 15–17% до 850 тыс. Можно предполагать, что как только восстановится потребительский спрос, тут же восстановится «картинка» предложения. Этому в немалой мере способствует и принятый летом 2009 г. Закон о кредитной кооперации. Он устанавливает стандарты деятельности кредитных кооперативов, механизмы государственного надзора и саморегулирования в этой сфере. Благодаря этому, безопасность в системе кредитной кооперации для пайщика сильно возрастает. До июля 2010 г. все кооперативы должны пройти перерегистрацию и встать на учет в Минфине (надзорный орган). Порядка 40% кооперативов (которые можно назвать нечистоплотными, «мошенниками») перерегистрацию проходить не будут. Перерегистрирующиеся должны объединиться в саморегулируемую — элемент делегированного надзора — организацию в обязательном порядке. И это даст сильный толчок развитию сектора.

Есть надежда, что в этом году будет принят рамочный закон о микрофинансовой деятельности и микрофинансовых организациях. Согласно прогнозу НАУМИР, в  течение трех лет с момента принятия закона объем портфеля МФО даже по консервативным оценкам увеличится в 4–5 раз — до 5 млрд. долл.

Подготовила Юлия Литвинова

PS. Президиум Правительства РФ на своем заседании 31 марта одобрил законопроект «О микрофинансовой деятельности и микрофинансовых организациях». Законопроект устанавливает порядок и условия предоставления микрозаймов, порядок создания, деятельности и реорганизации микрофинансовых организаций. В течение ближайшей недели он будет внесен в Государственную Думу.

После принятия появится возможность регистрировать организации (различных правовых форм), которые получат право выдавать кредиты в объеме до 1 млн. руб. По сравнению с традиционными кредитными организациями, предъявляемые к МФО требования будут значительно упрощены, поскольку для осуществления деятельности можно будет привлекать только деньги учредителей, пояснил министр финансов Алексей Кудрин.

Глава правительства Владимир Путин заявил, что закон предоставит малым фирмам возможность получить небольшой займ быстро и с минимальными бюрократическими проволочками. Закон должен стать серьезным шагом в развитии предпринимательской деятельности в России, подчеркнул он, сославшись на опыт в развитии микрофинансирования Нобелевского лауреата Мухаммада Юнуса из Бангладеш.

1 апреля, 2010 г.