• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

О будущем жилой инфраструктуры

Система ЖКХ нуждается в скорейшем реформировании, содержать ее на принципах, сформированных в советские времена, невозможно. Способы разрешения проблем ЖКХ  обсуждали на общероссийском форуме «Инфраструктурные проекты России: сложные условия — новые возможности»

Бизнес справится

Инженерная инфраструктура, доставшаяся России по наследству от СССР, стала головной болью для государства и пользователей. Во-первых, система ЖКХ крайне энергозатратна и в нынешнем виде будет тормозить проведение в жизнь политики энергоэффективности. Во-вторых, износ инженерной инфраструктуры достигает 80–90 %, констатировал Семен Павленко, генеральный директор ООО «Инновационно-трастовая Энергетическая компания».

Каждый раз, когда речь заходит о необходимости реформирования, вопрос упирается в деньги. Ни у региональных, ни у муниципальных властей, как правило, не находится средств на модернизацию сетей — дело в большинстве случаев ограничивается латанием дыр, что проблему никак не решает. Однако сейчас в России создан Фонд содействия реформированию ЖКХ, который, являясь государственной структурой, обладает определенным объемом финансов. Вовсе не нужно возлагать на государство все затраты на реформирование ЖКХ. Нужно привлечь бизнес и через механизм государственно-частного партнерства (ГЧП) заняться «Комплексной программой» технологической модернизации и повышения энергоэффективности, уверен Павленко. Реально деньги Фонда нужны только на разработку двух программ: комплексной программы модернизации ЖКХ для муниципального образования или региона и инвестиционной программы. Дальше частный инвестор сам подготовит проектно-сметную документацию, сам найдет деньги на строительство или ремонт, сам закупит строительные материалы и сам же построит. Поэтому задача и расходы Фонда — разработка этих программ. Все остальные средства принесет бизнес.

Рисунок 1. Основные ориентиры по реализации «Комплексной программы»

Экономия расходов населения на оплату энергетических ресурсов

Источник: «Инновационно-трастовая энергетическая компания»

На первом этапе инфраструктура ЖКХ передается в аренду местным компаниям с правом залога имущества под реализацию программы модернизации и обслуживания объектов ЖКХ. Бизнес привлекает необходимые кредитные ресурсы по лизинговой схеме под залог имущества ЖКХ. Проекты, проводимые бизнесом, финансируются не из бюджетных фондов, а за счет средств, поступающих в виде надбавок к тарифам на товары и услуги организаций коммунального комплекса, а также через плату за подключение к системе коммунальной инфраструктуры. Сама величина тарифов определяется таким образом, чтобы платежи населения не превышали 22% от доходов 90% семей. Надбавка к тарифу должна быть рассчитана и установлена так, чтобы можно было финансировать разработанную инвестиционную программу и выделять конкретные средства для возврата вложений бизнеса. Помимо этого нужен график лизинговых платежей за счет средств, поступающих в виде надбавок и платы за подключение.

Иными словами, бизнес за время аренды объектов ЖКХ окупает собственные затраты на их модернизацию, а государство по итогам взаимодействия с бизнесом получает обновленную систему ЖКХ, не потратив ни рубля собственных средств.

Еще один важный момент — повышение энергоэффективности всей системы. Для этого предусмотрены ряд мер, прекрасно вписывающиемся в концепцию ГЧП, считает Павленко. Первым делом нужно провести работу с населением по вопросу энергосбережения как необходимого фактора экономии бюджета семьи.

Конец централизованной системы

Одна из компонентов ЖКХ — централизованная система теплоснабжения — полностью изжила себя, и реформировать ее смысла нет, убежден Альберт Шарипов, генеральный директор ОАО «СантехНИИпроект». Энергетическая эффективность нынешней централизованной системы — 57%, а после проведения технологической модернизации источника теплоснабжения, транспортных систем, тепловых вводов и прочего — коэффициент энергоэффективности вырастет в лучшем случае до 75%. (См. Рисунок 2)

Рисунок 2

Структура потери тепла для доминирующей централизованной системы

Источник: СантехНИИпроект

Реформировать нынешнюю систему теплоснабжения — все равно, что закапывать деньги в песок. Российским  промышленным потребителям нужно переходить на автономную систему теплоснабжения — встроенные, пристроенные, крышные котельные, а рядовым потребителям — на поквартирную систему теплоснабжения. Эффективность первой системы реально довести до 84%, второй — до 94%, что является существенным аргументом в пользу перехода (См. Рисунки 3, 4).

Рисунок 3

Структура потери тепла для доминирующей централизованной системы после технологической модернизации

Источник: СантехНИИпроект

Рисунок 4

Структура потери тепла для автономного источника (встроенные, пристроенные и крышные котельные)

Источник: СантехНИИпроект

В дополнение к этому, крышные, встроенные и пристроенные котельные целосообразно передать в управление и распоряжение самому собственнику, который обслуживает жилой дом, социальное учреждение или промышленный объект. Как и в случае с поквартирной системой, которая сама по себе входит в состав оборудования жилого дома, вся забота и дальнейшая эксплуатация передается в ведение потребителя. В этом случае государство в лице муниципального образования снимает с себя полную ответственность по этому вопросу, уверен Шарипов. Кроме того, получается колоссальная экономия на ремонте и обслуживании транспортных и распределительных сетей, снижается вероятность крупных аварий и срывов отопительного сезона. По подсчетам «СантехНИИпроект» экономия топлива (газа) может составить 30–40%.

Рисунок 5 

Снижение стоимости услуг отопления и горячей воды (на примере 2-х комнатной квартиры)

Источник: СантехНИИпроект

Безусловно, отказ от централизованной отопительной системы — серьезный маневр, который невозможно осуществить моментально, но поставить такой ориентир для страны необходимо. Входить в новый век со старой, полностью себя изжившей системой просто опасно.

Анастасия Астахова

25 марта, 2010 г.