• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Не по Сеньке евро

Греция приступила к программе сокращения своего госдолга. Пока неизвестно, помогут ли ей в этом новые займы и ужесточение бюджетной политики, но «греческий грипп» уже поставил под вопрос само существование еврозоны

Кризисное ухудшение финансовой ситуации в ЕС привело к несоблюдению многими странами основных положений Пакта о стабильности и экономическом росте: ограничения по госдолгу — 60% ВВП, бюджетному дефициту — 3% ВВП. Совокупные бюджетные дефициты Греции, Испании и Португалии составляют около 1 трлн долларов, а монетарных рычагов воздействия на свои проблемы у них нет.

Хуже всего ситуация обстоит в Греции, которая лишь однажды после вступления в еврозону удержала установленные пределы дефицита. В настоящее время дефицит бюджета составляет 12,7% ВВП, а госдолг может достичь 300 млрд евро к концу 2010 г. (более 120% ВВП).

Правительство Греции намеревается снизить бюджетный дефицит за счет сокращения на 30% дополнительных денежных выплат госслужащим за праздничные дни, заморозки пенсий, повышения НДС с 19% до 21%. В планах также снижение зарплаты бюджетникам на 7% и государственных пособий на 10%, увеличение пенсионного возраста до 63 лет, повышение цен на некоторые товары, в т.ч. на бензин, снижения объема госзакупок в здравоохранении на 9,7%. Эти меры, по прогнозам Минфина, могут способствовать сокращению госрасходов на 1,8 млрд евро (0,74% ВВП). Однако это сразу же вызвало волну массовых протестов в стране. 4 марта власти Греции выпустили облигации на сумму в $5 млрд. сроком погашения 10 лет. Всего в 2010 году Греция планирует занять 54 млрд. евро.

Другим возможным вариантом является внешняя помощь Греции от МВФ, но это может нанести серьёзный ущерб имиджу всего Евросоюза. Ограничивает возможности помощи и подписанное странами ЕС Соглашение о Европейском монетарном союзе, которое запрещает оказывать друг другу прямую финансовую поддержку.

Согласно программе стабильности и роста Минфина Греции, бюджетный дефицит снизится к  2010 г. — до 8,7%, к 2011 г. — до 5,6%, 2012 — до 2,8%.

Сравнение прогнозных показателей по 2010 и 2011

Источник: Программа стабильности и роста Минфина Греции

Однако по оценке Еврокомиссии к 2011 г. он вырастет до 12,8%, если правительство не примет мер по его сокращению. На исправление ситуации Греции министры финансов ЕС дали три месяца, в противном случае — в отношении Греции будут применены штрафные санкции: как минимум, она будет исключена из голосования по любым вопросам касательно дефицитов.

Среднесрочный прогноз по консолидированному бюджету 2011-2013

Источник: Программа стабильности и роста Минфина Греции

 

Комментарии:

Сергей Дробышевский
Сергей Дробышевский
Сергей Дробышевский, руководитель научного направления «Макроэкономика и финансы» Института экономики переходного периода (ИЭПП)

По моему мнению, еврозона — скорее политический союз. И присоединение к нему новых членов не всегда экономически обоснованно. При этом власти ЕС зачастую осознают, какими могут быть негативные последствия.

Стоит отметить, что за 10 лет в еврозоне не было ни одного существенного финансового потрясения. Сейчас же ЕС находится у точки, когда начинают нарастать экономические противоречия.

В настоящее время евро является нестабильной валютой для инвесторов, что повлечет в дальнейшем снижение ее курса. Ослабление евро позволит увеличить конкурентоспособность производителей тех стран, которые раньше страдали из-за высокого курса евро — это, прежде всего, Греция, Испания, Португалия.

Для России ослабление евро не приведет к каким-либо существенным отрицательным последствиям. Текущие проблемы в еврозоне могут в перспективе послужить уроком для нашей страны при создании рублевой зоны.

Александр Апокин
Александр Апокин
Александр Апокин, ведущий эксперт Центра макроэкономического анализа и краткосрочного прогнозирования

Что касается Греции, то для нее основной проблемой в последние годы является рост обязательств и низкая собираемость налогов.

Зона евро за время своего существования не проходила никаких серьезных испытаний. На мой взгляд, существующие проблемы носят структурный характер, а масштаб происходящих событий не так велик  — цена рефинансирования составляет порядка $30 млрд в ближайшие полгода. При этом страны еврозоны, во многом по политическим соображениям, отвергают предложения МВФ о помощи.

Более существенной проблемой для всех стран ЕС является долгосрочная нестабильность и несбалансированность бюджета. Для евро существуют оптимистичные перспективы с точки зрения привлечения этой валюты в резервы стран, поскольку в этом случае инфляционная ситуация по сравнению с США и Великобританией более предсказуема.

Алексей Моисеев
Алексей Моисеев
Алексей Моисеев, главный экономист компании «Ренессанс Капитал»

Денежно-кредитные механизмы в ЕС во многом ориентированы на Германию: процентная ставка адекватна именно для этой страны, но для других стран-членов она зачастую становится источником возникновения пузырей в области финансов. В этом и кроется причина нынешнего кризиса в ЕС.

На мой взгляд, слухи о «смерти» евро преувеличены. В настоящее время консолидированный дефицит еврозоны составляет порядка 6,5%, в США и Великобритании этот показатель около 12%.

МВФ в своем последнем докладе о новой макроэкономической политике предлагает странам увеличить свои «ориентиры» по инфляции. По сравнению с еврозоной, это будет значительно легче сделать тем странам, у которых есть национальная валюта.

Ирина Елисеева

5 марта, 2010 г.