• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Проблемы рынков нефтепродуктов

Считается, что продавать продукты нефтепереработки много выгоднее, чем сырую нефть. Ставит такую точку зрения под сомнение старший вице-президент консалтинговой фирмы Purvin & Getz Найджел Касберт

Проблемам целевых экспортных рынков для российских нефтепродуктов была посвящена открытая лекция Касберта (Nigel R.M. Cuthbert) в ГУ-ВШЭ 25 февраля. Спрос на нефть тесно привязан к мировому экономическому росту. Некоторые, правда, стали в этом сомневаться. Но мировой кризис, разразившийся в 2008 году и приведший к падению мировых цен на нефть почти до $30 за баррель, эту точку зрения вновь подтвердил.

Особенность последнего кризиса для крупнейшего сейчас нефтяного рынка — Атлантического бассейна (который образуют Америка, Европа и страны Западной Африки) состояла в следующем. В 2008–2009 гг. произошло колоссальное падение спроса на легкие нефтепродукты — бензин и авиационное топливо. Это стало сильнейшим ударом по НПЗ по обе стороны Атлантики, поскольку нефтепереработка США и Европы основной доход получает именно от продажи легких нефтепродуктов.

Во время нефтяных кризисов конца 1970-х — начала 1980-х спрос в большей степени упал на дизельное топливо и меньше на легкие нефтепродукты, благодаря чему удар по прибылям НПЗ в тот период оказался не столь сильным.

Общие перспективы на будущее

Все эксперты сейчас уверенно прогнозируют долгосрочный устойчивый рост спроса на нефть. Международное энергетическое агентство (IEA), представляющее интересы развитых стран-потребителей «черного золота», недавно спрогнозировало рост ежедневного потребления нефти и нефтепродуктов с 85 млн баррель в 2010 году до 130 млн в 2030 году.

По расчетам же Найджела Касберта, рост мирового потребления нефти и нефтепродуктов к 2030 году не превысит 100 млн баррелей в день. При этом он подчеркивает, что рост потребления будет осуществлен не только за счет сырой нефти, но и за счет нефтепродуктов, в частности и тех, названия которых пока широко неизвестны. Например, предсказывает Касберт, получит развитие технология gas-to-liquids по переработке природного газа в жидкое топливо.

Катализаторами роста потребления нефти и нефтепродуктов станут страны «к востоку от Суэца» — Китай, Индия, Индонезия, очень «жадные до нефти». Рост же потребления углеводородов в США, Европе, других развитых странах, входящих в Организацию экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), по мнению Касберта, практически исчерпан.

О состоянии атлантического рынка бензина

Основным потребителем топлива на Атлантическом рынке были и остаются США. До 2008 года этот спрос монотонно рос и был сконцентрирован, в первую очередь, на бензине. Причем, рост потребления бензина обеспечивался не за счет увеличения общего количества автомобилей в стране, а за счет увеличения доли больших неэффективных машин-сжигателей бензина.

Сейчас кризис заставил американцев пересаживаться на более экономичные авто. Одновременно в США снижается потребление бензина и будет расти спрос на дизтопливо.

Правда, сейчас американцы охвачены еще одной, абсолютно бесполезной, по мнению Касберта, идеей — добавлением этанола в бензин. Кроме, субсидирования подобным образом производителей кукурузы, которая является сырьем для производства этанола в США, никакой пользы для экономики технология не имеет.

Но уже к настоящему времени в США почти не осталось свободных земель для производства кукурузы, не хватает и воды для ее выращивания. Производство же этанола из сахарного тростника в Латинской Америке в два раза дешевле, чем из кукурузы в США, где сахарный тростник не произрастает. Но субсидировать чужие рынки по законодательству США нельзя. Поэтому увеличить спрос на бензин в США за счет подмешивания в него дешевого латиноамериканского этанола не получится. Естественный выходом для США будет переход с бензина на дизтопливо.

Для Европы проблема состоит в том, что ее НПЗ — основные иностранные поставщики бензина на рынок США. Сами европейцы еще в 1997 году прошли пик потребления бензина. Помимо того, что 75% дизтоплива в Европе потребляется грузовиками и автобусами, европейцы поняли, что и на легковых машинах выгоднее ездить на дизтопливе. Оно более экономично, чем бензин; легковые машины на дизтопливе удобнее в эксплуатации.

Попытки Европы перейти на биотопливо, которое, как показывает опыт США, не так хорошо, как о нем думали вначале, могут привести к большим проблемам в Старом Свете.

Таким образом, европейские и американские НПЗ, построенные для производства бензина, находятся в клинче. Европейским НПЗ некуда экспортировать свой бензин кроме США, в то время как американские НПЗ не знают, куда пристроить собственный бензин. Приходится констатировать, что, европейские, а, возможно, и американские НПЗ, производящие бензин, придется закрывать.

О шансах для России

Между тем, Европа испытывает дефицит авиационного и дизтоплива, который сейчас в значительной степени удовлетворяется за счет стран Персидского залива.

Принято считать, что Россия экспортирует много сырой нефти, однако уже сейчас она поставляет в Европу и много нефтепродуктов. Дело в том, что еще в 2003 году российским правительством была существенно снижена экспортная пошлина на нефтепродукты.

Налоговые льготы дали российским компаниям существенный стимул для производства нефтепродуктов на экспорт. В результате, несмотря на отсутствие совокупного роста спроса на все виды топлива в Атлантическом регионе, условия для экспорта нефтепродуктов у России сейчас очень благоприятны. Российские поставщики уже завоевывают позиции на рынках авиационного и дизтоплива в Европе.

В то же время российские НПЗ менее эффективны с технологической точки зрения, чем западные, и зарабатывают больше них благодаря налоговым льготам, а не  эффективности. Налоговые же льготы российское правительство может в любой момент отменить. С другой стороны, из-за тяжелой ситуации с собственными НПЗ Европа сама может ввести таможенные барьеры для российских нефтепродуктов.

Проблемы для экспорта российских нефтепродуктов могут прийти и с другой стороны. Крупнейшие страны Азии — Китай и Индия, хотят покупать сырую нефть и сами ее перерабатывать.

Помимо этой тенденции, в настоящее время ожидается значительное увеличение мощностей по производству нефтепродуктов в странах Азии. К примеру, Индия и Саудовская Аравия строят огромные НПЗ, на которых планируется производить огромные объемы дизтоплива для экспорта в Европу.

Возможны два варианта: либо часть этих проектов  все-таки не будет реализована, либо конкуренция на мировых рынках дизтоплива резко увеличится.

Подготовил Олег Митяев
Фото Полины Фроловой

4 марта, 2010 г.