• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

«Новый курс» №4

Китайское лидерство по темпам роста может обернуться огромными диспропорциями в будущем; противоречия отечественного законопроекта «Об обращении лекарственных средств» — некоторые из тем очередного бюллетеня Центра развития ВШЭ

Под руководством ЦК Коммунистической партии (Китая)

Китай сохранил положительные темпы, но достаточно серьезно пострадал от кризиса. Впрочем, основные риски в китайской экономике носят не кратко- или среднесрочный характер, но являются долгосрочными.

В сравнении с другими странами итоги развития китайской экономики в 2009 г. поражают воображение. Невольно возникают мысли о преимуществах китайского пути развития, закате США (а заодно и всей западной цивилизации), а также об исторических судьбах России и всем таком. В самом деле, рост ВВП в 2009 г. в Китае составил 8,7%, рост промышленности — 11%, инвестиций — 30%, розничных продаж — 15,5% и т.д. В США результаты гораздо скромнее: ВВП за год снизился на 2,4%, промышленность — на 9,7%. А про Россию и говорить нечего: спад реального ВВП достиг 7,9% (и то — за счет снижения «базы» 2008 г., иначе было бы 8,5%), спад промышленности — почти 11% и т.п.

Последствия кризиса 2008–2009 гг.

Последствия кÑ€изиса 2008–2009 гг. 

Однако при сравнении темпов «кризисного» 2009 г. с темпами «докризисного» 2007 г. преимущества Китая в сравнении с США в значительной степени рассеиваются. Особенно это видно по динамике ВВП: в Китае «перепад» темпов за 2007–2009 гг. составил 4,3 п.п., а в США 5,5 п.п. Согласитесь, разница в 1,2 п.п. — гораздо меньше, чем разница в 11,1 п.п. (разность темпов роста ВВП Китая и США в 2009 г.)!

УÑ€овенÑÂŒ заÑ€абоÑ‚ной плаÑ‚Ñ‹, % оÑ‚ США

Поэтому было бы ошибкой считать, что США в ходе текущего кризиса сыграли роль исключительно дестабилизирующую, а Китай — стабилизирующую. Правильнее было бы сказать, что колоссальные антикризисные программы и США, и Китая сыграли значительную стабилизирующую роль, но, с другой стороны, именно Китай в течение многих лет в значительной мере «поощрял» США к безответственной бюджетной политике, финансируя американский бюджетный дефицит (за 2001–2008 гг. на долю Китая пришлось 44% всех госбумаг, купленных иностранными официальными органами).

Нынешний динамизм китайской экономики трудно оспорить, но необходимо иметь в виду, что Китай именно сейчас переживает период индустриализации. Сельское население, ведущее, в основном, натуральное хозяйство, постепенно перебирается в города, устраиваясь на промышленные предприятия и предъявляя платежеспособный спрос на товары и услуги. Все страны, которые когда-либо переживали этот период (Англия конца XVIII — начала XIX вв., СССР 1930-х и т.п.), развивались бурными темпами. Китай, где около 800 млн. человек по-прежнему живут в деревне, имеет огромный «резервуар», который практически гарантирует быстрое развитие экономики еще в течение 20–25 лет.

Доля гоÑ€одского населения

Все это время ошибки — а они всегда и везде неизбежны в процессе принятия решений — будут «погашаться» за счет колоссальных источников не слишком дорогой, но качественной рабочей силы (китайцы — народ одаренный, трудолюбивый, неприхотливый и упорный, и этот фактор нельзя недооценивать). Однако примерно к 2030–2035 гг. ресурс, связанный с переездом сельского населения в города, будет исчерпан (как он давно исчерпан в США или в России). И тогда не просто снизятся темпы, но неизбежно выйдут на поверхность закладываемые сейчас диспропорции. В рыночной экономике они устраняются — более или менее постепенно — в ходе циклических кризисов. Квази-рыночные (а по существу — плановые) механизмы, действующие в китайской экономике, вполне могут уберечь Китай от серьезных потрясений в ближайшие десятилетия, но тем тяжелее будет кризис, когда факторы экстенсивного роста окажутся исчерпанными. Учитывая масштабы китайской экономики, которых она достигнет к тому времени, это «аукнется» всему миру.

Сергей Смирнов

Non nocere (лат.) — не навреди

Госдума 29 января 2010 г. приняла в первом чтении законопроект «Об обращении лекарственных средств». Наиболее спорными в документе являются положения о новой процедуре госрегистрации лекарственных средств и госрегулировании цен на жизненно необходимые и важнейшие лекарственные средства (ЖНВЛС)

Законопроект объединяет в единую процедуру экспертизу регистрационных документов, клинические исследования и окончательную экспертизу качества лекарственного препарата, необходимую для принятия решения о госрегистрации. Заметим, что законопроект не предполагает перерегистрацию лекарственных средств, ранее получивших регистрационное свидетельство, а касается только новых препаратов (как оригинальных, так и дженериков).

Суть нововведений. Согласно Законопроекту, срок регистрации оригинальных лекарственных препаратов не должен превышать 210 дней, срок регистрации для воспроизведенных препаратов (дженериков) — 60 дней. Время проведения клинических исследований лекарственного препарата не учитывается при исчислении срока государственной регистрации. Отменяется госрегистрация фармакологических субстанций.

Факты. По данным Минздравсоцразвития, в денежном выражении доля высокотехнологичных фармацевтических субстанций, производимых в России, составляет 5%, биотехнологических — 2%. Дефицит покрывается за счет импорта, главным образом, из Китая и Индии (в 2008 г. на эти страны приходилось 80% от объема импорта субстанций). С использованием отечественных фармацевтических субстанций в России производится менее 8% оригинальных лекарственных средств. В подавляющем большинстве наша фармацевтическая промышленность выпускает дженерики — может быть хорошие и проверенные, но устаревшие как минимум лет на 20–30, препараты. На их долю в России приходится почти 80% (для сравнения: в США — не более 25%, в Японии — 20%).

Комментарий 1. Вводимая процедура создает существенные преференции для отечественных производителей по срокам регистрации: во-первых, — из-за отмены госрегистрации фармацевтических субстанций (раньше их регистрация, включая импортные, занимала до 6 месяцев); во-вторых, — из-за сокращения в 3,5 раза срока регистрации для дженериков; в-третьих, — из-за сроков клинических исследований, которые для дженериков в разы короче, чем для оригинальных (читай, западных) препаратов. Таким образом, новая продукция отечественных фармацевтических предприятий (пока в основном дженерики на базе низкокачественных китайских и индийских субстанций) будет попадать на российский рынок намного быстрее оригинальной зарубежной.

Комментарий 2. Согласно Законопроекту, к заявлению о госрегистрации иностранного препарата по желанию заявителя могут быть приложены отчеты о клинических исследованиях, проведенных в стране заявителя и в других странах. По результатам экспертизы регистрация лекарственного препарата и без проведения клинических исследований в России — возможна, но отнюдь не гарантирована (как это было раньше). Российские пациенты будут ждать уже сертифицированные инновационные иностранные препараты 5–7 и более лет (столько времени могут занимать проводимые по всем правилам клинические исследования), не говоря уже об их удорожании.

Законопроект предусматривает также введение обязательной регистрации предельных отпускных цен производителей (как отечественных, так и иностранных) на ЖНВЛС.

Суть нововведений. Зарегистрированные Росздравнадзором и согласованные с ФСТ цены на ЖНВЛС зафиксируют на целый год, и их контроль будет осуществляться на федеральном уровне. Установление предельных оптовых и розничных надбавок к ценам производителей будет находиться в ведении субъектов Российской Федерации.

Факты. Перечень ЖНВЛС включает более 500 международных непатентованных наименований лекарственных препаратов или 5,5 тысяч торговых наименований из примерно 17 тысяч, находящихся сегодня в обращении на российском рынке. Расчет предельных отпускных цен производителей осуществляется в соответствие с методикой, зарегистрированной в Минюсте 24 декабря 2009 г. Новая система госконтроля за ценами на ЖНВЛС начнет действовать в России с 1 апреля 2010 г.

Комментарий. Прием заявлений на госрегистрацию предельных отпускных цен начался 11 января, срок регистрации займет 35 дней. Отечественным производителям будет непросто уложиться в срок до 1 апреля (по каждому лекарственному препарату необходимо представить более 60 отчетных и прогнозных показателей), не говоря уже о зарубежных, для которых и пакет документов толще, и процедура намного сложнее. (В частности, зарубежный поставщик должен предоставить данные об отпускных ценах на препарат не только в стране производителя, но и в других странах из утвержденного списка 20 стран, где данный препарат зарегистрирован.) А, как говорится, кто не успел — тот опоздал: с 1 апреля вводится запрет на продажу ЖНВЛС, не прошедших госрегистрацию предельных отпускных цен.

В Законопроекте нет ни слова о необходимости модернизации отечественной фармацевтики и сроках перехода на стандарты GMP. Зато в презентации Минздравсоцразвития прямо говорится о том, что Законопроект нацелен на «создание условий, способствующих конкурентоспособности лекарственных препаратов отечественного производства». Поддержка отечественного производителя — это хорошо, снижение зависимости от импорта в сфере лекарственного обеспечения — возможно, тоже (хотя нет ни одной страны, которая могла бы обеспечивать себя всеми лекарственными препаратами), но вряд ли этого стоит добиваться за счет дискриминации иностранных производителей, которые, вообще-то, могут и забыть про российский рынок. А вот сможет ли российское население забыть про импортные лекарства?

Первый врачебный принцип — non nocere. Похоже, Минздраву, еще предстоит с ним ознакомиться ....

Елена Балашова

Полный текст бюллетеня "Новый курс" №4 (30 января - 5 февраля 2010 г.)