• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Мирный атом для всех

Заявив поначалу о готовности отдавать уран на обогащение за рубеж, Иран вдруг сделал поворот на 180и запустил самостоятельное обогащение ядерного сырья. Эти события вновь привлекли внимание к серьезной проблеме — как обеспечить все желающие страны доступом к мирному атому и не подорвать при этом глобальную безопасность.

Бурное развитие ядерной энергетики предполагает широкое международное сотрудничество, в том числе и вовлечение в процесс неядерных государств. В этой связи мировое сообщество ищет варианты предотвращения угрозы распространения ядерных технологий, которые могут быть использованы не только в мирных целях.

Ядерная энергетика будет играть все возрастающую роль в мировом энергетическом производстве, ее использование может удвоиться к 2030 г. Большой вклад в увеличение ядерных мощностей внесут неядерные страны. Однако «расползание» по планете технологий, связанных с обогащением урана и выделением плутония, увеличивает риски получения ядерного оружия все новыми и новыми странами. А это — прямая угроза глобальной безопасности.

Остановить процесс распространения ядерных технологий, которые можно использовать не только в мирных целях, простыми техническими мерами невозможно. Тут необходим новый подход, включающий в себя различные политические, экономические и дипломатические стратегии контроля над доступом к технологиям и мощностям.

Об этом говорится в докладе Юрия Юдина (Институт ООН по Исследованию проблем разоружения) «Расширение участия в ядерном топливном цикле: оценка существующих предложений».

Наиболее вероятный вариант решения проблемы — установление контроля над ядерным топливным циклом на международном уровне. На сегодняшний день в МАГАТЭ идет обработка 12 предложений, полученных из разных стран. Несмотря на существенные различия в подходах, есть несколько положений, которые разделяют все заинтересованные стороны. Во-первых, выведение топливного цикла на международный уровень ни в коем случае не должно привести к разрушению нынешнего мирового рынка ядерных услуг, особенно в части обогащения урана и производства топлива. Введение новых международных механизмов должно предоставить дополнительные гарантии импортерам топлива. Во-вторых, международная система должна формироваться и вводиться постепенно. В-третьих, успешность политики будет зависеть от готовности заинтересованных стран идти на компромисс.

Из всех существующих предложений, наиболее продуманными являются предложения России и США. К тому же оба государства не только разработали долгосрочные концепции развития ядерной сферы, но и сделали ряд практических шагов в этом направлении.  Поэтому сравнение российского и американского подходов представляют наибольший интерес.

США: Ограничить число участников

Свою долгосрочную концепцию Глобальное ядерное энергетическое партнерство США официально представили в 2007 г. Основная идея — создание в будущем консорциума стран-поставщиков ядерных услуг. Согласно концепции, поставщиками смогут стать страны, где ядерные технологии получили большое развитие. Однако тут существует проблема — точный круг претендентов не определен, поэтому многие участники рынка (среди них Аргентина, Австрия, Канада, ЮАР, Южная Корея и Украина), не имеющие на сегодняшний момент собственных мощностей по обогащению урана или выделению плутония, стали проявлять повышенный интерес к получению таких технологий.

Помимо международного, концепция имеет важный для США внутренний компонент, отмечает Юдин. По задумке, ответственность за финальное размещение отработанного ядерного топлива также будет лежать на поставщике. Однако формулировка настолько гибка, что захоронение отходов на территории страны-импортера также возможно. Непосредственно США это бы дало возможность не размещать отработанное топливо на своей территории. Ввод в эксплуатацию запланированного репозитария ядерных отходов «Юка Маунтин» задерживается на неопределенный срок, да и общественность выступает против захоронения отходов внутри страны. Более того, даже после ввода в эксплуатацию, вместимость хранилища — 63 тыс. тонн, в то время как нынешнее поколение реакторов оставит после себя от 100 до 130 тыс. тонн отходов.

В сентябре 2005 г. на сессии Генеральной конференции МАГАТЭ, США объявили о намерении сформировать резерв низкообогащенного урана для поддержания стабильности поставок топлива. Однако этот механизм будет иметь ограниченное действие, считает Юдин. Дело в том, что в резерв попадет уран, переработанный из высокообогащенного, который не востребован в США. А это значит, что контроль за ним будет осуществляться в соответствии с жесточайшими требованиями национального законодательства Америки. Иными словами, далеко не все страны-импортеры урана могут быть уверены в доступе к этому резерву.

Россия: Международный контроль

Российское предложение, анонсированное Владимиром Путиным в 2006 г., направлено на создание в долгосрочной перспективе глобальной ядерной инфраструктуры, которая включает в себя учреждение системы международных центров, предоставляющих услуги полного цикла. Главные принципы системы — недискриминационность и подконтрольность МАГАТЭ.

Первый шаг на пути к глобальной инфраструктуре уже сделан — в Ангарске введен в эксплуатацию  Международный центр по обогащению урана (МЦОУ). Центр создан в форме ОАО, где 90% акций контролирует российское правительство, а 10% — правительство Казахстана, которое первым из стран региона подписало межправительственные соглашения.

При этом совместная собственность не предполагает передачу технологий обогащения. Как ожидается, в ближайшее время к проекту присоединятся Армения и Украина, идут переговоры и об участии в проекте Финляндии, Южной Кореи и Бельгии.

По задумке, подобные центры должны появиться во всех регионах мира. Помимо услуг по обогащению урана, выводу на международный уровень подлежат услуги по переработке и захоронению отработанного топлива, созданию квалифицированных кадров, разработке новых технологий в ядерной энергетике.

Еще одно предложение России на ближайшую перспективу — резерв низкообогащенного урана на 120 метрических тонн на территории МЦОУ в Ангарске, поставленный под контроль МАГАТЭ.

Создание глобальной инфраструктуры — амбициозный проект, который потребует детальной проработки, особенно в части предоставления услуг по переработке и захоронению топлива. Предстоит также определить страны, на территории которых будут возводиться международные центры.

Анастасия Астахова

5 февраля, 2010 г.