• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Расслабиться не получится

Новый мировой кризис может возникнуть вследствие чрезмерного долгового бремени развивающихся стран. Учитывая вероятность сценария «пузыря», в России необходимо ввести действенный контроль над привлечением капитала компаниями и банками, считает главный экономист банка HSBC по России и СНГ Александр Морозов

Рассеянные иллюзии

Новиков изложил свой прогноз 16 декабря на научном семинаре Е. Г. Ясина в ВШЭ «Экономическая политика в условиях переходного периода». Нынешний кризис рассеял иллюзию, что высокие темпы увеличения мирового ВВП удастся сохранить в будущем. Индия и Китай продемонстрировали способность «тянуть» за собой остальной мир, но этого оказалось недостаточно для обеспечения устойчивого роста всей мировой экономики. Последние 5 лет были всего лишь повышательной фазой экономического цикла, итогом которых стала жесточайшая рецессия.

В перспективе стоит ожидать темпы роста глобальной экономики ниже многолетнего среднего показателя 3,3% в год. Более того, сохраняются слабые места, по которым может в будущем ударить новый кризис. Это, прежде всего, касается развивающихся рынков с учетом «накачки» их дешевыми деньгами из США и Европы. Экономики, накопившие слишком большой уровень государственного долга (например, страны Прибалтики, Украина, Венгрия), могут не выдержать долгового бремени. После них кризис может перекинуться на остальной развивающийся мир через отток капитала и кризис корпоративных долгов.

В более далекой перспективе причиной мирового кризиса может стать кризис государственного долга развитых стран, который захватит и развивающиеся страны. В каких-то случаях он будет носить характер дефолта, в других — монетизации долга через инфляцию, и тем самым, создания высокого инфляционного фона в целом мире.

То, что этого кризиса, скорее всего, не избежать, становится все более очевидным.

Россия: извлечь урок

Главный урок кризиса для России — подтверждение сырьевого характера экономики, ее чрезмерной зависимости от цен на нефть и от мировых финансовых рынков. В значительной мере эти факторы коррелированны: при растущих ценах на нефть, как правило, происходит и значительный приток капитала, усиливающий эффект изменения нефтяных цен. Несмотря на создание Стабилизационного фонда (затем — Резервного фонда и Фонда национального благосостояния), в целом в докризисный период проводилась недостаточно жесткая бюджетная политика из-за необходимости сокращать бюджетные расходы в процентах к ВВП.

В Бюджетный Кодекс в 2009 г. внесена поправка, которая приостановила трансферт части нефтегазовых доходов в Резервный фонд и Фонд национального благосостояния. Вместо этого средства направлены на финансирование бюджетных расходов. Тем самым, бюджетная конструкция становится более уязвимой к возможному падению нефтяных цен и доходов бюджета.

В докризисный период быстрый рост бюджетных расходов в реальном выражении, т.е. с поправкой на инфляцию, до поры до времени не приводил к увеличению расходов в процентах к ВВП. Причина этого заключается в превышении дефлятора ВВП (т.е. вклада роста цен в динамику номинального ВВП) над темпами роста как потребительских, так и промышленных цен. Объяснялось это существенным вкладом роста нефтяных, газовых и «металлических» цен российского экспорта в  рост дефлятора. В результате создалась иллюзия, что быстрый рост бюджетных расходов совместим с сохранением постоянной и достаточно низкой (в процентах ВВП) их доли в экономике.

В отличие от других стран, акцент в российской бюджетной политики был сделан на финансирование текущих расходов, и, что самое удивительное, —  на сокращение инвестиционных расходов

Когда цены на товары российского экспорта в период кризиса резко упали, ситуация перевернулась с точностью до наоборот, что вызвало резкий скачок доли бюджетных расходов в ВВП до уровня, который, как теперь уже ясно, завышен. Без значительного роста экспортных цен и проведения консервативной бюджетной политики существенно снизить долю расходов в ВВП не удастся.

Необходимые меры

Учитывая вероятность очередного «пузырного» развития мировой и российской экономики, необходимо ввести действенный контроль над привлечением капитала российскими компаниями и банками, чтобы не угодить в ловушку, в которую российская экономики попала в период кризиса, когда возможность рефинансирования внешнего долга исчезла.

С исчезновением механизма страховки (из-за опустошения резервных фондов) и макроэкономика, и Россия в целом будет больше зависеть от колебаний мировых цен на сырьевые ресурсы.

Кроме того, России требуется более гибкое курсообразование. Несмотря на некоторые положительные последствия проведенной политики ЦБ по медленному контролируемому обесцениванию рубля, в итоге ЦБ спровоцировал устойчивые ожидания девальвации и рост процентных ставок до запредельных величин. Очевидно, что при более низких ставках рост российской экономики сейчас носил бы более устойчивый характер.

Еще одним уроком для России является необходимость проведения банковской реформы. Это в особенности касается консолидации банковской системы и пруденциального надзора со стороны ЦБ.

Еще один урок, который России еще только предстоит извлечь из текущего кризиса, касается неэффективности многих мер бюджетной поддержки экономики, которая в основном была направлена на предотвращение закрытия тех или иных, зачастую неэффективных компаний. Это подрывает основу роста будущей экономики, поскольку не оставляет эффективным компаниям возможностей для развития.

В отличие от других стран, акцент в российской бюджетной политики был сделан на финансирование текущих расходов, и, что самое удивительное, — на сокращение инвестиционных расходов. Причина: возможности для более устойчивого бюджетного маневра были «проедены» в докризисный период, что потребовало сокращения части расходов для удержания бюджетного дефицита в приемлемых рамках.

Сценарии развития

В настоящее время Россия находится в фазе развития по типу V (быстрый отскок от дна). На фоне быстрого восстановления мировой экономики идет восстановительное увеличение экспорта, но он будет продолжаться лишь до определенного момента, пока рост мировой экономики не замедлится.

Существует два возможных сценария развития экономической ситуации в России в будущем. Первый сценарий, вероятность реализации которого уменьшается со временем, — медленный рост российской экономики темпами 2–4%, при умеренном увеличении цен на нефть, притоке капитала, но не в тех объемах, в которых это было до кризиса.

Второй сценарий — сценарий «пузыря», вероятность которого постепенно увеличивается. В этом случае быстрый экономический рост продлится несколько кварталов, но, скорее всего, в итоге превратится в еще одну рецессию.

Подготовила Ирина Елисеева

28 января, 2010 г.