• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

«Новый курс» №2

Антиалкогольная кампания приносит первые плоды в виде инфляции, «Газпром» теряет рынок в Европе — это и многое другое в очередном еженедельном обзоре состояния российской и мировой экономики от Центра развития ВШЭ

«Газпром» теряет рынок

В начале 2009 года Европа пережила острейший газовый кризис. В течение трех недель января Европа и Украина недополучили 7 млрд куб. м. газа. Ряд европейских стран решали проблему обеспечения потребности в природном газе за счет сокращения запасов. Однако, европейские страны не располагающие крупными запасами газа (страны Южной Европы) были вынуждены резко сократить поставки газа потребителям. Газовый кризис вкупе с избыточным предложением сжиженного газа привели к тому, что доля «Газпрома» на европейском рынке существенно сократилась.

По данным BP Statistical Review of World Energy в 2008 году за счет российского газа покрывалось 25% суммарной потребности Европы в голубом топливе (примерно такую же долю на европейском рынке Газпром занимал и в 2007 году). По данным Международного энергетического агентства, за первые три квартала 2009 года потребление природного газа европейскими странами — членами ОЭСР составило 365,4 млрд куб. м., сокращение по сравнению с 2008 годом составило 7,5%. По данным Росстата, за первые три квартала 2009 года экспорт природного газа в страны дальнего зарубежья составил 81,2 млрд куб. м., сократившись по сравнению с соответствующим периодом прошлого года, на 34%. Таким образом, доля российского газа сократилась по итогам трех кварталов 2009 года до 19–20% (к концу года внешне ситуация должна была улучшиться для «Газпрома»: европейские страны убедились в том, что исключений из правила «take or pay» для них не будет и предпочли выбрать минимально допустимые объемы более дорогого российского газа (90% от законтрактованных объемов), нежели заплатить за их непотребление).

В стоимостном выражении и в расчете на год потеря 5% газового рынка европейских стран-членов ОЭСР эквивалентна недополучению примерно 7 млрд долл. Таким образом, негибкая экспортная политика Газпрома и использование поставок газа как инструмента политического давления на соседние страны привела к потере доверия со стороны европейских потребителей и существенному снижению позиций российской монополии на европейском рынке.

Центр развития ГУ-ВШЭ

Инфляция: Антиалкогольная кампания дает первые плоды

20 января Росстат опубликовал данные об инфляции за первые 18 дней января, согласно которым она составила высокие 1,2% (как и за тот же период прошлого года). Такого на фоне беспрецедентно низкого уровня базовой инфляции и низкой индексации тарифов — двух основных слагаемых инфляции в начале года — мы никак не ожидали.

В самом деле, к Новому года темпы роста базовых цен устойчиво не превышали уровня 0,4% в месяц, в то время как в конце 2008 года они составляли в среднем 0,8% — с учетом веса базовых товаров (80%) это должно было обеспечить порядка 0,2 п.п. снижения за рассматриваемый период (18 дней). Рост тарифов на услуги ЖКХ, как и предполагалось, оказался в два раза ниже, чем годом ранее. По нашим оценкам, он составил порядка 7–8% против 14,7% в прошлом году — и это должно было снизить инфляцию еще на 0,6 п.п. — т.е. практически на половину от уровня прошлого года. (Повышение цен на общественный транспорт, в среднем, сопоставимо с показателями прошлого года). Тем не менее, скачок инфляции свершился — никакого замедления цен до 0,4–0,6% мы не увидели. Но, кажется, мы нашли разгадку.

Во-первых, несмотря на то, что сверхпланового повышения акцизов на крепкий алкоголь не состоялось, для алкогольного рынка водка не главное — порядка 75% рынка по стоимости приходится на... пиво! А акцизы на него выросли в 3 раза (с 3 до 9 рублей) — что, по нашим оценкам, увеличивает стоимость пива на 13% только за счет этого фактора. С учетом доли алкогольной продукции при расчете ИПЦ (5,9% — Росстат, 2009), влияние роста акцизов мы оцениваем в 0,6 п.п. инфляции, порядка половины которого пришлось на рассматриваемый период.

В акцизах, кстати, прослеживаются и первые следы антиалкогольной кампании — из таблицы можно заметить, что акцизы увеличили в наибольшей степени цены наиболее дешевых сортов пива, сигарет и водки (напомним, что в стране была установлена и минимальная стоимость «поллитра»)

Динамика акцизов на основные продовольственные товары

Вторым источником ускорения инфляции стала плодоовощная продукция, цены на которую за рассматриваемое время выросли на 6–8% (против 4,7% за весь январь 2009 года), что дает дополнительные 0,2 п.п. прироста. Но это сезонный фактор, на котором не стоит чрезмерно заострять внимание.

Таким образом, текущий скачок инфляции полностью носит «акцизно-овощной» характер. Влияние первого фактора на текущие темпы инфляции будет скоро полностью исчерпано, а динамика второго — сезонна. И именно поэтому темпы роста цен скоро вернутся к низким значениям (относительно прошлого года), при соблюдении трех «если»: если не будет резкого восстановления спроса, если не будет девальвации рубля, если мировые цены на продовольствие не пойдут резко вверх.

Максим Петроневич

Полный текст бюллетеня «Новый курс» №2

26 января, 2010 г.