• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Программа-2000 — что сделано

Стратегия развития России, разработанная в 2000 году, и более известная как «программа Грефа», выполнена на 40%. Что получилось реформировать за последнее десятилетие, а что не вышло — рассказал президент Центра стратегических разработок (ЦСР) Михаил Дмитриев на конференции Академии народного хозяйства «Россия и мир: вызовы нового десятилетия» (21–23 января 2010 г.)

Программа реформирования основных институтов России, разработанная ЦСР в 2000 году, выполнена  всего лишь на 40%. «У стратегии социально-экономического развития страны до 2010 года есть официальная и есть экспертная версии, — напомнил Михаил Дмитриев в самом начале своего выступления. — В официальной был изъят раздел о реформе государства, а в экспертной она оставлена. На практике реализовывался именно последний вариант стратегии. Рассказать насколько "программа Грефа" была выполнена — цель моего доклада».

Дмитриев оценил полноту реализации стратегии-2000 по двум параметрам: выполнению заявленных в документе мер и достижению зафиксированных в ней целей. Каждой мере, направленной на развитие социально-экономического и политического блока, была выставлена оценка, учитывающая полноту исполнения в реальности. Затем эти оценки были суммированы и усреднены по каждому блоку намеченной реформы. «Уровень реализации мер очень сильно варьировался по разным реформам», — констатировал руководитель ЦСР.

Реформы экономики

Реформы, направленные на модернизацию экономии, оказались выполнены на 35–40%. И это лучший показатель, если сравнивать их с запланированными изменениями в социальной сфере (30%) и работе госаппарата и власти (20%).

Самыми полными реформами оказались изменения, затронувшие бюджетную политику государства — на бумаге и в реальности меры были реализованы на две трети. Реформирование налоговой системы и развитие российских финансовых рынков оказалось выполненным на 60–70% от запланированного объема. Так, была введена минимальная плоская ставка подоходного налога с физических лиц (13%), изменился порядок взимания акцизов на алкогольную продукцию, в бюджете государства стали фиксироваться обязательства перед гражданами, не подлежащие отмене.

незавершенные реформы будут тянуть страну обратно. Распыление сил в отсутствие четких приоритетов, которые смещены в силу половинчатости реформ прошлого десятилетия, приведет к росту нереализованных мер и целей. Власти предстоит сделать выбор между старой и новой повесткой реформ, без которого число незавершенных реформ только возрастет

Практически невыполненными за «нулевые годы» оказались предложения, направленные на улучшение таможенной политики (отказ от нетарифного регулирования, скрытого квотирования экспорта и импорта, исключение регулятивных функций таможенных органов, унификация методов и уменьшение количества объектов, на которые распространяется таможенное оформление), развитие инновационной экономики и рынка недвижимости. Они практически не были реализованы, отметил Михаил Дмитриев, и подчеркнул: «Качественных сдвигов в реформировании таможенной политики нет. В этой области реформы оказались практически проваленными».

Реформы социальной сферы

Ситуация с реформированием сферы образования оказалась гораздо лучше других блоков, входящих в пакет мер по модернизации социальной сферы, зафиксированных в стратегии-2000. Главная реформа — введение единого госэкзамена (ЕГЭ) — состоялась. Примерно на том же уровне исполнения заявленного и реального оказались изменения в пенсионном обеспечении граждан. К примеру, были внедрены запланированные механизмы накопительного финансирования пенсий для работающего населения, пенсионные резервы граждан были переданы в управление уполномоченным инвестиционным компаниям, будущие пенсионеры получили возможность инвестирования обязательной накопительной части пенсии через негосударственные пенсионные фонды.

Вместе с тем меры, направленные на проведение открытых конкурсов по отбору инвестиционных компаний, которые бы управляли пенсионными накоплениями, не были реализованы вовсе. Точно также как и поэтапное повышение пенсионного возраста совместно с реформированием системы досрочного выхода на пенсию, которое планировалось осуществить в течение 2000–2010 годов.

Что касается системы здравоохранения, то из записанных мер, практически все оказались невыполненными и на четверть: «Говорить о полноценной реформе здравоохранения рано, — сказал Дмитриев. — В настоящее время мы наблюдаем начало сдвигов». По его оценкам, только 20–25% из всего объема мер этого блока было реализовано к 2010 году. Реформирование области социальной помощи населению оказалось выполненным на те же 20–25%.

Реформы власти

Блок реформ, направленных на улучшение работы исполнительных, законодательных и судебных органов власти, оказался практически не выполненным. «Минимальный прогресс — в правоохранительной области», — отметил президент ЦСР. Демилитаризация правоохранительных органов, на которую надеялись авторы стратегии-2000, не произошла. Из ведения прокуратуры так и не были выведены функции общего надзора, поэтому она не смогла полностью сконцентрироваться на уголовном преследовании нарушителей законов. Устранение в правоохранительных органах и спецслужбах дублирующих функций осуществлено лишь минимально, система согласования кадров прокуратуры с руководителями субъектов РФ сохранилась, а у сотрудников МВД репрессивная мотивация так и не была замещена мотивацией защиты закона.

Более или менее удалось реформировать законодательную ветвь власти (отметим лишь, что вместо предложенного в программе перехода на парламентские выборы исключительно по одномандатным округам было сделано прямо обратное — выборность только по партийным спискам), федеративные отношения регионов и центра (самое важное — устранение угрозы развития центробежных тенденций) и судебную власть.

Половинчатый результат

«В целом реализация стратегии по мерам оказалась гораздо лучше, чем по конечным целям», — заключил докладчик. Из десятки глобальных целей удалось осуществить три: повысить уровень жизни населения, удвоить ВВП и поддержать платежеспособность государства. За десятилетие не удалось: повысить конкурентоспособность отечественной экономики, добиться независимости судебной системы, создать эффективное местное самоуправление.

Почему не все цели были достигнуты? Во-первых, половинчатость мер влияла на конечный результат. Особенно в реформах госслужбы, госрегулирования и создания конкурентной среды. Во-вторых, многие реализованные меры на практике не давали того результата, на который надеялись авторы стратегии. В-третьих, реальные цели изменений не соответствовали провозглашенным целям. «Так, ни для общества в целом, ни для власти цель интеграции в мировое сообщество не являлась необходимой, поэтому она и не была достигнута», — сказал Дмитриев. Это утверждение справедливо и в вопросе защиты частной собственности.

Стратегия-2020

Разработанная в 2008 году стратегия социально-экономического развития России до 2020 года во главу угла поставила иные темы, чем предыдущая программа: пространственное развитие страны, совершенствование энергетической и макроэкономической политики, интенсивное развитие финансового сектора («Москва — один из мировых финансовых центров»).

Однако незавершенные реформы будут тянуть страну обратно, отметил Михаил Дмитриев. У государства ограничен потенциал по реализации новых идей, а распыление сил в отсутствие четких приоритетов, которые смещены в силу половинчатости реформ прошлого десятилетия, приведет к росту нереализованных мер и целей. «Поэтому власти предстоит сделать выбор между старой и новой повесткой реформ, без которого число незавершенных реформ только возрастет», — заключил президент ЦСР.

Дмитрий Крылов

25 января, 2010 г.