• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Автопром после кризиса

Россия не скоро вернется в число лидеров по продажам автомобилей, даже если будет расширяться рынок кредитования, сработают утилизационные премии и другие программы стимулирования спроса на отечественные автомобили, уверен директор аналитического агентства «Автостат» Сергей Целиков

— Какова была динамика продаж автомобилей в России в ходе кризиса? Вырастут ли продажи в ближайшее время?

— До лета 2008 года ежемесячный объем продаж новых автомобилей на российском рынке стабильно рос и достиг максимальной отметки 270–275 тыс. машин в апреле-мае.

На обычном рынке присутствует «сезонный фактор»: минимум ежемесячных продаж приходится на январь-февраль, потом следует достаточно быстрый «весенний рост», затем — «летняя стабилизация» и, в случае растущего рынка, вторая волна роста в сентябре-октябре. Увеличение продаж почти каждый год наблюдалось в декабре — за счет новогодних скидок и специальных акций, а также роста корпоративных продаж.

Однако в конце 2008 г. ситуация на российском автомобильном рынке ухудшилась. Первоначальный провал рынка был вызван сворачиванием программ автокредитования. Впоследствии рынок «просел» из-за других факторов — безработицы, снижения реальных доходов населения и неуверенности в завтрашнем дне.

В итоге многие потенциальные потребители решили отложить покупку нового автомобиля на более поздние сроки. В 2009-м году самый низкий показатель продаж зафиксирован в ноябре  — чуть более 105 тыс. новых автомобилей (в ноябре 2008 г. — 202 тыс.).

Ожидать существенного роста продаж в в ближайшее время не стоит. Самым сложным периодом для дилеров и автопроизводителей будет январь-февраль, когда продажи могут снизиться до 50–60 тыс. в месяц, это в три раза меньше объемов продаж за аналогичные месяцы 2008 г.

Динамика продаж легковых автомобилей 2007–2009 гг.

Динамика продаж легковых автомобилей 2007–2009 гг.

Источник: Автостат

— Ужесточились ли за последнее время условия автокредитования?

— Сейчас автокредитование постепенно восстанавливается. Если прошлой зимой в кредит продавалось всего 10–15% машин, то сейчас уже порядка 25–30%. Ставки несколько снижаются, программ становится больше, но при этом требования к платежеспособности заемщиков остаются достаточно жесткими. Фактически сейчас отклоняется каждая вторая заявка на получение автокредита.

Если посмотреть на реальные ставки коммерческих банков на автокредитование, без учета программ субсидированных государством и спецпрограмм от автопроизводителей с «хитрыми» схемами, то в среднем диапазон ставок на автокредиты составляет от 14 до 18%.

— Россия была одно время лидером в Европе по объему продаж автомобилей. Как изменилась ситуация?

— По итогам ноября прошлого года Россия находится в Европе на 5 месте по объему продаж, как это было до 2007-го. По данным Ассоциации европейского бизнеса, лидером по этому показателю в ноябре среди европейских стран является Германия (более 279 тыс. новых авто продано), на втором месте — Франция (более 216 тыс.), на третьем — Италия (около 183 тыс.). Наибольший прирост по уровню продаж отмечен в Великобритании, которая заняла 4 место с показателем более 158 тыс. автомобилей.

Вновь выйти в лидеры или хотя бы подняться на 2–3 место у России теперь получится не скоро. В лучшем случае к 2013–2014 году, в худшем — еще через несколько лет.

Все зависит от состояния российской экономики, которая оказалась не готова ни к кризису, ни к его последствиям.

25 наиболее продаваемых моделей автомобилей и легкового коммерческого транспорта в России по маркам в ноябре/за 11 месяцев 2009 г.*

25 наиболее продаваемых моделей автомобилей и легкового коммерческого транспорта в России по маркам в ноябре/за 11 месяцев 2009 г.*

* — в  первой дюжине лидеров по объему продаж легковых автомобилей — восемь моделей, производимых в России

Источник: Ассоциация Европейского бизнеса

— Какие меры господдержки нужны российскому автопрому? И в частности, оправдана ли политика высоких пошлин на импорт? Будут ли они снижены в перспективе?

— Задача, поставленная правительством, выполнена: новые пошлины остановили ввоз подержанных иномарок, а по новым — сделали сборку внутри страны чуть более выгодной, чем прямой импорт. По юрлицам ввоз подержанных иномарок в 2009 г. сократился в 15–20 раз, по физлицам — в 4–5 раз.

В ближайшее время снижение пошлин маловероятно. Это защитная мера для отечественных автопроизводителей, которым в кризис очень сложно: они все находятся сейчас на грани выживания.

— Дадут ли в России эффект программы утилизационных премий?

— Программы утилизационных премий однозначно нужны. Такие премии хорошо сработали во многих странах, и у нас тоже дадут эффект. По большому счету, надо даже увеличить объем средств, направляемых на эту программу, с 10 млрд до 25 млрд руб. Этого бы хватило не на 200, а на 500 тыс. машин, что, наряду с другими мерами по стимулированию спроса, позволило бы выйти рынку в 2010 г. на уровень продаж в 2 млн машин. Это бы однозначно положительно сказалось на финансовом положении многих участников рынка — автопроизводителей, поставщиков, дилеров.

— Какие программы стимулирования рынка необходимо ввести в перспективе?

— Еще одной мерой поддержки авторынка могла бы стать программа возмещения подоходного налога (13%) гражданам, приобретающим новый отечественный автомобиль — по аналогии с тем, как это происходит при приобретении жилья. Помимо этого, непременно необходимо продолжать и расширять программу льготного государственного автокредитования.

— Говорят, что государство может войти в состав «АвтоВАЗа». Каковы, по-вашему мнению, могут быть последствия такого шага?

— К сожалению, государство не может быть эффективным собственником, это было доказано уже много раз. В АвтоВАЗе, по моему мнению, должен существовать следующий расклад сил: необходимо иметь три составляющие — эффективная команда менеджеров, государство и иностранный партнер.

Эффективная управляющая команда должна формироваться из профессиональных менеджеров, имеющих большой опыт в области автопрома. При этом должен использоваться внутризаводской кадровый потенциал, а также привлечение «старых» кадров и сторонних менеджеров, в том числе иностранных.

Первая задача этой команды — быстрый вывод предприятия на уровень операционной безубыточности за счет агрессивной маркетинговой политики, сокращения затрат и других внутренних резервов. Последующие задачи связаны с развитием предприятия.

Задача государства состоит в создании благоприятных условий для вывода АвтоВАЗа из кризиса. При этом напрямую давать деньги АвтоВАЗу ни в коем случае нельзя. Необходимо на время существенно снизить налоговую нагрузку, обеспечить завод госзаказами примерно на 15–20% объема выпускаемой продукции, договориться с главными кредиторами (Сбербанк и ВТБ) об изменении условий кредитных договоров с краткосрочных на долгосрочные, и субсидировать процентные ставки по ним.

Кроме того, в рамках общей концепции развития автопрома России необходимо более активно стимулировать спрос на отечественные автомобили и создать условия для развития автокомпонентной индустрии.

Задача иностранного партнера (возможно, им останется Renault) состоит в совместной разработке долгосрочной стратегии развития и постепенном процессе интеграции с АвтоВАЗом. При этом на первом этапе модельный ряд иностранного партнера должен не замещать модельный ряд АвтоВАЗа, а дополнять его. В перспективе должна быть разработана совместная общая платформа, с последующим её масштабированием до объемов, выгодных для глобальных поставщиков.

Беседовала Юлия Литвинова

22 января, 2010 г.