• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Образование: кооперация как ключ к успеху

Частно-государственное партнерство в образовании способствует увеличению качества обучения, позволяет подготовить необходимых для экономики специалистов, а также привлечь дополнительные средства для вузов. Об опыте кооперации с государством и частным сектором рассказывает Наталья Третьяк, первый проректор МИСИС

Качество образования в России продолжает падать, независимо от уровня бюджетного финансирования. Негосударственные источники финансирования не способствуют повышению качества. Может ли частно-государственное партнерство (ЧГП) создать такой стимул?

— Я не согласна с тем, что качество образования в России падает, я бы сказала, что оно недостаточно высокое. Если говорить о стандартах, существующих в международном сообществе, то, к сожалению, даже лучшие вузы России не могут претендовать на первые позиции в мировом рейтинге. Консервативность российского образования мешает ему развиваться дальше. Поэтому ЧГП в образовании — это не дань моде, а вынужденная необходимость. Это, прежде всего, та форма, при помощи которой мы взаимодействуем с работодателем.

Различные формы ЧГП способствуют повышению качества образования и научных исследований, а также обеспечивают более высокие конкурентные преимущества наших выпускников перед другими, поскольку они «заточены» под конкретные нужды работодателя. Вторичный эффект — экономический, поскольку благодаря ЧГП можно привлечь дополнительные средства. Хочу отметить, что в этом году около 40% от общего объема финансирования МИСИС — это финансирование, которое получено из негосударственных источников, во многом благодаря ЧГП.

— Можно ли заявлять, что частно-государственное партнерство создает правильную основу для подготовки кадров для экономики?

— Абсолютно верно. Мы готовим то, за что работодатель готов платить, а работодатель получает того специалиста, который ему необходим. В настоящее время студент зачастую приходит абсолютно неготовым к реальной производственной деятельности, не обладает конкретными навыками и технологиями, которые используются на конкретном производстве. ЧГП помогает сформировать требования работодателя, а ВУЗу — соответствующим образом построить свою образовательную программу. Образовательные стандарты нового поколения являются гибкими: они позволяют самому ВУЗу наполнять содержание до 70% магистерских и до 50% бакалаврских программ. Это дает возможность учесть пожелания работодателей в отношении студентов, обучение которых оплачивается ими. Это характерно для наших 4 филиалов, которые были открыты при крупных производствах.

— Какова схема успешной кооперации государства, ВУЗов и частного сектора?

— Формы взаимодействия государства, частного сектора и университетов могут быть различными: от привычной для советского времени практики студентов на предприятиях до создания совместных структурных подразделений. В настоящее время не существует универсальной правовой и финансовой схемы, потому что в каждом конкретном случае используется своя система оформления. При этом могут быть применены различные договоры гражданско-правового характера, целый комплекс внутренних документов ВУЗа — уставы, регламенты, положения.

— Является ли проблема выбора правовой схемы создания ЧГП основной сложностью применения этого механизма?

— Я бы, скорее, назвала возможность выбора и многообразие форм — одним из плюсов. Конечно, существует ряд ограничений в законе, которые делают сложным реализацию схем привлечения инвестиций в систему образования.

Однако в последнее время Министерство образования инициировало ряд законов, которые дают возможность расширения форм ЧГП. Был приняты законодательные акты, которые предусматривают участие работодателей в формировании образовательных стандартов, оценке результативности образовательных услуг и учреждений. В частности, это закон о расширении прав работодателей на участие в управлении образованием.

Кроме того, принят закон об интеграции науки и образования, предоставляющий возможность создания базовых кафедр совместно с научными учреждениями. Надеюсь, что в ближайшее время будет подготовлен закон, распространяющий это и на промышленные предприятия. Нельзя обойти стороной и закон о создании малых инновационных предприятий на базе интеллектуальных разработок ВУЗов.

Однако постановка на баланс интеллектуальной собственности — это процедура, которая не очень знакома ВУЗам, и нормативная база по ней только сформировалась. Таким образом, нельзя заявлять, что эта сфера не урегулирована законами. Действующее законодательство в целом позволяет использовать различные формы ЧГП в образовании. Главное — желание ВУЗа и государства участвовать в этом.

— Расскажите, пожалуйста, об опыте МИСИС в сфере создания ЧГП, а также малых предприятий на базе Института?

— В МИСИС работает несколько структурных подразделений, например, это Институт информационных бизнес-систем, созданный совместно с компанией IBS. Сотрудничество с IT-компанией позволяет добиться очень высоких результатов в качестве образовательных программ. Успех обеспечивается новаторским подходом к решению задач и вложением средств в освоение новых технологий, в том числе и в процессе отбора и подготовки кадров.

Кроме того, около месяца назад, мы создали еще одно совместное подразделение — научно-образовательный центр промышленного дизайна и инноваций совместно с достаточно известной компанией в области промышленного дизайна «АСТРАРОССА». На первом этапе запланировано участие в совместных проектах и программах дополнительного образования.

В МИСИС также есть опыт организации образовательной и научной деятельности на производствах, что является распространенной практикой особенно для филиалов (Старый Оскол, Электросталь, Новотроицк, Выкса), который исторически создавались при крупных металлургических производствах.

По правилам, действующим в МИСИС, все аспиранты выполняют научные исследования по конкретной научной тематике, заказанной одним из наших предприятий-партнеров, и получают заработную плату за счет соответствующего проекта. Среди наших партнеров известные российские и зарубежные компании: ГК «Роснанотех», ОАО «Объединенная авиастроительная корпорация», «Норильский Никель», ОАО НПП «КВАНТ», ОАО «ГИРЕДМЕТ», ООО «Совтест АТЕ», «Nitol Solar», General Motors Corp., Alcoa Inc., Arcelor Research S.A.

В конце прошлого года мы создали институт непрерывного образования, который по заказам предприятий разрабатывает и осуществляет программы повышения квалификации, основанные на конкретных технологиях этих производств.

— Что касается перспектив развития ЧГП в МИСИС, наметились ли уже какие-то основные направления?

— Основные направления развития ЧГП в МИСиС совпадают с направлениям развития университета, определенными Программой создания и развития НИТУ «МИСиС», утвержденной Правительством России. Это нанотехнологии и технологии новых материалов, информационные, энергосберегающие технологии, технологии рационального природопользования. В планах создание различных структур на основе частно-государственного партнерства: инжиниринговые центры, малые инновационные предприятия, научно-образовательные подразделения.

Беседовала Ирина Елисеева

Презентация Н. Третьяк по ГЧП в образовании

 

13 января, 2010 г.