• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Яков Паппэ: акционирование госкорпораций. Поспешаем медленно

Направления преобразований госкорпораций, сформулированные в президентском послании были ожидаемыми. Труднее спрогнозировать степень радикальности и темпы грядущих изменений. Свою оценку предлагает главный научный сотрудник Института народнохозяйственного прогнозирования Яков Паппэ

Сейчас в стране действуют семь госкорпораций – Ростехнологии, Росатом, Роснано, Банк развития и внешней экономической деятельности (ВЭБ), Агентство по страхованию вкладов (АСВ), Фонд поддержки реформирования ЖКХ и Олимпстрой. Созданный в середине 2009 г. Росавтодор очень похож на госкорпорацию, но формально ею не является.

Госкорпорации имеют особый юридический статус. Это некоммерческие организации, каждая из которых учреждается специальным законом. Их не следует путать с другим «крупняком», имеющимся у государства: ФГУПами и АО со стопроцентным (РЖД, ОСК и пр.) или контрольным (Газпром, Роснефть, ОАК и пр.) госпакетом.

Первой госкорпорацией в России стало в 1999 г. АРКО (Агентство по реструктуризации кредитных организаций) – предшественник нынешнего АСВ. Остальные были созданы с мая по ноябрь 2007 г.

Время создания шести госкорпораций – возможно, самый благоприятный период во всей постсоветской истории: вполне ощутимый подъем в экономике длится уже несколько лет, грядущий кризис – еще абстракция, экономические возможности государства и оно само, и все прочие оценивают весьма высоко. Вместе с тем и у власти, и у значительной части общества уже сформировалось представление, что чаемого прорыва в развитии нет, и что на бизнес здесь рассчитывать не приходится.

Поэтому принимается решение о создании агентов развития специального назначения. Имеющих соответствующие задачи в качестве уставной цели. Освобожденных  от ограничений, присущих как госведомствам, так и бизнесу. Наконец, полностью подчиненных политическому руководству, но свободных от бюрократического контроля.

В качестве агентов развития в чистом виде, вероятно, формировались Ростехнологии, Роснано и ВЭБ (точнее, он приобретал новое качество). Мотивация при образовании Росатома, скорее всего, была намного сложнее, но и он имеет прямое отношение к развитию. Олимпстрой и Фонд ЖКХ, созданные для решения весьма важных, но локальных задач, форму госкорпораций получили, по-видимому, просто по случаю. Но их судьба и не обсуждается, – выполнив свою задачу, они умрут естественной смертью.

Из «развивателей» в спасатели

Но не прошло и трех кварталов, как в Россию по полной программе пришел экономический кризис. И актуальными для госкорпораций оказались совсем другие задачи.

ВЭБ по решению государства стал выполнять роль «скорой помощи» для крупного российского бизнеса, которому из-за margin calls грозила потеря ключевых производственных активов, и вообще, благодаря своему особому статусу, выступил естественным посредником при передаче банковской системе государственных денег для кредитования реального сектора. Кроме того, он страховал фондовый рынок от обвального падения. И все эти задачи ВЭБ, на наш взгляд, выполнил вполне пристойно.

АСВ «вспомнило молодость» и занимается реструктуризацией попавших в сложное положение банков. И, судя по реакции заинтересованных сторон, с работой справляется. Росатом прекратил разговоры о грандиозной программе строительства новых блоков на российских АЭС и, похоже, сосредоточился на тихой работе по выстраиванию жизнеспособных компаний в гражданской части атомного комплекса.

Только Роснано и в новых условиях не отклоняется от заданного курса. Изменился лишь основной источник денег – теперь это не российское государство, а международные венчурные инвесторы. Понятно, что успешность такой работы в принципе не может быть оценена раньше, чем через несколько лет. Столь же очевидно, что лишь малая доля из профинансированных проектов окажется эффективной, но именно она окупит все остальное.

Ростехнологии оказались, вероятно, в наиболее сложном положении. Благодаря лоббистскому потенциалу своего руководителя – Сергея Чемезова, госкорпорация собрала уникальный по количеству и разнообразию пакет активов, причем совершенно разного качества. Вероятно, расчет был на возможность громко рапортовать об успехах управления лучшими из них, рекламировать работу со средними и тихо поддерживать на плаву плохие. Но в кризис ситуация иная – все пристально следят за тем, как Ростехнологии разгребают авгиевы конюшни на ВАЗе и КАМАЗе, и сколько миллиардов из бюджета на это тратят.

Приказы обсуждаются..., чтобы их лучше выполнить

Посмотрим поштучно. Олимпстрой и Фонд ЖКХ, как уже говорилось, структуры временные. АСВ точно не работает «в коммерческой, конкурентной среде». Для гражданской части Росатома о такой среде говорить можно, но только применительно к мировому, а не внутреннему рынку и с большим числом оговорок. А что касается его военной части, то АО «Арзамас-16» или «Челябинск-65», т.е. организации, основной целью которых является извлечение прибыли, можно себе представить только в страшном сне. Равно как и их активы, находящиеся на балансе иного АО. Напомним, что именно в этих научно-производственных центрах собираются и разбираются наши ядерные боеприпасы.

Таким образом, говоря об акционировании, президент, вероятно, имел в виду ВЭБ, Ростехнологии и Роснано. Именно их назвал, комментируя послание, его помощник Аркадий Дворкович. И предположил, что акционирование можно завершить в 2010 г.

На наш взгляд, для этой тройки идеальная ситуация, лет, скажем, через пять (вряд ли раньше), представляется следующим образом. Роснано и ВЭБ являются открытыми АО, причем не со 100%-ным госпакетом, а лишь с контрольным или даже блокирующим, а также с  акциями, котирующимися на биржах. Ростехнологий в нынешнем виде просто не существует – их активы разделены на несколько холдингов и компаний с принципиально меньшей степенью диверсификации. Собственники у них могут быть самыми различными.

Но быстрая трансформация в АО целесообразна лишь для Роснано. Поскольку для иностранных венчурных инвесторов, на которых сделана сегодня ставка, важно, чтобы российский партнер имел понятную организационно-правовую форму. И лучшая из них – открытое АО. Кроме того, Роснано сможет в принципе привлекать деньги с рынка не только под конкретные проекты, но и выпуская собственные ценные бумаги. Очевидных рисков или дополнительных ограничений на деятельность при акционировании не видно. Однако скорость процесса должна быть выбрана такой, чтобы не порождать слишком больших дополнительных нагрузок на менеджмент и транзакционных издержек.

Более сложна ситуация с ВЭБом. Во-первых, он всегда работал не на основании общего банковского законодательства и нормативов ЦБ, а по специально для него написанным законам и регулятивам. Во-вторых, всегда наряду с обычными банковскими функциями выполнял и другие, возложенные на него государством (например, был агентом правительства по внешнему госдолгу). И, насколько нам известно, свои задачи ВЭБ решал, как минимум, пристойно. Став акционерным обществом, ВЭБ сразу должен будет выполнять требования всего сложившегося корпуса банковского законодательства и все действующие нормативы ЦБ. Можно уверенно предположить, что это либо существенно ограничит его деятельность, либо потребует больших вливаний со стороны акционера-государства. А скорее всего, будет и то, и другое. Сказанное не ставит под вопрос акционирование в принципе, однако оставляет открытым вопрос о целесообразности проведения этого процесса в течение  2010 г., когда кризис еще не преодолен. Обо всем этом уже говорили и «источники, близкие к ВЭБу», и первый зампред ЦБ А. Улюкаев.

И уж совсем контрпродуктивно акционировать или проводить другие организационные преобразования в течение следующего года в Ростехнологиях. Главная проблема здесь не в затратах и не в дополнительных сложностях для работы менеджмента госкорпорации. Важнее другое – станет фактически невозможной объективная оценка его деятельности в период кризиса. Ссылка на реорганизацию, проводимую по приказу сверху – стандартное оправдание для любых управленческих провалов. А именно этого нам и не надо.

Дело в том, что Ростехнологии в своем нынешнем составе появились отнюдь не только благодаря личным отношениям их начальника с властью. Немалую роль сыграла готовность всех заинтересованных сторон поверить в то, что управленческая команда госкорпорации настолько мощна и квалифицирована, что способна эффективно работать с любым количеством предприятий в любых отраслях.

Во время работы в Рособоронэкспорте команда С. Чемезова действительно продемонстрировала серьезные успехи. Однако определить ее потенциал за один год работы в госкорпорации, который пришелся на период общего подъема, невозможно. Выкупить акции «ВСМПО-Ависмы» у ее семидесятилетнего генерального директора, перераспределить  заказы между вертолетными заводами, нанять «Тройку-Диалог» для раскольцовки собственности на АвтоВАЗе и даже найти иностранного покупателя на его блокирующий пакет – это, конечно, результаты, но не гроссмейстерские.

Реальная управленческая мощь может быть продемонстрирована только по результатам работы в течение кризиса и выхода из него. И при непременном условии, что «сверху» дадут работать спокойно. Только после этого возможен  жесткий «разбор полетов» с целью найти оптимальный объем и набор активов, которыми могут владеть Ростехнологии, определить их основную специализацию и выявить, что следует выделить в отдельные компании или продать. А смена юридического статуса – лишь завершающий аккорд. При акционировании в 2010 г. ничего этого сделать не удастся.

Из сказанного следуют три основных вывода:

- Постановка президентом Дмитрием  Медведевым задачи преобразования государственных корпораций, работающих в конкурентной среде, в АО, контролируемые государством, объективно назрела для трех госкорпораций – Роснано, ВЭБ, Ростехнологии.

- Оптимальный срок решения поставленной задачи – как минимум, три года. Последовательность – Роснано (2010 г.), ВЭБ (2010-11 гг.), Ростехнологии (2011-12 гг.).

- Предположение помощника президента Аркадия Дворковича о возможности завершения акционирования всех трех госкорпораций в 2010 г. выглядит нереалистичным и чреватым проблемами и потерями, вероятно, достаточно серьезными с народно-хозяйственной точки зрения.

Яков Паппэ
23 ноября, 2009 г.