• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Экономические интересы Японии в Африке

Япония – еще одно мощное государство, не имевшее с Африкой исторических связей, а ныне активно работающее на этом континенте. Продолжение африканского цикла Opec.ru

другие статьи цикла

Торгово-экономическое взаимодействие между Японией и Африкой берет свое начало в 30-х гг. ХХ века, однако вплоть до 1970-х гг. японские интересы на континенте были представлены слабо. Нефтяной кризис 1973 г. коренным образом изменил японскую стратегию энергобезопасности – компании страны стали инвестировать в африканский топливно-энергетический сектор.

 

По итогам 2008 г. Япония стала третьим потребителем нефти в мире, однако доля углеводородов, добываемых непосредственно японскими компаниями, остается на низком уровне: в 2006 г. этот показатель составлял 15%. «Новая энергетическая стратегия» Японии предусматривает увеличение собственной добычи до 40% к 2030 г.

Для снижения зависимости от конъюнктуры рыночных цен и политической нестабильности Токио стремится диверсифицировать географию нефтяного импорта и структуру энергобаланса. В настоящий момент зависимость Японии от экспорта углеводородов из региона Персидского залива достигает 85-90%, а нефть составляет 50% от общего потребления энергоносителей. По итогам 2008 г. Япония импортировала из африканских стран-членов ОПЕК лишь 10 тыс. б/д – менее 1% от общего импорта . Основные добывающие активы японских компаний сосредоточены в Северной Африке.

Крупнейший японский нефтегазовый холдинг Inpex Holding, образовавшийся в 2006 г. после слияния Inpex Corp. и Teikoku Oil, работает в Египте, Алжире, Ливии и Анголе. Компания Nippon Oil владеет активами в Ливии. Также в Ливии работает JAPEX (Japan Petroleum Exploration Co.). 

Корпорация Mitsubishi, для которой нефтяной бизнес не является основным, активно инвестирует в разведку, владеет активами (в том числе нефтесервисными) в Габоне, Ливии, Анголе, Тунисе (Мария Дронова. Инвестиции японских компаний в японский нефтегазовый сектор // Российско-африканский деловой журнал «Аф-Ро», №23).

В мире остается не так много открытых для иностранных инвестиций нефтегазовых рынков, поэтому внимание японских корпораций к Африке будет только возрастать. В этом случае Токио будет вынужден более активно конкурировать с Китаем за доступ к африканским ресурсам, что может в перспективе сказаться на структуре взаимоотношений между крупнейшими региональными державами в Восточной Азии.   

В перспективе портфель японских добывающих активов на континенте может быть диверсифицирован на счет Восточной Африки и региона Гвинейского залива. Кроме того, Япония может сделать ставку на добычу и переработку «пограничных» и трудно извлекаемых ресурсов, требующих крупных капиталовложений и сложных технологий.

Помимо сырьевых компаний, в Африке довольно широко представлены интересы крупнейших японских промышленных конгломератов. Корпорация Мицубиси имеет представительства в Алжире, Египте, Кении, Кот-д’Ивуаре, Ливии, Танзании, Тунисе, Сенегале, Эфиопии и ЮАР. Дочерние компании Мицубиси работают в Эфиопии и Нигерии. В ЮАР корпорация владеет 51% в Hernic Ferrochrome, на которую приходится 7% производства феррохрома в мире. В Мозамбике Мицубиси принадлежит 25% в алюминиевом заводе MOZAL – одном из самых крупных инвестпроектов в масштабе континента за последнее время, инвестиции в который достигли $2 млрд. В Гвинее корпорация участвуют в реализации проекта GAPCO (Guinea Aluminium Products Co.) ориентировочной стоимостью $2,5 млрд.

Тойота (Toyota Motor) владеет в Африке двумя автосборочными производства – в ЮАР и Кении. Ниссану (Nissan Motor) принадлежит три производственные площадки – в ЮАР, Кении и Египте. Крупнейший производитель шин в мире, японская компания Bridgestone Corporation, владеет активами в ЮАР (два шинных завода) и Либерии (производство по переработке сырья – натурального каучука).

Из других японских компаний, работающих в Африке, можно отметить производителей электрооборудования NGK Insulators (работает в ЮАР), специальной техники Komatsu (ЮАР), батарей Matsushita (Танзания). Компания Maruha занимается разведением креветок и переработкой прочих морепродуктов в Мозамбике и на Мадагаскаре, и по данным на 2003 г. обеспечивала 3% и 6% соответственно от общего экспорта этих стран (Мария Дронова. Африканское направление внешней политики Японии // Российско-африканский деловой журнал «Аф-Ро» (в печати)).

По итогам 2008 г. накопленные чистые международные инвестиции Японии в Африке (international investment position) составили $7,325 млрд (чуть более 1% от общего объема), из них на ЮАР приходилось $1,673 млрд.

В 2007 г. приток японских инвестиций в Африку составил $1,101 млрд, в 2008 г. – $1,518 млрд. Причем доля ЮАР в притоке инвестиций по сравнению с периодом 2002 – 2006 гг. существенно сократилась.

В 2008 г. торговый оборот Японии с Африкой составил $34 млрд: экспорт вырос на 15% до $13,3 млрд, импорт на 40% - до $20,7 млрд. Доля экспорта в Африку от общего объема в 2008 г. составила 1,72%, импорта – 2,75%. На ЮАР приходится почти 40% ($13,5 млрд) японско-африканской торговли.

В целом, Африка обеспечивает (данные 2003 г.) японскую промышленность 44%  потребляемой платины, 27% металлических сплавов, 28% кобальта, 61% марганцевой руды, 37% никеля и 66% какао-бобов.

Основной проблемой Японии остается несоответствие статуса второй экономики мира тому месту, которое страна занимает в системе международных отношений. Региональное соперничество с Китаем и необходимость обеспечения своей экономики ресурсами вынуждают Токио активизировать торгово-экономическое сотрудничество с Африкой. Такого рода сотрудничество несет и очевидные политические дивиденды. Вряд ли Токио может рассчитывать на превращение Африки в значимый рынок сбыта для своей экспортно-ориентированной экономики, но перенос определенных рода производств «среднего уровня», внедрение научно-технических инноваций и развитие сельского хозяйства – реальный потенциал интенсификации экономических отношений Японии и Африки.

Вадим Зайцев

28 октября, 2009 г.