• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Тратить нельзя сберегать

Россияне стали меньше сберегать, больше тратить на текущее потребление, предпочитают меньше рисковать и доверяют советам друзей, а не представителям банковского сообщества. Об этом говорят данные мониторинга финансовой активности населения, подготовленного исследовательской группой ЦИРКОН совместно с Лабораторией экономико-социологических исследований ГУ-ВШЭ.

После кризиса 1998 г., как отмечается в исследовании, показатели социального самочувствия населения России из года в год улучшались. Лишь с лета-осени 2008 г. оптимизм россиян начал   снижаться. А с декабря 2008 по март 2009 г.  доля граждан, считающих свое материальное положение плохим, выросло с 27% до 34%, средним  – уменьшилось с 57% до 55%, хорошим – сократилось с 16% до 11%. (см. презентацию к докладу И.Задорина)

Таким образом, лишь у 20% россиян ухудшилась самооценка своего материального положения, а это не так много, как казалось, отмечает  Игорь Задорин, руководитель Исследовательской группы ЦИРКОН.

Потенциал накоплений тает

 Ухудшение в финансовом положении россиян привело и к изменению соотношения потребление/сбережение. Доля тех, у кого все доходы уходят на текущее потребление, а на сбережения ничего не остается, увеличилась с 45% до 54%.

В условиях кризиса в марте 2009 г. лишь 14% населения могут себе позволить сначала  что-то отложить, а потом потратить остальное.

Несмотря на достаточно высокий уровень инфляции, рост доходов населения сопровождался ростом  потенциала сбережения в 2007-2008 гг., и в частности, увеличением вложения денежных средств во вклады и ценные бумаги, как отмечалось в предыдущем докладе. 

К концу 2008 г. ситуация начала меняться, причем рост потенциала сберегательной активности приостановился еще до наступления острой фазы кризиса.

 Установки без перемен

 При выборе вида сбережений снизилась доля желающих держать деньги в банках (примерно на 3%). В 2 раза увеличилась количество тех, кто предпочитает хранить деньги в иностранной валюте.

За период июль 2008 г. – май 2009 г. сократилась доля россиян, пользующихся потребительскими кредитами, – с 19% до 15%. В два раза, отметила Ольга Кузина, старший научный сотрудник Лаборатории экономико-социологических исследований ГУ-ВШЭ, увеличилась доля тех, кто размещает свои средства на срочные вклады. С момента начала кризиса возросла доля тех, кто оптимистично оценивает свой опыт вложения денег в различные финансовые инструменты.

Если в марте 2000 г. 17% опрошенных, вложивших куда-либо деньги, считали себя в убытке, и лишь 3% полагали, что выиграли, то к марту 2009 г. эти показатели составляли 2% и 7% соответственно. (см. презентацию к докладу О.Кузиной)

Самыми надежными финансовыми инструментами остаются недвижимость, покупка золота, открытие счета в Сбербанке. В период 1998-2008 гг. открытие счета к коммерческом банке было, по мнению опрашиваемых, наименее надежным способом вложений денег.

Таким образом, серьезных изменений в финансовых стратегиях россиян исследованием не выявлено.

Из нетривиальных выводов исследований можно отметить также заметное снижение склонности россиян к  приобретению иностранной валюты и ее хранению в наличном (особенно четко прослеживаемом при сравнении с кризисным августом 1998 г.). Эти данные, по мнению авторов исследования, говорят об отсутствии у россиян, в отличие от августа десятилетней давности,  ожиданий новых  серьезных финансовых потрясений.

 Переждать или действовать?

 Пассивная пассивность – основная стратегия финансового поведения для более чем двух третей россиян. С июня 2008 г. по март 2009 г. возросла с 25,1 до 38,8% доля тех, кто видит необходимость в резком сокращении расходов и экономии на всем. В то же время за этот период увеличилось количество людей, готовых искать дополнительные источники дохода.

В то же время россияне готовы адаптироваться к кризисным явлениям. Согласно данным ВЦИОМ, на которые ссылаются авторы исследования, доля тех, кто хочет мобилизоваться, чтобы решить имеющиеся проблемы остается высокой.

С 2006 г. происходил рост медианы минимального размера сбережений, то есть все большее число россиян выбирали сберегательную стратегию. С наступлением кризиса он приостановился. Более того, уменьшился  временной горизонт планирования. Россияне предпочитают использовать краткосрочную финансовую стратегию (до 6 месяцев). По данным Всемирного банка  и Национального агентства финансовых исследований, 2/3 населения России планируют только на месяц и лишь 9% – на период более одного года. Менее половины россиян (45%) осуществляют учет личных финансов, а у 10% населения даже нет примерного представления о том, сколько денег они заработали и потратили за месяц (для сравнению: в других  странах этот показатель составляет около 20%. По сравнению с развитыми странами, лишь 11% россиян имеют стратегию пенсионных накоплений (в Великобритании – 63%,  в США – 70%), хотя они понимают негативную экономическую перспективу . Кроме того,  у россиян не привилась привычка выбирать оптимальные условия получения финансовых услуг. 40% населения никогда этого не делают.

Впрочем, финансовая неграмотность – проблема  и многих развитых стран. Например, 30% населения Австралии не понимают механизма инструмента процентной ставки, а более половины не осознают, насколько важно соотношение «риск-доходность» при определении финансовой стратегии. В Ирландии четверть опрошенного населения регулярно сталкивается с проблемами при выполнении элементарных финансовых задач.

Отметим, что, по результатам мониторинга  финансовых настроений россиян, в качестве «учителя» финансовой грамотности наши сограждане предпочли бы представителей государственных ведомств, а также независимых финансовых консультантов, но не журналистов и уж никак не представителей собственно коммерческих банков.

 Лучше не рисковать

 Кризис, как отмечается в исследовании,  уже привел к одному положительному результату -  начало меняться отношение к риску. Еще прошлым летом 7% россиян предпочли бы надежности банковского вклада его высокую доходность. В нынешнем марте респондентов в такой установкой  было всего 3%. Почти две трети опрошенных бы выбрали относительно низкие проценты и высокую надежность.

Вместе со склонностью к риску снизилось и само желание населения инвестировать – в 2008 г. к этому были готовы 24% опрошенных, а сейчас – лишь 19%.

Более трети населения считают важным отложить средства «на черный день». Этот вид  финансовой активности авторы мониторинга считают фактически страхованием, хотя формально страховые полисы покупает всего 1,5% опрошенных.

В связи с кризисом россияне стали меньше доверять финансовым специалистам и при необходимости четверть населения предпочитает обратиться за советом к друзьям. Положительным моментом является сокращение доли тех, кто затрудняется ответить, какими источниками информации стоит пользоваться при выборе финансовой стратегии, с 30% в 1997 г. до 12% в июне 2009 г.

С начала кризиса россияне стали более осведомленными о системе страхования вкладов. Если в декабре 2007 г. о ней впервые слышали 60% опрошенных, то к ноябрю 2008 г. их число уменьшилось втрое.

Россияне остаются пессимистичными относительно будущих возможностей накапливать и вкладывать денежные средства. С июня по март в два раза увеличилось число респондентов-пессимистов, считающих, что их возможности сократятся. Вместе с тем в комментариях по поводу полученных результатов авторы исследования отмечают отсутствие у респондентов  ожидания новой финансовой катастрофы, а в ответах на вопрос: «Как долго, по-вашему, продлится кризис?» большинство ориентируется на 1,5-2 года. Иными словами, россияне не ожидают в ближайшей перспективе ни тучных лет, ни серьезных бед.

Для основного же большинства населения кризис не принес никаких существенных изменений в жизнь, для которой и ранее было свойственно отсутствие полноценной финансовой активности.

Ирина Елисеева

 

 

 Презентация И. Задорина.ppt

 Презентация О. Кузиной.ppt

16 июля, 2009 г.