• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Частная полиция дешевле государственной

Из-за кризиса американские города нанимают частных охранников вместо полицейских. Они, надеются городские власти, будут стоить дешевле и справятся с работой лучше обычной полиции.

Охранники вместо полицейских

Несколько американских городов, столкнувшись из-за экономического кризиса с резким ростом бюджетного дефицита, передают функции полиции частным охранным предприятиям. Это новое явление обнаружила TheWallStreetJournal. Так, на частичную замену полиции частными охранниками пошли власти Окленда (город с населением около 400 000 человек и дефицитом бюджета-2009 примерно в $83 млн).

Городской совет Окленда проголосовал за заключение контракта с охранным предприятием InternationalServicesInc. на патрулирование района Ист Окленд, – наиболее криминального в городе. В марте там были убиты при исполнении обязанностей 4 полицейских. Сам Окленд относится к числу неблагополучных в криминальном отношении американских городов: В 2008 г. там совершено 124 убийства, с начала 2009 г. – 25 убийств.

Услуги частной компании обходятся гораздо дешевле, чем услуги полиции. Один полицейский стоит городу $250 000 в год, включая расходы на зарплату, медицинскую страховку и различные пособия. Найм на год четырех сотрудников частного охранного бюро стоит всего лишь $200 000, причем их страховка на случай гибели или увечья оплачивается компанией.

Для Окленда вопрос расходов на полицию является весьма болезненным – в общей сложности на полицейских и пожарных город тратит 65% своего бюджета, составляющего, по данным газеты OaklandTribune, $491 млн.

Окленд не одинок. Городской совет Чикаго подумывает разрешить частным охранным предприятиям, нанятым городом, выписку штрафов за нарушение правил дорожного движения. Дефицит бюджета Чикаго в текущем финансовом году (начался 1 октября), как ожидается, составит $200 млн.

Полиция Окленда, разумеется, отстаивает свою полезность, а к найму частных охранников относится скептически. «Люди хотят иметь дело с частными вооруженными охранниками, думая, что это дешевле, – сказал WSJ представитель оклендской полиции Джефф Томасон. – Но [охранники] не имеют необходимой подготовки, а их бэкграунд недостаточно проверен. Оклендская полиция лучше подготовлена к работе на улицах этого города, чем частные охранники».

Но городские власти уверены в своей правоте. «Нам необходим эффективный и недорогой ответ на преступность, с которой мы сталкиваемся», – заявил представитель Ист Окленда в городском совете (представительный орган власти) Игнасио дела Фуэнте. Он уверен, что сотрудники InternationalServices обладают всеми необходимыми навыками для выполнения полицейских функций.

Мэр Окленда Рон Дэлламс относится к партнерству с частной компанией (решение о нем принимал горсовет) несколько более сдержанно. Его представитель Пол Роуз заявил WSJ, что мэр обеспокоен возможностью выдвижения к городу дополнительных исков со стороны граждан из-за случаев неправомерной стрельбы и других нарушений со стороны охранников.

Частные силовые традиции

США имеют богатые традиции передачи частным компаниям государственных функций в сфере безопасности и обеспечения законности. В стране действуют 264 частных тюрьмы. Первая в США частная тюрьма – знаменитый Сэнт-Квентин – появилась еще в 1852 г. Частные компании привлекались к выполнению задач по обеспечению безопасности объектов и конвоев в Ираке.

В 1975 г. городок Оро Вэлли с населением 1200 попытался нанять частную компанию Rural/MetroCorporationдля выполнения функций местной полиции. Но контракт был оспорен властями штата Аризона и отменен два года спустя. Пример недолгой полицейской работы Rural/Metro в Оро Вэлли пользуется популярностью у либертарианцев. По приводимым ими данным, частная компания за $35 000 выполняла работу, на которую в 1982 г. власти штата тратили $241 000. При этом за счет использования более эффективных методов работы Rural/Metro смогла снизить число краж со взломом в зоне своей ответственности в 20 раз – с 14 до 0,7 в месяц.

Другой, менее известный пример частной полиции в США – компания CorporateSecurityInc., исполнявшая функции полиции в городе Ремайндервиль, штат Огайо в 1981-1983 гг. Расходы на работу компании оказались вдвое меньше, чем на полицию ($90 000 в год против $180 000), а результат – лучше. Так, частный патрульный автомобиль приезжал на вызов граждан в среднем через 6 минут, тогда как прежде полицейской машине требовалось 45 минут. Как и в случае с Оро Вэлли, эксперимент вскоре пришлось свернуть из-за давления властей.

Позднее частных охранников для наблюдения за общественным порядком нанимали жители отдельных районов. Но они играли роль дополнения к полиции, не заменяя ее. Подобная практика применялась в 1990-е гг. в ряде районов Лос-Анджелеса – и насильственная преступность там снизилась на 8% больше, чем в других частях города. Дополнительная частная охрана действует в некоторых районах Нового Орлеана – для этого жители таких районов платят специальный дополнительный сбор. Профессор криминологии из Университета Пенсильвании Джон Макдональд заявил WSJ, что охранники – полезное дополнение к полиции и должны взаимодействовать с ней. Но если они заменят полицию, то «это обойдется городу дороже, чем, он надеется выиграть», полагает он.

Оплачиваемая государством полиция современного типа – сравнительно позднее изобретение. Она была создана в 1667 г. в Париже, на тот момент – крупнейшем и самом опасном городе Европы. Постепенно совершенствуясь, этот институт распространился по континентальной Европе, в начале XIX в. перекочевал в Англию, а в середине – в США.

В большинстве стран государственная или муниципальная полиция заменила собой различные частные структуры, обеспечивавшие контроль за правопорядком. В Англии и Америке это, например, были стражники (watchmen), нанимавшиеся на службу жителями района и следившие за порядком. В странах континентальной Европы за порядком вполне могли надзирать представители местной знати вместе со своими слугами. Государственный сектор вытеснил частный из сферы охраны правопорядка как раз потому, что мог лучше справляться с все более сложными угрозами, возникавшими по мере развития и усложнения общества.

Новый расцвет частных структур охраны правопорядка, если он все-таки наступит, может означать либо движение истории по спирали, либо просто-напросто начало упадка государства, выпускающего из рук монополию на законное физическое насилие.

Случай России

В 1990-е гг. замена части функций слабого государства частными предпринимателями происходила и в России. Вадим Волков (Европейский университет в Петербурге, ВШЭ) назвал работу частных охранных предприятий и прочих структур по надзору за соблюдением правил игры «силовым предпринимательством» (одноименная книга опубликована в нескольких номерах «Экономической социологии»за 2002-2003 гг.). Но природа замещения госвласти частными силовыми структурами в России была другой: в тот момент государство не признавалось честным арбитром.

Нынешний кризис не приведет в России к росту спроса на частный арбитраж, заметил недавно Волков в ответах на вопросы после публичной лекции в кафе Bilingua: «Предприниматели уже прошли тот этап. Они уже прекрасно понимают, что приглашение силовых предпринимателей делает положение только хуже». Для урегулирования конфликтов предприниматели обращаются уже не к «браткам», а к социальным сетям – это самый дешевый и эффективный способ урегулирования конфликтов там, «где есть хоть какое-то доверие», замечает Волков.

Василий Кашин

Автор текста: Кашин Василий Борисович, 22 апреля, 2009 г.