• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

К чему приведет финансовый кризис?

После разразившегося финансового кризиса мир не будет таким, как прежде. Начнется новый век истории человечества.

«Мы становимся свидетелями наступления нового периода мировой истории», — заявил декан факультета мировой экономики и мировой политики ГУ-ВШЭ Сергей Караганов на мастер-классе «Мировая экономика, мировая политика — новый этап развития», прошедшем 20 октября в Высшей школе экономики.

Основной темой обсуждений стало развитие мировой экономики в свете набирающего обороты мирового финансового кризиса.

«Политически прошедшие сто лет можно условно разделить на три периода, — заявил профессор Караганов. — Первый начался мировой войной, революцией в России, продолжился первой «холодной войной» и закончился Второй мировой войной. Следующий начался строительством системы двублокового противостояния, а также созданием системы управления мировой экономикой и финансами, в которой стали доминировать США и Запад».

Затем произошел развал СССР, что, по мнению С. Караганова, должно было стать причиной для замены разрушающейся системы. Но победивший Запад решил оставить все, как есть. Так начался третий период истории прошедшего столетия. «Россия из-за слабости и растерянности не могла ничего предложить. Страны «третьего мира» все еще находились на периферии мировой экономики». По словам профессора Караганова, в мировой экономике моду диктовали Международный валютный фонд, Всемирный банк и «Вашингтонский консенсус», исповедуя идею о том, что мир только и может развиваться по одной либеральной англосаксонской модели. Образовался однополярный мир, основанный на старых институтах. Он продолжал существовать около десятилетия.

«Однако мир развивался, на мировую арену выходили новые страны, такие как Китай и Индия. В мировое капиталистическое хозяйство влились рынки более двух миллиардов дешевой рабочей силы». «К концу 1990-х годов от процессов глобализации и открытости мировой экономики, от которых раньше получал дивиденды преимущественно Запад, стали больше выигрывать молодые капиталистические страны. Промышленное производство со всего мира стало перетекать в новые центры», — отметил С. Караганов. Произошло огромное перераспределение контроля над ресурсами, в первую очередь, нефтью — от западных компаний к национальным государствам. Постепенно начали надуваться огромные финансовые пузыри в high-tech сфере, банковском секторе, ипотечном кредитовании и т.д. Все эти качественно новые явления происходили при сохранении старой системы регулирования мировых финансов.

Нефтедобывающие государства, страны нового молодого капитализма начали чувствовать себя гораздо более независимыми и стали вкладывать деньги в американские государственные бумаги, скупать западные компании, банки, вызывая оторопь на старом Западе». Это был страх, что за новым экономическим могуществом неизбежно последует дальнейшее перераспределение сил в мировой политике. Одновременно с экономическим стал происходить и политический передел.

«Во многом символом всех невыгодных для Запада изменений стала энергобогатая, резко усилившая свой политический вес Россия. Бывшие «победители» стали группироваться. В августе 2008 года состоялась грузинская провокация, после которой была предпринята попытка организовать новую «холодную войну» против России». Россия же, по мнению профессора Караганова, «не только нанесла удар возмездия, но и сказала «нет» дальнейшему расширению НАТО и той инерции, которая устраивала старый Запад». Казалось, что эта зарождающаяся «холодная война» будет трендом развития мира в последующие годы. «Но тут грянул мировой финансовый кризис, а за ним начнется и глобальный экономический кризис», — отметил С. Караганов.

Таким образом и начался период коррекции всей системы управления мировой экономикой, был нанесен мощный удар по США и возглавлявшейся ими системе взглядов и институтов.

Профессор Караганов считает, что «этот кризис, новый период мировой истории опасен неизбежными лишениями, которые он принесет миллиардам людей, в том числе и россиянам; кризис также зафиксирует происшедшее распределение сил». Причем, по мнению профессора, речь идет о «глубоком финансовом и экономическом кризисе всей системы мирового управления, кризисе идей, лежащих в основе мирового развития, кризисе международных институтов».

«На развалинах старой нужно будет создавать новую систему мирового управления», — сказал С. Караганов.

А выиграют в этой ситуации те, «кто смогут захватить инициативу в строительстве нового миропорядка и новых институтов».

Завершая свой мастер-класс, Сергей Александрович сделал вывод о том, что «этот мировой кризис затронет всех, и это будет старт нового века». Он предложил некоторые принципы построения будущей мировой системы: «Сочетание поддержки свободной торговли, либерального экономического порядка с качественно более сильным международным регулированием; выработка и координация политики с наиболее мощными государствами; совместное решение энергетических проблем».

 

Ирина Елисеева

24 октября, 2008 г.