• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

В офисах распространяется травля

Сотни крупных корпораций, работающих в самых разнообразных сферах, открывают сегодня вакансии штатных психологов. Причина – распространение в офисах случаев травли неугодных коллег. По статистике, ей подвергался уже каждый двадцатый работник. В результате компании часто теряют ценных сотрудников, а с ними и прибыль

Это так называемый "моббинг", который происходит в стенах каждого пятого офиса. Явление это вредит не только тому, кого травят – ведь при этом дестабилизируется обстановка в коллективе, снижается работоспособность сотрудников, ценные специалисты увольняются и падает прибыль компаний, пишет газета "Новые известия".

Так, москвичка Людмила Смирнова устроилась в рекламный отдел крупной компании, но уже через месяц ей пришлось уволиться. Каждый рабочий день превращался в череду неприятностей: сотрудницы заваливали начальство докладными записками на Людмилу, на столе разливался чай, портились или терялись важные документы, она постоянно выслушивала колкости в свой адрес. Уже перед увольнением секретарь назвала ей причину травли – Людмила была на десять лет моложе основного костяка коллектива.

Подобных примеров много. По разным данным, жертвами офисных войн становятся от 5 до 20% работающего населения страны. Однако в отличие от внутриофисной борьбы за "ресурсы" - зарплаты, должности, премии, - моббинг не имеет под собой рациональной основы. Как правило, участники травли говорят, что жертва их просто «бесит всех».

Стать «белой вороной» несложно: так, один инженер превратился в изгоя оттого, что отмахивался от своих коллег в часы аврала, не в силах ни на что отвлечься. После этого коллеги сочли его «заносчивым хамом» и  устроили травлю. Разумеется, специалист уволился.

Западные психологи составили своеобразный рейтинг причин, которые могут превратить обычного сотрудника в объект моббинга. Настроить коллектив против себя можно, надев слишком откровенный наряд, подчеркнув свое превосходство в чем-либо над коллегами, просто похваставшись своими успехами или, наоборот, пожаловавшись, что дела идут слишком плохо. Постоянные просьбы, заигрывание с противоположным полом, странная манера говорить также могут «взбесить» коллег. Даже редкое хобби или какая-нибудь вредная привычка могут стать определяющими при выборе объекта офисной травли.

Но чаще всего возглавляют рейтинг личности неординарные, чье поведение не подпадает под общепринятые стандарты – к примеру, люди, игнорирующие глупые распоряжения начальства, наподобие  требования создавать видимость работы при ее отсутствии.
Лишь в редких случаях можно сказать, что человек действительно виноват в том, что стал жертвой офисной дедовщины, считают специалисты.

Вне зависимости от того, в каком коллективе разгорается травля, она проходит обычно по одному сценарию. Участники моббинга неосознанно распределяют между собой роли. Обычно их четыре: "сплетник", "скандалист", "казначей" и "критик".

"Первый занимается формированием негативного образа жертвы в остальном коллективе. Он запускает за спиной обреченного коллеги сплетни, слухи, - сообщает бизнес-консультант компании "Оптимизация" Олег Третьяков. - "Скандалист" идет на открытую конфронтацию с жертвой. Он постоянно устраивает склоки, в которые старается втянуть и объект моббинга, а в ходе перепалки пытается открыто оскорбить его. "Казначей" стремится взять под контроль ресурсы жертвы. Например, он старается стать посредником между "козлом отпущения" и клиентами или начальством. Понятно, что свои посреднические функции он выполняет из рук вон плохо, то там, то тут закладывая ненавистному коллеге мины. "Критик" с серьезным видом постоянно подвергает сомнению любые слова жертвы, даже если она настаивает на том, что дважды два - четыре".

Жертва чаще всего тоже ведет себя стандартно: начинает переживать и старается найти компромисс с коллективом, либо же уходит в глухую оборону, пытаясь игнорировать нападки коллег.

Моббинг ощутимо вредит здоровью жертв: следствием почти наверняка будет стресс (он появляется в 76%), могут возникнуть паранойя (60%), головные боли (55%), чувство отстраненности (41%), сомнения, стыд и чувство вины (38%). Кроме того, травля на работе приводит к ночным кошмарам (у 49% людей), бессоннице (71%) и рассеянности (71%). У 35% опрошенных сильно изменился вес тела. А в 28% случаев прессинг на рабочем месте провоцирует злоупотребление алкоголем, сигаретами и медикаментами. Немецкие психиатры подсчитали, что моббинг становится причиной почти 10% самоубийств в стране.

Примечательно, что в 73% случаев жертвами моббинга становятся женщины, а вот гонителями, в равной степени могут быть и женщины, и мужчины. При этом, чем выше статус или должность сотрудника, тем реже он становится организатором или участником моббинга. Офисная дедовщина - явление, характерное прежде всего для среднего звена.

Одной из причин, по которым среди взрослых людей распространяется подобное поведение, заставляющее вспомнить школу и детские травли – рост требований к работникам. «Требования к сотрудникам растут не по дням, а по часам, компании выходят на европейский уровень, в том числе и в плане управления персоналом. Работать стали активнее, уставать больше, вот народ и вымещает свою агрессию на козлах отпущения», – сказала «Новым известиям» директор кадрово-консультационной компании «Рекконс» Эльмира Давыдова.

За границей с моббингом уже борются на законодательном уровне: в Германии, Франции и Швеции приняты законы о моральном преследовании на рабочем месте, защищающие жертв моббинга. Если сотруднику удастся в суде доказать факт «выживания» его с работы, работодатель вынужден будет выплатить ему значительную компенсацию.

В России возможности судиться теоретически тоже есть: действия агрессивно настроенных коллег подпадают под 151-ю статью Гражданского кодекса, где говорится о причинении морального вреда, пояснил председатель комитета по труду и социальной политике Госдумы Олег Шеин. Однако выигранных дел по этой статье еще почти нет: доказать, что депрессия началась по вине коллег, трудно.

Сотрудники рекрутинговых агентств предсказывают, что уже в ближайшее время на рынке вакансий может возникнуть дефицит специалистов в области психологии. Компании, которые не хотят терять прибыль, серьезно задумываются над тем, как предотвратить офисную дедовщину и стремятся поскорее пригласить на работу штатного психолога. Навыков управления персоналом недостаточно для того, чтобы распутать клубок офисных интриг

16 мая, 2008 г.