• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Такова цена самодовольства!

По просьбе редакции OPEC.ru О причинах инфляции и рецептах борьбы с ней комментирует Валерий Миронов

Валерий Викторович, ЦБ заявляет, что, несмотря на очень высокие темпы инфляции в сентябре и в первую неделю октября, не будет предпринимать каких-то экстренных антиинфляционных мер, поскольку инфляция вызвана ростом цен на продовольствие. Правительство готовится вводить жесткое регулирование экспортных пошлин на зерно, а так же ввозных пошлин на молочные продукты. Но почему вдруг сложилась такая ситуация?

 

Действительно, шансов на замедление инфляции по сравнению с прошлым годом, на выход на показатель по 2007 г. 8%, уже не остается. Уже в августе было ясно, что хотя инфляция на потребительском рынке составляла в целом 0,1%, впервые за предыдущие 5 месяцев, уступив аналогичному показателю прошлого года, однако это связано с временными факторами – с падением цен на плодоовощную продукцию. Было видно, что инфляционная волна, связанная с ростом цен на продовольствие,  уже накатывает, так как  базовый индекс потребительских цен увеличился в августе на 1% с лишним, и мы об этом писали. То есть инфляционная угроза со стороны продовольственного рынка висела в воздухе, но в процессе предвыборной суеты о ней просто могли забыть, тем более, что это не монетарный фактор, а в начале года более актуальна была борьба со стерилизацией ускоряющегося притока капитала. Согласованность действий министерств и ведомств на макрофронте была слаба, а дискреционная подгонка ситуации к равновесию не всегда срабатывает, в том числе в силу очень быстрого проявления негативных симптомов из-за структурных особенностей российской экономики.  Такова жизнь и цена самоуспокоенности и самодовольства.

 

Я просто укажу на некоторые причины, почему обычным людям кушать стало дорого

 

Именно в этом году от мировых товарных рынков мы заразились инфляцией, лихорадкой на рынке продовольственных товаров, еще раньше, чем при заражении финансовых рынков от американской ипотеки. Растут цены на молоко и на молочную продукцию, причем не только у нас, но, например, в США, в Китае. В Китае на этом фоне уже зреют чуть ли не голодные бунты.  Кроме того, имеется связь с Европой. Нужно иметь в виду, что мы до сих пор сухое молоко где-то 1/3 или чуть меньше закупаем в Европе. Я не знаю, кто в этом виноват – может, прошлое правительство, может быть, еще можно и большевиков обвинить, которые провели коллективизацию, но это было выгоднее, потому что европейцы субсидировали свое животноводство, и фермеры продавали молоко по достаточно низким ценам, что сдерживало и у нас развитие молочного животноводства. Может быть, тогда нужно обвинять, прежде всего, Евросоюз, вместе с нашим правительством, которое проморгало такую ситуацию. Но когда Евросоюз отменил субсидии на молочное сырье (несколько месяцев это обсуждая!!!), и европейские фермеры подняли цены, то только за август сухое молоко выросло в цене в России на 40%. Кто в этом виноват? Надо разбираться.  Где была наша конкурентная экономическая разведка? По идее она есть при каждой крупной корпорации. Кроме того, оптовые цены с начала года на пшеницу выросли примерно на 1/3, соответственно, подорожали хлеб и мука. Но это связано с тем, что в мире, в Европе, на Ближнем Востоке растут цены на зерно, потому что при таких высоких ценах на нефть растет выгодность производства из зерна биотоплива, как альтернатива бензину-керосину. В США посевы кукурузы выросли в этом году на 20% только для производства биотоплива, но сократились площади для пшеницы.  В этом случае, высокая цена биотоплива ниже высоких цен на бензин, получаемого из дорогой нефти. Кроме того, растет использование зерна в качестве корма скоту в Азии,  и цены на него могут расти еще минимум года два-три, так как его запасы сократились.   Урожай зерна в этом году очень плохой в США, Канаде и особенно в Австралии, где он из-за засухи меньше на 20%.  Поэтому российские производители могут либо продавать зерно на экспорт, либо повышать внутри страны.

 

Естественно, экспортные пошлины могут эту тенденцию сдержать, но  почему их раньше не ввели?

 

В этом, наверное, есть какая-то вина правительства, что не среагировали, находясь в каком-то сне. Наконец,  у нас растет в сельском хозяйстве производство птицы и свиней, а поголовье крупного рогатого скота даже при реализации национального проекта, при реализации двух федеральных целевых программ, падает. Производство говядины стагнирует.  Кто тут виноват, честно говоря, я не знаю,  сокращение поголовья - это уже  тенденция нескольких лет. А с другой стороны – стали кушать больше говядины, потому что растут доходы, и импорт говядины пришлось увеличить на 40%. А за рубежом цены на нее тоже растут, потому что растет средний класс в Индии, в Китае, там тоже любят кушать мясо, потому что у них тоже растут доходы. Что еще можно отметить? Рост цен на бензин в этом году тоже внес свою лепту, так как не договаривались с нефтяниками, чтобы они сдерживали рост цен на бензин на подконтрольных им  НПЗ. В прошлом году, правда, договаривались, но договаривались, чтобы они их остановили в сентябре, когда уже и так они сами останавливались, так что толку в этом нет. Наверное, в начале года можно было прогнозировать изменение ситуации на мировых товарных рынках и понять, что в этом случае обещания 8% инфляции и снижение инфляционных ожиданий на фоне ее замедления по сравнению с прошлым годом  зависят не только от инерции и  от наших благих пожеланий, но и от внешних факторов, от которых российская экономика очень сильно зависит.

 

Сейчас нужно отделить мух от меда.

 

С одной стороны, можно говорить, что частично цены растут из-за монопольного сговора. Но с другой стороны, если их вообще зафиксировать каким-то директивным образом, то не получит дополнительных ресурсов сельское хозяйство. А только если оно получит дополнительные ресурсы, тогда мы сможем увеличить поголовье скота, увеличить производство зерна, войти в зерновой ОПЕК с наполненным пшеницей мешком, так как пока наша доля на мировом рынке достаточно  невелика, мы занимаем, по-моему, 5 место среди стран-экспортеров. То есть, нужно понять, насколько рост цен связан с чисто рыночными факторами, и стимулировать приток капитала в сельское хозяйство, а там инвестиции резко растут в этом году, на 40% выросли. Это хорошо, значит, будет идти выправление  диспропорций. С другой стороны, нужно понять, насколько повышение цены пойдет не в сельское хозяйство, а  перекупщикам и монополистам, которые являются посредниками между производителем  и потребителем? И конечно, тут еще сыграло свою роль то, что в первом квартале и  во втором был приток капитала, а он не стерилизовался, мы не можем его нормально стерилизовать в отличие от притока экспортной выручки с помощью налогов и бюджета, не можем отсекать излишние деньги. И это уже монетарный фактор, влияющий на инфляцию. Но сейчас это уже не актуально, потому что  ЦБ наоборот уже снижает резервные требования, и производит денежные инъекции в силу кризиса на мировом финансовом рынке. Поэтому, в общем-то, если бы не было еще этого кризиса на финансовых рынках, если бы шел приток капитала, то вообще закрутились бы такая инфляционная спираль, что всем бы стало очень плохо и очень быстро. С одной стороны не повезло, что плохо спрогнозировали тенденции на товарно-сырьевых рынках и продовольственную инфляцию. С другой стороны, финансовый кризис затормозил немножко влияние денежной массы. Вот такая сложная ситуация.

 

Речь идет о тотальной зависимости российской экономики от мирового рынка?

 

У нас серьезная зависимость по многим каналам – со стороны торговых потоков, со стороны источников инвестиций в основной капитал и рефинансирования накопленных внешних долгов- 212 млрд. долл. реальным сектором и 130 млрд. долл. – банками, со стороны формирования ресурсной базы по длинным деньгам для выдачи длинных кредитов внутри страны, так как свои депозиты короткие.

 

Может быть, отказаться от рыночных элементов и заменить их «опытом Венесуэлы»?

 

Рынок всегда прав, но конечно в разумных границах,  возможно и вмешательство, но не волюнтаристское, а просчитанное, баланс эффектов от вмешательства должен быть просчитан по специальным методикам, которые есть у чиновников многих стран, в частности в США. Это тоже технология, которой у нас пока нет, и которая нужна не меньше, чем нанотехнология. Однако, увлекаться дирижизмом нельзя, так как при этом побочным эффектом может стать появление прожорливых «франкенштейнов» и «шариковых» в лице переродившихся госкорпораций и прочего. Кроме того, при правильном использовании рыночных методов при стабильно сильной и справедливой конкуренции рынок сам исправляет диспропорции, а не загоняет их вглубь. Кроме обычных мер по защите от возможного развертывания кризиса, за которые ответственно правительство, биржам и частным компаниям, пора, наверное, запускать фючерсы на инфляцию, а также кредитные деривативы, но все-таки пока не дефолтные свопы, они не будут пользоваться спросом.

 

15 октября 2007

15 октября, 2007 г.