Валерий Викторович, министр транспорта Игорь Левитин заявил, что строительство платных дорог на условиях ЧГП под угрозой срыва. Причины в том, что не выделяются деньги на подготовку территорий к строительству и до сих пор не выделены средства на само проведение конкурсов по отбору компаний, которые будут участвовать в этом проекте. Но самое интересное – то, что в качестве препятствия министр указывает и нерешенность вопроса «о гарантировании государством риска недостаточного спроса на услуги платных дорог». Получается, что государство должно гарантировать бизнесу, что деньги, которые он вложит, стопроцентно окупятся, а если не будет спроса, то государство бизнесу компенсирует затраты. С какой стати такие льготные условия для частного инвестора в таком коммерческом проекте?
Платные дороги – это проекты, финансируемые из Инвестфонда. В принципе опросы, правда, пока немногочисленные, например это ИРП, показывали, что действующая практика рассмотрения заявок на софинансирование из инвестиционного фонда РФ рассматривается бизнесом как приемлемая с точки зрения трудоемкости подготовки запроса и прозрачности процесса принятия решения. Инструмент значим, так как при его отсутствии планируемые инвестиционные проекты едва ли будут вообще реализованы. Однако, существуют серьезные риски, которые представители бизнес-сообщества связывают, прежде всего, с неравенством партнеров, участвующих в соглашении, и со слабой проработанностью вопросов о возмещении убытков в случае невыполнения государством условий инвестиционного договора, так как партнеры по определению не равны – государство является одновременно и партнером по договору, и партнером, устанавливающим правила игры по заключению и исполнению этих договоров.
Что это за механизм гарантирования спроса? Это создание монополий? То есть, строим платную дорогу без альтернативной бесплатной?
В общем, конечно, любая рыночная деятельность предполагает некий риск, и «лучший» способ устранения риска – это взятие государством на себя его в полной мере, но все дело в том, что бюджета на все не хватит, у нас же рыночная экономика и значительная часть национальных сбережений аккумулируется частным бизнесом и домашними хозяйствами, и, кроме того, госинвестирование при нарастании сверх критических пределов будет не эффективным. Нужно именно соинвестирование, значит, нужна проработка вопросов о том, как создать юридические условия для повышения степени ответственности государства и роста доверия бизнеса. Это дело техники, но техника реализации не менее важна, чем хорошая стратегия. То кто играет в шахматы, знает, что зачастую труднее всего реализовать полученное преимущество, выиграть уже казалось бы выигранную позицию. Так и мы можем упустить возможность подвергнуть сомнению тезис о т.н. «ресурсном проклятии», висящем над российской экономикой, успешно диверсифицировав экономику за счет экспортных доходов и притока инвестиций.
А если отойти от вопроса о платных дорогах, и говорить о ГЧП в целом. Много говорилось, планировалось и т.д. Был создан Инвестфонд, деньги из которого должны на это направляться. Но прошло уже довольно много времени, процесс стоит на месте, и возникает вопрос – а не дискредитируется ли сама идея частно-государственного партнерства? Не получается ли так, что бизнес на все это посмотрел, и решил, что ему это не надо?
На самом деле, рост инвестиций ускоряется, но это связано не с механизмами ГЧП, по крайней мере, не только с ними. Если смотреть на отраслевые источники инвестиционного рывка в этом году, то это сельское хозяйство, где ГЧП мало развито, скорее, туда просто пришли сырьевые компании. Это железные дороги, но здесь рост инвестиций не результат ГЧП, а просто выполняется план правительства по реконструкции дорог, и отрасль развивается. У нас еще есть резво увеличивающий инвестиции в этом году сектор добычи полезных ископаемых, но там просто прошел шок от дела ЮКОСа, а восстановление и наращивание инвестиций там необходимо, потому что переходят к добыче в новых труднодоступных северных районах. И наконец, транспорт – это тоже в значительной мере связано с нефтяной и газовой трубой. А все остальные сектора обрабатывающей промышленности пока не лидеры роста инвестиций – там темпы их увеличения в этом году мизерные, и там нужно ГЧП. В ключевых секторах обработки темп инвестиций отстает от роста выпуска - это металлургия, химия, нефтепереработка, машиностроение. Одна из бед нашей обрабатывающей промышленности состоит в том, что низка доля внутриотраслевой торговли и преобладает межотраслевая торговля, в том числе во внешнеторговой деятельности, в результате мы не используем экономию на масштабах производства, предприятия не встраиваются в кооперационные цепочки с развитым разделением труда. Причем дело даже не только в международных цепочках, а в налаживании кооперационных связей внутри страны – прежде всего в химии и в машиностроении. Эти связи очень неустойчивы, потому что в последние годы идет передел этих отраслей. Туда пришло и государство, и сырьевики, и там постоянно либо идут поглощения, либо сохраняется их угроза, а тот, кто играет в шахматы знает, что зачастую угроза страшнее ее исполнения. Об этом же говорят и выводы behavioral economics при изучении реакций менеджмента на угрозу поглощения компании.
Но в этих секторах нельзя подняв конкурентоспособность одного завода, например, создать конкурентоспособный автомобиль, это дело для тысяч зачастую небольших, но конкурентоспособных предприятий. В этом направлении также нужно двигаться. Если не удастся наладить ГЧП при строительстве дорог, то давайте перенаправим госресурсы в качестве катализатора в эти четыре сектора – машиностроение, химия, нефтепереработка и металлургия.
Направлять деньги на ГЧП необходимо именно через механизм Инвестфонда, или все-таки стоит как-то скорректировать подход к вопросу?
Если, через механизмы Инвестфонда, то их надо скорректировать, потому что в перечисленных выше отраслях гораздо менее крупные предприятия, и как-то надо демократизировать получение средств из Инвестфонда, так как это пока по силам только крупным компаниям, но при этом необходимы четкие правила для всех по получению средств, чтобы снизить риск коррупции. С другой стороны, возможны и иные источники, например, через региональные Банки развития, которые в принципе желательно создать, учитывая опыт других стран, где часто существует система банков развития, а не один банк-монополист.
Выделять из бюджета деньги в отдельную структуру нужно? Или можно в бюджете предусмотреть статью - средства, направляемые на инвестиции в ЧГП?
Это вопрос, требующий специального изучения. Процедура утверждения бюджета очень консервативна, и принятые решения трудно изменить. Поэтому должен быть и менее бюрократизированный механизм. Бюджет – это бюджет, а инвестфонд и прочие механизмы соинвестирования – это отдельно. При этом нужно увязывать вертикальные меры господдержки, т.е. некие отраслевые приоритеты, с горизонтальными, с превалированием последних, чтобы снизить риск неудачи политики в условиях быстро изменяющейся системы конкурентных преимуществ на мировом рынке.
21 августа 2007