• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

«Ресурс», который парализует российскую экономику

Сейчас в деталях обсуждают все аспекты капиталистической экономики в России, не отдавая себе отчета в том, что капитализма в его общепринятом понимании в России практически нет.

 

В истории человечества капитализм развивался постепенно снизу за счет самоорганизации множества частных предпринимателей, движимых личным «корыстным» интересом (такова природа человеческая). Это был долгий процесс, пока не были отработаны условия (правила игры), которые нужно соблюдать для такой экономической самоорганизации. Они были шаг за шагом закреплены законодательно капиталистическим государством. После этого достаточно было создать необходимые благоприятные условия, чтобы капиталистическая экономика развилась очень быстро. Такая самоорганизация экономики из множества «элементарных» субъединиц-участников процесса согласуется с более общим законом природы: самоорганизацией макросистем из элементарных составляющих, например, рост кристалла из атомов. Для этого нужно только создать необходимые условия.

 Одним из главных условий капиталистической самоорганизации частных предпринимателей является их конкуренция, которая и привела к возникновению рынка. При этом чем шире рыночное пространство, тем жестче конкуренция, но и «на кону» пропорционально больше. Только на самом большом – мировом рынке экономика может раскачать крепкие мышцы.

 А что же с этой точки зрения произошло и происходит в России? Вместо создания благоприятных условий для частного предпринимательства, абсолютно необходимых для развития новой экономической структуры, решили перестроить социалистическую экономику в капиталистическую сверху. При этом по инерции после социализма стали делать это директивно, не с учетом экономических законов, а как удобно сверху («сила есть - ума не надо»). Уже в самом начале российского капитализма самые лакомые куски социалистического народного хозяйства были распределены между принципиально немногими функционерами, приближенными к власть имущей администрации. Так было удобно: несколькими доверенными лицами легче управлять. Конкуренция при этом определялась только близостью к администрациии, т.е административным ресурсом. Он шаг за шагом заменил реальную конкуренцию в экономике и распространился через поддерживающих многоуровневую вертикаль чиновников сверху до низу. В результате, движущая капиталистическую экономику «погоня за прибылью» через жесткую конкуренцию на мировом рынке подменена в современной «вертикальной» России борьбой за административный ресурс. Все сейчас активно обсуждаемые механизмы капиталистической экономики с участием государственных средств: венчурные фонды, аукционы, тендеры, конкурсы, включая распределение грантов, и прочее превратились не более чем в бутафорию, прикрывающую практически всё определяющий административный ресурс. Как правило, побеждает не лучшее, а «договорное» с организаторами предложение.

 Сейчас во всю обсуждается создание экономических зон как «оазисов», затравок настоящей капиталистической экономики. Это особенно важно для развития наукоемкой инновационной индустрии. Но ведь административный ресурс без проблем достанет и задавит реальную конкуренцию и в экономических зонах.

 Огромный вброс административного ресурса происходит сейчас при создании Роснанотеха с его как специально придуманной многоуровневой конкурсной системой. Парадоксально, но это на корню задавит абсолютно необходимый для раскрутки конкурентоспособной наноиндустрии класс частных предпринимателей. Уже сейчас идет активная борьба за контроль над этим ресурсом, какие там предприниматели и ученые с их прорывными нанотехнологиями... Не до них. А ведь только эти «частные» действующие лица могли бы реально обеспечить достойное место России в жесткой конкуренции на мировом рынке нанотехнологий.

 В результате, вместо развития экономики через конкурентный капиталистический рынок происходит примитивное перераспределение (циркуляция) собранных в виде налогов народных средств в частные карманы, которые вывозятся за рубеж. Получается такой суверенно российский вариант «открытой экономики». При этом сама экономика всё более закрывается внутри страны, чтобы не ускользнуть от административного ресурса. Несмотря на то, что при этом теряется эффективность, а значит и объем ВВП, высокий процент неотвратимого отката компенсирует чиновникам эту недостачу.

 Рост ВВП из-за высоких цен на нефть, без развитой экономической рабочей инфраструктуры приводит только к «ожирению» государства. «Жир» откладывается в Стабфонде и не только не способствует развитию конкурентоспособной экономической мускулатуры, но только её расслабляет.

 Необходимая жесткая конкуренция возможна только при четком законодательстве, определяющем правила игры для предпринимателей. Это как в слаломе, выиграть можно только отжимая по траектории все, что допустимо: наваливаясь на флажки, но не сбивая их... Но ведь это возможно только, если трасса четко размечена и флажки хорошо видны. В противном случае выиграет всегда тот, кто сговорится с судьями. В экономическом соревновании законодательно размытая трасса – раздолье для административного ресурса.

 Основанная на административном ресурсе современная российская экономика существенно уступает по эффективности не только капиталистической, но и социалистической, когда государство несравненно строже контролировало ВВП.

 Обычно административный ресурс, как главное зло, не сильно «светится», оставаясь в тени общепризнанной и заклейменной напасти - коррупции (платы за этот главный «ресурс»). Важно осознать, что сама коррупция как соизмеримая с бюджетом потеря совокупного общественного продукта, наносит экономике куда меньший ущерб, чем вытеснение административным ресурсом реальной конкуренции. Если снять этот «хомут», экономика наработает много больший общественный продукт, даже по сравнению с огромной коррупционной утечкой (вычитанием) из бюджета. Капиталистическое умножение с лихвой может компенсировать это вычитание.

 С учетом этого, я думаю, что для всех, включая чиновников, намного лучше был бы такой мыслимый вариант. С самого начала часть (не более 10%) налогов оставлять чиновникам «на кормление» с жестко контролируемым обязательством с их стороны отказаться от их «частно-побирательской» инициативы, дезорганизующей конкурентный экономический процесс. Российскую экономику законодательно открыть в жестко конкурентную мировую с её огромными возможностями для развития. В таких условиях российская экономика наработает мощную «мускулатуру», её эффективность сильно возрастет, соответственно существенно увеличится валовой продукт, так что даже 10% от налогов дадут чиновникам не меньше. В условиях открытой экономики начнет развиваться общероссийский (и СНГ) рынок, что породит естественные центростремительные экономические связи. При этом для поддержания «вертикали» достаточно будет намного меньшей (разумно необходимой) принудительной компоненты. Этот вариант намного естественнее и давно работает в странах развитого капитализма, в том числе с федеративной структурой. Это ведь как в дзюдо, вместо того, чтобы «крутить рога» сопернику (в данном случае экономике), лучше много меньшим усилием положить его в ту сторону, в которую его самого тянет.

 Административный ресурс - очень серьёзная системная проблема, которая обрекает на неудачу самые благие намерения как сверху, так и снизу. Без существенного подавления ключевой роли этого «ресурса» в экономике (устранить совсем эту «чуму» невозможно) у России нет пути вперед. В такой ситуации обьективно и верхи (государство) и низы (частные предприниматели) имеют сильный общий интерес. И это обнадёживает.

31 июля, 2007 г.