• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Мораль президентской басни такова

По просьбе редакции OPEC.ru Предложения Президента Путина напугали финансовый истэблишмент комментирует Валерий Миронов

Валерий Викторович, Президент Путин порекомендовал министрам подумать над идеей вложения государственных средств в акции российских нефтегазовых компаний. Он задал вопрос – почему правительство вкладывает средства в иностранные бумаги и не хочет вкладывать в акции отечественных производителей нефти и газа? Более того, Путин отметил, что в условиях роста цен на энергоносители, падение цен акций этих компаний выглядит неестественно, и предложил правительству с этим что-то сделать. По сути дела, речь идет об интервенциях. У нас многие эксперты и аналитики говорили, что хватит поддерживать западные экономики деньгами Стабфонда, однако эти предложения Путина большинству из них не понравились. Почему?

 

Ответ на ваш вопрос можно разделить на две части – что вкладывать, и если есть, что, то куда, в какие активы? Если говорить о том, что вкладывать, то это либо Стабфонд,  который  с 1 марта будущего года будет называться Резервным фондом, а размер его будет ограничен 10% ВВП – по итогам будущего года это около 120 млрд. долл., либо фонд будущих поколений, куда будут зачисляться нефтегазовые налоги за вычетом нефтегазового трансферта в бюджет, размер которого будет плавно снижаться к 2011г. до примерно 3,7% ВВП.

Если говорить о возможности вложения средств Стабфонда в акции нефтяных компаний, т.е. фактически внутри страны, то это противоречит концептуальной идее его создания с ориентацией на уровень структурного баланса бюджета, т.е. баланса, очищенного от влияния ценовых колебаний на мировых товарных рынках, а вовсе не от факторов экономического цикла, как иногда заявляют в Минфине, так как цикла как такового в российской экономике пока никто не выявил.  С этой точки зрения Стабфонд – он же Резервный фонд, если и может вкладываться внутри страны с учетом ограничений по росту денежного предложения, то  вряд ли в акции нефтегазовых компаний, так как это не будет способствовать диверсификации экономики как средству защиты экономики в целом от колебаний на мировых сырьевых рынках. 

Пока же средства Стабфонда, формируя пассив ЦБ,  размещаются им вместе с другими пассивами в золотовалютные активы в форме наличных денег, банковских депозитов в банках-нерезидентах (с рейтингом не ниже "А" по классификациям "Fitch IВСА" и "Standard and Poor's" или "А2" по классификации "Moody's"), а также в форме государственных ценных бумаг, выпущенных нерезидентами, имеющих аналогичный рейтинг. Очень консервативно? - Да. Есть ли внятная и концептуально – цельная альтернатива? Пока в широком обороте не видно. Хотя, несомненно, она может появиться. 

Возьмем фонд будущих поколений – ФБП. В соответствии со своим названием он ориентирован на долгосрочную перспективу, как правило, такие фонды инвестируются в зарубежные активы, но в принципе при недостаточности денежного предложения внутри страны они  могут инвестироваться и в национальную экономику, но опять же с ограничениями для нефтегазового сектора – как было при использовании кувейтского фонда будущих поколений, нефтяного фонда Омана.  Интересным примером этого рода является  трансферт из Нефтяного фонда Норвегии, достигающего 100% ВВП, в ненефтяной бюджет страны в размере не выше дохода от инвестирования нефтяных денег – сейчас около 4%, а также дележ нефтяной ренты среди граждан Аляски – в России, если бы она была Аляской,  сейчас это было бы  примерно 500 долларов в год на человека, включая младенцев.

У нас ФБП предположительно будет использоваться для соинвестирования вместе с физлицами в пенсионную систему, значительная сумма будет вложена в уставной капитал создаваемого банка развития.  При сохранении высокого уровня нефтяных цен и при увеличении источников подпитки  фонда будущих поколений за счет налога на прибыль нефтяных и газовых компаний, чего пока нет, а может быть, и за счет налогов  на другие сырьевые экспортные товары, ФБП будет расти. Однако, естественным сдерживающим фактором для его инвестирования внутри страны помимо причин, связанных с инфляцией, будет достаточно низкий размер Резервного фонда – лишь около 2/3 ежегодных расходов федерального бюджета. Поэтому подспудно будет присутствовать желание обеспечить достаточную ликвидность вложений из ФБП. При этом если говорить о нефтяных голубых фишках, то нужно учитывать, что уже в конце прошлого года котировки бумаг большинства нефтяных компаний по оценкам инвестиционных аналитиков достигли или превысили свои справедливые курсы с точки зрения фундаментальных показателей. Возможно, и сейчас они имеют это в виду, когда выступают против идеи Президента, так как такое вложение госсредств не даст в краткосрочном плане нужной доходности.  С другой стороны, мы все хорошо знаем, что сама по себе справедливая цена акции – это величина, производная от целого ряда макроэкономических показателей, в том числе процентных ставок,  от прогноза доходов данной компании, от прогноза инвестиций.  Все эти величины очень изменчивы, что меняет оценки справедливой цены. Однако оценить долгосрочную доходность от вложений в акции российских нефтяных компаний достаточно сложно, что сильно снижает эффективность инвестирования в них средств из фонда будущих поколений.

 

А обоснована ли такая точка зрения, что если государство начнет проводить интервенции на рынке акций внутри России, то это приведет к еще большему падению капитализации компаний? Иностранцы испугаются, решат, что у компаний совсем все плохо, и начнут выходить?

 

На рынке акций действительно существуют психологические закономерности, которые не объяснятся традиционными экономическими стереотипами мышления. В частности – это стадный мотив, значит, инвесторов действительно можно испугать даже госинвестициями, если число паникеров превысит некий критический уровень. В связи с этим – большой вопрос, дадут ли такие госинвестиции даже сиюминутный результат, не говоря уже о долгосрочном, о котором я говорил выше? Кроме того,  падение цен на акции нефтяных компаний наметилось не вчера. Уже в прошлом году при росте российского рынка акций в среднем  на 60-80%, нефтяные котировки отстали, так как интерес участников рынка переключился с акций нефтегазовых компаний – традиционных в последние годы лидеров рынка – на другие сегменты: электроэнергетику, банковский сектор и связь. В результате акции таких эмитентов, как Ростелеком, Сбербанк и РАО «ЕЭС России», за 2006 г. выросли более чем в два с половиной раза (к декабрю предыдущего года), что существенно выше рынка в целом.

Спрос на акции энергетического сектора был связан с проведением реформы электроэнергетики. Ралли по акциям банковского сектора подогревалось планами по проведению дополнительного размещения акций Сбербанка и ВТБ в 2007 г. Рост цен акций телекоммуникационных компаний был вызван ожиданием реструктуризации «Связьинвеста». Мораль сей басни такова – если нефтяные компании продемонстрируют рынку, что они будут меняться изнутри и повышать устойчивость своего развития, в том числе воздействовать на слабые точки инвестиционного сообщества как единого целого, то они смогут рассчитывать на новый рост котировок, а госинвестиции здесь вряд ли нужны. Скорее их нужно направить на подготовку IPO компаний несырьевого сектора, доступ которых к внутрироссийскому кредитному рынку лимитирован высокими ставками по банковскому кредиту. Кроме того, государство может повлиять на инвестиционную привлекательность экономики в целом, ориентируясь на факторы, привлекающие портфельных и прямых инвесторов, что позволит при необходимости компенсировать тенденцию к сокращению торгового сальдо и притоку валюты на внутренний рынок и выиграть время для перенастройки макрополитики, если произойдет снижение нефтяных цен. Нефтянку в конце концов можно поддержать снижением налоговых ставок, так как существующие оставляют в распоряжении компаний лишь незначительную часть прироста  нефтяной выручки.

 

23 мая 2007

23 мая, 2007 г.