Валерий Викторович, наши естественные монополии сейчас активно строят долгосрочные планы и подсчитывают необходимые расходы. Так РЖД запросили $385 млрд. до 2030 г., РАО ЕЭС нужно от $423 до 542 млрд. до 2020 г., а Газпром хочет до 2030 г. от $343 до 420 млрд. В случае Газпрома это должно обеспечить к 2030 г. рост добычи газа в стране от 24% до 44%, а у самого Газпрома – 20%. Естественно, основная нагрузка при таких объемах инвестиций ляжет на государство, независимые производители и внешние инвесторы могут обеспечить ограниченное количество инвестиций. Если считать по минимуму, то ежегодно до 2030 года на нужды естественных монополий должно идти по $50 млрд. долларов, а в целом объем необходимых инвестиций превышает годовой ВВП (в 2006 году ВВП достиг $1 трлн.) Не слишком ли завышены аппетиты монополистов и откуда взять такие деньги?
В принципе дополнительные деньги в экономике есть – сейчас разрыв между национальными сбережениями и инвестициями во внутренние активы составляет около 10% ВВП и если его сократить хотя бы на 5%, то получится как раз искомая сумма в 50 млрд. долл. Вопрос в другом – нет ли альтернативных направлений вложений для этих денег? Уже в 2006 г. доля большой тройки естественных монополий – электроэнергетика в целом, РЖД и Газпрома с учетом вложения в трубопроводы – достигла в общем объеме инвестиций 17% по сравнению с 15% в 2005 г., и если брать их инвестиционный рост на ближайшие три года, тот, который заявлен более четко, в отличие от долгосрочных планов, то к 2009 г. эта доля достигнет 26% всех инвестиций в экономике. Вопрос в том, завышены или нет эти и более долгосрочные оценки – зависит от значительного числа факторов, в том числе, от изменения структуры топливно-энергетического баланса. И на срок более трех-пяти лет что-то планировать достаточно сложно. Кроме того, есть тенденция к тому, что рыночные сигналы будут в будущем в гораздо большей степени регулировать инвестиционные потоки в данных отраслях. Помимо реформирования на прагматичных рыночных принципах РАО ЕЭС России, постепенно будет углубляться реформа на железнодорожном транспорте и начнутся серьезные подвижки в газовой отрасли. Хотя, несомненно, здесь существуют проблемы, потому что мировой опыт регулирования и реструктуризации естественных монополий с точки зрения выделения естественно-монопольных и конкурентных видов деятельности пока не дал однозначного решения проблемы притока инвестиций. Где-то снизились цены – в ряде стран, производящих реформу электроэнергетики, например, в Норвегии, но нет пока однозначного ответа, повышают ли реформы инвестиционную привлекательность в достаточной степени, чтобы финансировать долгосрочные, очень капиталоемкие проекты. Поэтому проблемы существуют, и вопрос о том, где взять деньги, является определяющим. Пока существуют надежды на финансовый рынок. Если посмотреть источники финансирования в программах холдинга РАО ЕЭС России на 2006-2010 гг., то мы видим, что доля собственных средств в финансировании инвестиций снижается с 70% в 2006 до 26% в 2008, а доля привлеченных источников соответственно увеличивается. В том числе, это эмиссия дополнительных акций, плата за технологическое соединение, средства от продажи активов и IPO и прочие перспективные проекты, по которым источники уточняются. Очевидно, что это будут рыночные источники. Нужно изыскивать и апробировать альтернативные механизмы приватизации естественных монополий в рамках богатого мирового опыта. Есть много рецептов с точки зрения реформирования, например, в РЖД можно выделять конкурирующих перевозчиков в одном направлении, то есть механизм более глубокой реструктуризации может быть использован. Не говоря уже о реформировании Газпрома, которое активно обсуждалось в начале двухтысячных годов. Потом разговоры прекратились, но не в силу того, что этого не нужно делать, а в силу наличия большого объема задолженности у компании. Но сейчас ситуация серьезно изменилась, диверсификация компании усиливается и вопрос реформирования становится актуален.
Сейчас складывается впечатление, что естественные монополии, в том числе, и Газпром, в своих инвестиционных программах планируют двигаться как бы инерционным путем, за счет этого требуются большие инвестиции. Можно было бы понизить стоимость долгосрочного развития за счет внедрения инновационных технологий и так далее?
Вопрос об инновациях, в том числе новых технологиях действительно актуален. Есть много примеров того, как даже простая реорганизация производственной системы на наших предприятиях позволяет увеличить производительность труда на 20-30% в год, что многократно покрывает все затраты на консалтинг. Если взять страновые рейтинги конкурентоспособности, то в последние годы Россию тянет вниз не только рейтинг неразвитости институтов, хотя они у нас, конечно, очень плохие, но сопоставимы со странами с примерно таким же уровнем ВВП на душу населения. А нас тянет вниз индекс технологического развития. Технологии – это болевая точка наряду с институтами, и вложения в их развитие могут быть эффективнее вложений в конкретные проекты на базе существующих технологий. Поэтому стоит поискать какие-то новые формы стимулирования технологического развития. Нужно уходить от конкуренции по издержкам, что свойственно странам, которые конкурируют при наличии незагруженных производственных мощностей, к конкуренции по инвестиционной привлекательности, на основе которой конкурируют страны, которые нуждаются в серьезной модернизации. При этом в экономической политике важны процессные и технологические приоритеты. Если нацелиться на конкретный продукт, то можно промахнуться как американцы в начале девяностых годов провалили программу поддержки отрасли по производству жидкокристаллических мониторов – она ушла в страны ЮВА, а японцы ранее – по развитию своего авиапрома. Однако, поддержка развития новых технологий, имеющих широкий спектр применения, менее рискована, при этом для повышения адаптивности экономики может поддерживаться достаточно широкий круг исследований и работ в новых технологических направлениях, чтобы при необходимости сосредоточиться на том, который выходит на авансцену, отказавшись от остальных «опционов».
17 апреля 2007