• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Управление знаниями: нужные знания нужным людям в нужное время

«Мы столько можем, сколько знаем» (Фрэнсис Бэкон)

 

Знания являются силой – это стало понятно уже несколько веков назад. Чтобы мы могли воспользоваться этой силой, необходимы, по крайней мере, два условия: важно знать, что именно мы знаем, и иметь доступ к нужным знаниям. Именно эти задачи решатся с помощью процессов, объединяемых в понятие «управление знаниями». Или, перефразируя Билла Гейтса, «нужные знания должны быть доступны нужным людям в нужное время». Только тогда знания помогут нам в достижении желаемых результатов.

 

Крепнет интерес к практическому управлению знаниями в российских компаниях – от небольших организаций с количеством сотрудников в несколько десятков человек до огромных корпораций с многотысячным персоналом. По результатам одного из опросов «КМ Клуба», более трети его участников (32%) отметили наличие процессов управления знаниями в своих компаниях.

 

Состоявшаяся недавно конференция «Управление знаниями компании», организованная компанией Инфор-Медиа и газетой «Известия» при поддержке «КМ Клуб Марии Мариничевой», еще одно тому подтверждение. Эта конференция – наиболее значимое событие по тематике «управление знаниями» в нашей стране: во-первых, в числе докладчиков и слушателей представители крупнейших российских компаний. А это подчеркивает важность управления знаниями для нашей страны. Во-вторых, впервые в России выступили известные практики управления знаниями, наши зарубежные коллеги Крис Колисон (директор и владелец Knowlegeable Ltd, автор недавно переведенной на русский язык книги «Учитесь летать»), Джерри Эш (исполнительный директор Association of Knowledgework),Гарри Колет(партнер Evolutionary Ltd) и Ричард Кросс (директор MCH Global).

 

Конференция прошла под председательством эксперта по управлению знаниями директора «КМ Клуба» Марии Мариничевой. В программу конференции были включены все те основные тематики, которые важны и необходимы для понимания сущности процессов управления корпоративными знаниями, их стратегии и тактики, принципов успеха и факторов риска.

 

Крис Колисон проиллюстрировал свое выступление «историями успеха» из практики управления знаниями в Бритиш Петролеум, выделив основополагающие принципы успеха: «учиться до», «учиться во время» и «учиться после». Препятствуют же успешному развитию процессов обмена знаниями распространенные стереотипы мышления людей: синдромы «стыдливой мимозы», «звездной болезни», «изобретено не здесь» и «настоящие мужчины не нуждаются в указаниях». Яркие метафоры Криса запомнились участникам конференции.

 

Методика онтологического инжиниринга, позволяющая сделать видимыми структуры корпоративного знания, была представлена доктором ф-м наук, профессором, чл.- корр. РАЕН, президентом Российской ассоциации искусственного интеллекта, заместителем директора Института системного анализа РАН Геннадием Осиповым. Евгений Калюжный (партнер и руководитель Академии Делойт СНГ) рассказал о том, каким образом следует рассчитывать затраты на внедрение систем управления знаниями. Не обошлось без критики: Анна Рыжова (Заместитель директора дирекции корпоративных проектов, Институт корпоративного развития, Группа компаний «Ренова») справедливо отметила, что не стоит путать «управление знаниями» с другими, повсеместно применяемыми процессами, имеющими отношение к управлению человеческими ресурсами.

 

Особенно важными для участников конференции были практические кейсы – «истории успеха», представленные Денисом Волковым (ведущим специалистом по управлению знаниями компании «Оракл»), Дмитрием Афанасьевым (директором Корпоративного Университета «Северстали»), Кириллом Петровым (управляющим директором «I-Free»), Юлией Шарковой (начальником отдела внутрикорпоративных коммуникаций «Вымпелкома»), Джерри Эшем. Ведь каждый из кейсов не только подтверждает творческий потенциал инициаторов процессов управления знаниями в этих компаниях, но также иллюстрирует неповторимость тактики и сочетания инструментария в каждом отдельном случае.

 

Кирилл Петров выразил секрет успеха управления знаниями в своей компании кратко: «Просто делай!»(Just do it) и дал новичкам такие рекомендации: «Сделать акцент на результатах, которые система KM должна принести компании. Критически осмысливать все инициативы, которые вы собираетесь внедрять. Ни в коем случае не сводить KM только к набору инструментов, - инструментами еще нужно уметь и хотеть пользоваться. Инструмент не решит проблему, проблему могут решить люди, вооруженные инструментами». А Геннадий Осипов отметил следующие факторы успеха: «Необходима заинтересованность первого лица – иначе это пустая трата времени и средств, а также четкое понимание, что КМ системы вводятся не для повышения комфортности работы персонала, а для роста эффективности деятельности компании. Поэтому функционально они должны содержать не только средства поддержки документооборота (это только базис), но и средства мониторинга основных технологических процессов, средства их моделирования, поддержки принятия решений, быстрого доступа к необходимым знаниям, а также средства извлечения новых знаний и интеграции их с существующими (знаниями организации) и многое другое».

 

На конференции впервые прозвучала тема сообществ практики, которые только входят в моду в нашей стране несмотря на свое победное шествие в странах Европе и Америке уже на протяжении почти десятилетия. Доцент социологического факультета МГУ Юрий Плотинский рассказал о новом сообществе практиков, объединяющем российские инновационные предприятия.

 

Участники конференции получили также практические рекомендации от менеджера по управлению знаниями юридической компании АЛРУД Светланы Горбуновой, которая представила участникам настоящее «руководство пользователей» для работы с внешней информацией. Ричард Кросс поделился с начинающими практиками своими рекомендациями, апробированными во многих компаниях: как инициировать процессы управления знаниями, что делать, чего не делать; как «продать» управление знаниями, привлечь внимание руководства к проекту и преодолеть сопротивление коллектива переменам. Мария Мариничева охарактеризовала участникам портрет СКО (Директора по управлению знаниями) и поделилась рецептами его эффективности. Очевидно, что возрастает интерес к управлению знаниями в российских компаниях. Предстоящее вступление России в ВТО резко обострит жесткость конкурентной борьбы на всех российских рынках. Если КМ системы рассматривать как средство повышения эффективности деятельности компании – снижение издержек, рост качества и т.д. (а только так их и надо рассматривать), то спрос на КМ системы резко возрастет, более того, потребуется значительное число КМ-аналитиков, способных сформулировать цели внедрения КМ систем, необходимые организационные и технологические изменения.

 

«Вывод: КМ системы будут внедряться во всех крупных компаниях и на 20-40% – в средних», – оценил перспективы развития рынка российского управления знаниями Геннадий Осипов. Денис Волков выделил те компании, для которых развитие управления знаниями наиболее перспективно: «Особенно быстрыми темпами развитие КМ будет нарастать в компаниях и корпорациях высокотехнологичного сектора российской экономики, в особенности тех, бизнес которых базируется на применении технологий Интернет, мобильных телекоммуникаций, либо неразрывно связан с использованием информационных технологий, а также в тех компаниях, успешная деятельность которых в первую очередь зависит от их умения накапливать, создавать и использовать знания своих сотрудников – это компании сферы профессиональных услуг, консалтинговые, финансовые, юридические практики и, не в последнюю очередь, работающие на рынке образования».

 

В то же время очевидными являются и те трудности, которые препятствуют активному распространению этих новых для нашей страны процессов уже сейчас. В их числе Денис Волков справедливо отмечает «недостаточное понимание ценности такого актива, как корпоративные знания, интеллектуальный капитал, инертность руководителей многих компаний при внедрении новых подходов к управлению, скепсис в отношении новых методов управления такими нематериальными активами, как знания; однако в первую очередь, основным сдерживающим фактором развития КМ в компаниях является низкая информированность руководителей компаний об инструментах и методах управления знаниями и о тех выгодах и преимуществах, которые получает компания от внедрения и использования КМ». Геннадий Осипов подчеркнул также «Неразвитость российского бизнеса, непонимание многими топ-менеджерами преимуществ, предоставляемых КМ-системами, отсутствие конкуренции и стимулов к развитию».

 

«На этой конференции мы еще раз убедились, что нет единого понимания сущности процессов управления знаниями, как не может быть единого набора инструментария, применимого ко всем компаниям одинаково эффективно. Как говорится, давайте спросим 10 профессионалов, и вы получите 30 определений. В то же время единственным критерием эффективности управления знаниями для каждой из компаний может служить получаемая польза – возможность достижения стратегических задач, сокращение издержек и затрат, более верные и своевременные решения, эффективные взаимодействия с клиентами», – подвела итог председатель конференции Мария Мариничева.

 

Сергей Хорошев

По материалам конференции «Управление знаниями компании», организованной компанией Инфор-Медиа и газетой «Известия», с благодарностью лично Марии Мариничевой.

30 ноября, 2006 г.