У нас уже сейчас более выгодно экспортировать нефтепродукты, а не сырую нефть, поэтому в этом году добыча нефти растет на 2.5%, ее экспорт фактически стагнирует, а экспорт нефтепродуктов вырос почти на 10%. В то же время поставки нефтепродуктов на российский рынок увеличились за этот период в значительно меньшей степени – немногим более чем на 4% (первое полугодие 2006 г. к тому же периоду 2005 г.). Таковы реалии рынка, и если еще более ограничить возможности экспорта нефти, то ситуация видимо будет развиваться в том же направлении. То есть цены производителей нефтепродуктов будут в краткосрочном плане воспроизводить динамику и масштаб роста экспортных цен на нефть и нефтепродукты – средняя цена на три основных вида нефтепродуктов в первом полугодии 2006 г. была на 40% выше, чем в первом полугодии 2005 г., так же как контрактная цена на экспортированную нефть и на нефтепродукты. Можно, конечно, ограничить цены, но прошлогодний опыт показал недостаточную эффективность таких шагов.
В долгосрочном плане возможности увеличения экспорта нефтепродуктов ограничены отсталостью производственной базы наших НПЗ. Следует учитывать, что в модернизацию нефтеперерабатывающих мощностей нужно вкладывать очень большие деньги, а инвестиционный климат вообще, и в нефтяной отрасли, в частности, не очень благоприятный, а действия по его улучшению носят вялый характер. Обсуждение вариантов модификации НДПИ для целей придания ему функций налога, изымающего именно природную, а не конъюнктурную ренту продолжается уже несколько лет, в то время как с 2007 г. вступают в силу поправки в Налоговый кодекс о предоставлении налоговых каникул на разработку новых месторождений и снижении НДПИ для выработанных месторождений, федеральный закон о дифференциации акцизов на нефтепродукты пока не принят. Принятие нового Закона о недрах постоянно откладывается, как и вопрос строительства новых трубопроводов. Скопившиеся проблемы нужно решать, стимулируя производителей и госорганы не только налоговыми методами, но и пытаясь излечить их инвестиционную близорукость на основе более комплексного подхода.
Что это подразумевает?
Мы много говорим о вещественном капитале, мы развиваем инвестиции в образование и здравоохранение - в человеческий капитал, но есть еще социальный капитал, то есть, капитал доверия. Он измеряется различными путями, уровень накопления этого капитала у нас низкий – в частности, уровень доверия между властью и бизнесом. Этот капитал нужно увеличить. Степень его увеличения измеряется через число организаций гражданского общества, разных бизнес-союзов, ассоциаций, не на бумаге, а реально действующих. Есть его измерения, нужно его измерить, чтобы понять, насколько он сложный. Вообще это проблема сложная, у нее нет простых решений, в цейтноте, когда у тебя на ответ менее хотя бы пяти-десяти минут, на нее легко ответить неправильно. Такое ощущение, что у нас часто отвечают на важные вопросы, находясь в постоянном цейтноте, и проигрывают в выигрышных ситуациях как Топалов Крамнику.
А если эти меры не будут проводиться, но при этом будут вводиться какие-то запретительные налоговые барьеры для экспорта сырой нефти?
Эту проблему загонят вглубь, потому что все равно у нас бензин очень плохой, некачественный, все равно нужно модернизировать эти мощности, это гораздо более дорогие вложения, чем даже проекты в автомобилестроении.
Что в краткосрочной перспективе придется сделать нефтяникам? Экспортировать нефть станет невыгодно, мощности внутри для переработки ограничены. Останавливать скважины, затовариваться?
Мы сейчас уже не так растем, как росли ранее, не на 10%, а на 2-3% в год. Если наращивать инвестиции внутри страны будет невыгодно, может, будут инвестировать в иностранные активы, потому что финансовый ресурс внутри страны есть, а с другой стороны существует неясность, недоверие к ситуации внутри страны и такие долгосрочные вложения, скорее всего, делаться не будут. Просто будет стагнация.
Но деньги работать должны.
Они будут работать, но, скорее всего, с более низкой эффективностью, так как вложения внутри России одни из самых выгодных по оценке иностранных инвесторов. Возможно усиление процессов реэкспорта капитала. Об этом говорит анализ статистики инвестиционных потоков в первой половине этого года. Чтобы не быть голословным приведу несколько цифр. Несмотря на серьезный рост доходов экономики в последние два года, инвестиции в основной капитал выросли в первом полугодии текущего года лишь на 11,1%, а в июле - на 10,7% в годовом выражении. Объясняется данное обстоятельство не только изъятием сверхдоходов от экспорта нефти в бюджет, но и снижением склонности к инвестированию в основной капитал из собственных средств: соотношение объемов балансовой прибыли и объема инвестиций в экономике сократилось в первом полугодии 2006 г. до 65% против 72% в первой половине прошлого года. При этом после двухлетнего перерыва, по данным Росстата, возобновился рост инвестиций российских нефинансовых предприятий за рубеж, а также продолжается бум финансовых вложений, которые, в отличие от прошлого года, направляются в основном на краткосрочные цели.
В то же время иностранцы, видимо, спокойнее относятся к внутрироссийским проблемам, чем отечественные предприниматели. Во всяком случае, в первом полугодии общий объем иностранных инвестиций вырос почти на 42% против падения на 13% в первом полугодии прошлого года, а прирост прямых иностранных инвестиций также ускорился - до 42% против 32% в первом полугодии прошлого года. Как и в 2005 г., приток иностранных инвестиций более чем в полтора раза превышает отток российского нефинансового капитала за рубеж.
27 сентября 2006