• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Грубая настройка налоговой системы способствует вымыванию малого бизнеса

По просьбе редакции OPEC.ru Инфляцию перенесли на следующий год комментирует Валерий Миронов
Валерий Викторович, на днях правительство договорилось с нефтяниками об очередном замораживании цен на бензин. Возможно, это позволит до конца года несколько придержать инфляцию. Однако тут появляется вопрос – не является ли это просто отсрочкой? Сейчас нефтяники, в угоду политическим пожеланиям Президента, который говорил о необходимости обуздать внутренний рынок бензина, пойдут на это замораживание. Но ведь потом наверстают. Какова Ваша точка зрения?

В принципе, так и случилось в недавнем прошлом, после замораживания в конце 2005 года был ускоренный рост цен в начале года нынешнего. Это может повториться и в этом цикле. Но с другой стороны, такие меры сдерживания цен на бензин применяются даже в такой либеральной экономике как США, где идут дискуссии относительно ограничения нормы рентабельности, учитывая несовершенство законодательства, направленного на изъятие конъюнктурной ренты в добывающих отраслях. Поэтому тут важно рассматривать проблему комплексно и с учетом более широкого временного горизонта.

Нефтяники сетуют на то, что еще пять лет назад соотношение объемов прибыли к величине выручки было на уровне 30-40%, а сегодня это только 10%. А не слишком ли велики аппетиты?

Вообще, с точки зрения финансирования воспроизводственного процесса в отраслях желательно иметь равную прибыль относительно капитала, а не относительно оборота, тогда как когда обычно оперируют нормами прибыли к обороту.

Но норма прибыли на авансированный капитал - это пока тайна за семью печатями для нашей экономики. Это связано как с недостоверностью всего спектра оценок основных фондов, так и с «оптимизацией» прибыли для минимизации налогообложения. Так по официальным данным балансовая прибыль в два-три раза меньше реальной прибыли, так как добывающие предприятия вертикально интегрированных холдингов могут учитывать ее без зачета прибыли, аккумулируемой в холдинговых и торговых структурах. Поэтому решение вопроса о том, как определить нормальную рентабельность в отрасли, требует нетривиальных подходов. Учитывая недостаток достоверной статистики и длинных рядов, для монопродуктовых отраслей можно строить короткие имитационные модели отраслевых доходов и просто смотреть на те доходы, которые генерируются в производстве с учетом доходов, аккумулируемых в торговле, сравнивать эти доходы с фактическими объемами инвестиций и необходимыми объемами инвестиций, и отсюда делать выводы, достаточна или недостаточна такая норма рентабельности для эффективной работы отрасли сегодня и завтра. И здесь ясно, что в этом году, например, инвестиции и те средства, которые идут на дивиденды и на поглощение внешних активов сопоставимы. И это говорит о том, что пока критического положения с точки зрения налогообложения, нет. С другой стороны, ясно, что для малых предприятий, где доля экспорта невелика, в условиях существующей налоговой системы рост цен на нефть не то, что не увеличивает их доходы, а даже приводит к снижению доходов. Поэтому идет вымывание малых и средних предприятий, и еще более усиливается в силу этого возможность ценового сговора.

Некоторые аналитики видят единственную возможность что-то сделать с ценами на бензин в отмене привязки налогообложения нефтяников к мировой конъюнктуре цен на нефть. Это действительно выход?

Теоретически желательно привязывать налог на добычу полезных ископаемых к условиям разработки конкретных месторождений. И об этом уже говорят несколько лет. Но с другой стороны, это повышает коррупционную емкость всего процесса налогообложения. Потому что нужно будет назначать индивидуальную ставку налога для каждой скважины и для каждой компании как совокупности скважин. А это – палка о двух концах. Теоретически – да, практически надо попробовать, провести эксперимент и потом только выдавать рекомендации. А очень грубая настройка налоговой системы, когда ставки привязаны к нефтяным ценам, тем не менее, позволила резко увеличить налоговые поступления в бюджет, хотя, с другой стороны, имела побочный эффект, связанный с вымыванием средних и малых предприятий, а также с переносом тяжести налогообложения на розничных потребителей бензина и дизтоплива.

15 сентября 2006

15 сентября, 2006 г.