• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Инвестиционные ресурсы российской экономики превышают сотни миллиардов рублей

По просьбе редакции OPEC.ru МЭРТ РФ прогнозирует ежегодное увеличение объемов инвестиций в 2007–2009 годах во всех группах регионов РФ комментирует Кирилл Геннадьевич Андросов

Кирилл Геннадьевич, какие новые инструменты инвестиционной политики входят сейчас в область практических применений?

Действительно, сегодня создано несколько новых инструментов инвестиционной политики: концессии, Инвестиционный фонд, особые экономические зоны.

На данный момент все типовые концессионные соглашения сформированы, рассмотрены правительством, а одно утверждено. Концессии – это возможность привлечь частный капитал в строительство инфраструктуры дорог, портов, аэропортов.

Вторым важным инструментом государственной инвестиционной политики являются особые экономические зоны. Остановлюсь на двух новых типах зон – туристско-рекреационных и портовых. Рассматривая первый тип зон, отмечу, что на конкурс по отбору таких ОЭЗ мы ожидаем не менее 40 заявок от субъектов РФ. Отбор проводится в два этапа: заявки будут приниматься до 14 сентября, а конкурс будет проводиться с 15 сентября по 13 октября. До конца года будут приняты решения о формировании в некоторых субъектах Российской Федерации туристско-рекреационных зон. В России есть регионы, для которых туризм является основным для формирования внутреннего валового продукта. Создание в этих регионах особых экономических зон создаст мультипликативный эффект.

Поправки в закон об ОЭЗ относительно портовых особых экономических зон Госдума должна рассмотреть в осеннюю сессию, и, надеюсь, до конца года мы сможем запустить процесс отбора проектов для создания такого вида зон.

Как известно, с этого года начинает свою деятельность Инвестиционный фонд. На последних заседаниях Комиссии по отбору инвестиционных проектов рассматривалось несколько предложений, расскажите о них поподробнее.

На сегодняшний день прошло два заседания Правительственной комиссии по инвестиционным проектам, имеющим общегосударственное значение, на которых были рассмотрены и одобрены 7 инфраструктурных проектов. Общая стоимость этих проектов – 667 млрд. рублей, при этом государственные инвестиции составят 164 млрд. рублей, то есть 25% от всей суммы. По каждому из проектов будет сформировано инвестиционное соглашение. Финансироваться проекты будут на паритетной основе одновременно и государством, и частным инвестором. Мы берем на себя совместные обязательства.

Среди одобренных проектов: комплексное развитие Нижнего Приангарья, создание нефтехимического комплекса в Нижнекамске, строительство магистралей Москва-Санкт-Петербург и Западный Скоростной Диаметр, строительство Орловского тоннеля под Невой, выхода на МКАД в обход Одинцово и создание транспортной инфраструктуры для освоения минерально-сырьевых ресурсов юго-востока Читинской области.

В результате реализации всех проектов будет создано около 138 тысяч новых рабочих мест. Кроме того, планируется и значительный косвенный эффект, связанный, в частности, с созданием малых предприятий. Объем налоговых поступлений в федеральный бюджет за 10 лет, по предварительным подсчетам, составит около 364 млрд. рублей. Это говорит о том, что государственные инвестиции могут быть эффективными.

На последнем заседании Инвестиционной комиссии для последующего рассмотрения на Правительственной комиссии были одобрены еще два проекта: «Разработка проектной документации на создание и последующую эксплуатацию на платной основе автомобильной дороги М-4 ДОН от Москвы через Воронеж, Ростов-на-Дону, Краснодар до Новороссийска». Также было решено передать на рассмотрение правительственной Комиссии проект «Комплексная программа строительства и реконструкции объектов водоснабжения и водоотведения г. Ростова-на-Дону и юго-запада Ростовской области». Отмечу, что этот проект – первый в развитии инфраструктуры, когда частный инвестор вкладывает в 3 раза больше средств, чем государство. Следующее заседание Инвестиционной комиссии запланировано на 29 сентября в рамках Кубанского форума в городе Сочи. К этому времени мы рассчитываем получить еще 2-3 подготовленных проекта.

Какими денежными средствами оперирует Инвестиционный фонд?

Инвестиционный Фонд начал работать недавно. И в этот сравнительно небольшой промежуток времени основное внимание было сконцентрировано, прежде всего, на качественном отборе. Не было цели потратить уже в текущем году все средства Инвестфонда, выделенные на этот период.

В 2006 году общий объем Инвестфонда предусмотрен в размере 69,7 млрд. рублей. В IV квартале на финансирование семи одобренных проектов будет выделено около 4 млрд. рублей, весь оставшийся объем перейдет в средства фонда на следующий год. В 2007 году из федерального бюджета для Инвестфонда планируется выделить 90 млрд. рублей, однако к этой сумме прибавится около 65 млрд. рублей, оставшиеся в 2006 году. За счет досрочной выплаты долга Парижскому клубу, а точнее, за счет экономии на процентных платежах, может добавиться еще около 35 млрд. рублей. Таким образом, объем Инвестфонда в 2007 году составит максимум 180-190 млрд. рублей.

Есть ли расчеты по общему объему инвестиционных ресурсов, который есть сегодня в частном секторе?

Сегодня инвестиционный ресурс российской экономики измеряется сотнями миллиардов рублей, у частных инвесторов есть спрос на инвестиции. Но сдерживается он неразвитостью производственной инфраструктуры, и решить эту проблему как раз и должны новые инструменты инвестиционной политики. На развитие инфраструктуры будут направляться средства Инвестиционного фонда. Создание дорожной, портовой и аэропортовой инфраструктуры поможет бизнесу, который не может сделать этого самостоятельно. При этом, мы не делим инвесторов по принципу «резидент-нерезидент». Иностранные компании могут прийти в строительство платных автодорог. Из уже одобренных правительственной комиссией это обход города Одинцово, Орловский тоннель под Невой. Мы рассчитываем на приток иностранного капитала в эти проекты.

14 августа 2006

14 августа, 2006 г.