• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Эффективность реализации национальных проектов - критерий дееспособности нынешнего правительства

По просьбе редакции OPEC.ru Министр сельского хозяйства Алексей Гордеев сегодня на совещании в Кремле разъяснял ситуацию с предстоящей в стране сельскохозяйственной переписью комментирует Наталья Васильевна Акиндинова

Наталья Васильевна, первый вице-премьер Дмитрий Медведев потребовал от всех министерств к середине июля отчитаться по итогам шести месяцев реализации национальных проектов. Причем в отчетах должно быть отражено, как на это выделяются и расходуются средства. Что с Вашей точки зрения смогут предъявить министры Медведеву?

Рассчитывая на продолжение «эпохи дорогой нефти», Россия может не выбирать между накоплением Стабфонда, погашением внешнего долга, увеличением социальных расходов текущего характера и осуществлением национальных проектов. В финансовых возможностях бюджета при сохранении благоприятной конъюнктуры сомневаться не приходится. Другое дело - эффективность расходов, особенно на национальные проекты в социальной сфере, каждый из которых предполагает не только увеличение финансирования, но и реформирование соответствующих секторов.

Между тем трудностей с реализацией национальных проектов уже хватает. Об этом свидетельствует хотя бы то, что средства, выделенные на них в первом квартале 2006 г., были практически не освоены, да и большинство мероприятий, предусмотренных проектами, пока не начались.

Финансирование приоритетных национальных проектов (млн. руб.)

Название проекта

Закон о бюджете 2006 года

Уточненная роспись на первый квартал 2006 г.

% к годовому плану

Кассовое исполнение в первом квартале 2006 г.

% к уточненной бюджетной росписи

"Доступное и комфортное жилье - гражданам России"

21900,0

7530,1

34,4

1447,7

19,2

"Развитие агропромышленного комплекса"

14200,0

9100

64,1

274,3

3,0

"Здоровье"

57900,0

16142,9

27,9

нд

нд

"Образование"

21980,0

4491,1

20,4

нд

нд

Всего

115980,0

37264,1

32,1

 

 

Источники: Минфин, Центр развития.

Так, проект «Здоровье» предусматривает реализацию 14 мероприятий по всем направлениям совершенствования системы здравоохранения - от развития первичного звена до высокотехнологичной медицинской помощи, по каждому из которых планируется достижение определенных результатов уже в 2006 г. Пока можно с уверенностью говорить о том, что медики первичного звена начали получать предусмотренные проектом дополнительные выплаты, хотя на общей динамике зарплат в здравоохранении это практически не отразилось. Также представители Минздравсоцразвития отчитываются о начале проведения дополнительной иммунизации населения от наиболее распространенных или опасных инфекционных заболеваний (гепатита В, краснухи и гриппа).

Однако в целом о результативности данного национального проекта можно будет судить лишь по достижению конечных целей – т.е. улучшению показателей здоровья нации. Нужно сказать, что в этой области авторы проекта были наиболее осторожны. Ряд целевых показателей опирается на уже сложившиеся положительные тенденции – например, младенческая смертность за период с 2001 по 2004 гг. снизилась на 25%, а меры, предусмотренные национальным проектом, такие как проведение дополнительных обследований новорожденных детей и оплата услуг, оказываемых матерям в период беременности и родов, должны привести к ее снижению за три года еще на 8%.

Авторы проекта обеспечения населения доступным жильем, который Президент в своем послании практически обошел молчанием, были более самонадеянны. Программой было предусмотрено увеличение объемов ввода жилья в 2006 г. на 4,3 млн. квадратных метров (или на 9,9% к уровню 2005 г.), однако вместо этого в первом квартале текущего года ввод жилья сократился на 6% по сравнению с тем же периодом 2005 г. Ограничения со стороны предложения жилья и рост цен на него привели к снижению его доступности, которая и раньше была невысокой. В бюджет 2006 года заложены средства на улучшение жилищных условий 27,8 тыс. молодых семей. Однако направить эти средства по назначению пока невозможно, поскольку предусмотренные программами размеры субсидий недостаточны для приобретения жилья по рыночным ценам, а для того, чтобы строить специальное жилье под эти программы, необходимо преодолевать сопротивление местных властей, которые «придерживают» земельные участки.

Масштаб возникающих трудностей закономерен - недаром решение этих проблем так долго откладывалось, однако именно результаты, достигнутые в этих сферах, будут критерием дееспособности нынешнего правительства в глазах большинства населения.

27 июня 2006

27 июня, 2006 г.