Потребность в адекватной оценке компаний (заемщиков, поставщиков, покупателей и других контрагентов) постоянно растет с ростом экономик стран мира. Технологии по оценке кредитных рисков постоянно используются компаниями в странах с разной экономической ситуацией, включая развивающиеся страны, анализу предприятий и оценке их надежности. Эти оценки формируются в процессе предоставления компанией услуг страхования торговых операций и услуг по факторингу, а также – в процессе подготовки информационных справок о компаниях и решений вопросов по возврату долгов.
Отмечу также, что сейчас особенно быстро растет актуальность оценки надежности предприятий среднего и малого бизнеса. Поэтому технологии и методы оценки кредитных рисков учитывают эту тенденцию.
Какие технологии наиболее распространены?
Одним из инструментов таких технологий является скоринговая система, ориентированная, прежде всего, на быструю оценку рисков в рамках задач управления портфелем рисков. Эта система удобна для кредитных организаций, где есть достаточно большое количество заемщиков, стоит задача по оценке уровня кредитного риска заемщиков и управлению портфелем рисков. Для банков использование скоринга особенно актуально в условиях развития кредитования среднего и малого бизнеса.
Также скоринг (быстрый рейтинг) является способом решения вопросов реализации рекомендаций Базельского комитета по управлению рисками и резервированию капитала в кредитных организациях. Введение этих рекомендаций выгодно и перспективно для банков. Скоринг позволяет осуществить деление портфеля рисков на части с соответствующим уровнем риска и дифференцировать резервирование капитала. Этим достигается более эффективное управление рисками и оптимизация размера капитала для резервирования.
Скоринговая система представляет собой автоматизированную модель, построенную на методах статистического моделирования, и требует наличия достаточно большой базы данных по предприятиям той страны, где она применяется. Такие базы данных есть в ряде стран (Германия, Франция, Испания, Греция и др.), где созданы скоринговые модели, которыми пользуются банки и другие организации.
А в нашей стране?
В нашей стране такая скоринговая модель еще не создана. Ее создание является одной из целей Национального Рейтингового Агентства КОФАС-АРБ, учрежденного в конце 2005 г. международной компанией Кофас совместно с Ассоциацией российских банков. Стратегически мы видим возможность ее формирования в партнерстве с заинтересованными банками, которые могут в рамках некоммерческого партнерства сформировать эту базу на основе данных о своих заемщиках. Для создания модели не нужна информация о названиях компаний, контактных данных, именах руководителей и др. Важно иметь информацию о финансовых показателях, размере компании, положении на рынке, в каком секторе действует и другие данные о финансовой и хозяйственной деятельности, включая и случаи дефолтов по тем или иным обязательствам. Более того, скоринговую систему можно начинать формировать с относительно небольшой базы, потому что сама система предполагает возможность дополнения и адаптации к изменению данных со временем.
Другой инструмент – кредитный рейтинг (Coface Credit Rating - CCR), который является полуавтоматизированной технологией, в которой участвуют эксперты и определена методика получения того же результата как со скорингом, но только не в таком on-linе’овом режиме, а в течение некоторого времени (от нескльких дней до нескольких недель в зависимости от размера компании). Формирование рейтинга CCR предполагает проведение экспресс-анализа предприятия с участием экспертов выезжающих на предприятия, анализ полученной от компании информации по определенной методике и в подготовку в дополнение к рейтингу краткого комментария аналитиков. В этом случае, прежде всего предприятия выступают клиентами, потому что рейтинг формируется по заявке рейтингуемой компании с целью его использования для подтверждения надежности и устойчивости компании в рамках развития бизнеса и взаимодействия с партнерами и банками за рубежом и внутри России. Данная услуга уже предоставляется российским компаниям и помогает устойчивым и перспективным компаниям развивать свой бизнес, экспортно-импортную деятельность, расширять доступ к банковскому финансированию, повышать имидж среди акционеров, покупателей, партнеров, повышать эффективность инструментов фондового рынка, если компания использует такие финансовые инструменты.
Вы занимаетесь оценкой кредитных рисков и знакомы с ситуацией, когда многие эксперты говорят, что в России возможен кризис невозврата потребительских кредитов. Вы можете предсказать это?
Я не возьмусь предсказывать ситуацию с дефолтами, особенно в области потребительского кредитования, т.к. больше связан с оценкой рисков по кредитованию предприятий. У нас еще не такое большое количество рейтингов, чтобы делать какие-либо обоснованные выводы. Могу высказать только свои собственные очень субъективные ощущения и ожидания. Я вижу, что сектор, связанный с потребительским кредитованием и кредитованием малого и среднего бизнеса, начинает очень интенсивно разворачиваться. Он становится более и более интересным для банков. Это та область, тот рынок, который не до конца охвачен, он большой и на нем можно зарабатывать.
Одновременно с этим мы наблюдаем, возможно, чисто PRовские вещи, когда предоставляются кредиты в течение одного дня видимо без особых оценок рисков. У меня есть ощущение, что в ближайшие 1-2 года наши кредитные организации почувствуют и увидят увеличение невозвратов кредитов. Но я думаю, что это будет не таким резким кризисом, как многие оценивают, но все же существенным движением вниз, которое подтолкнет банки относиться к вопросам оценки и управления рисками с большим вниманием. Потом опять будет подъем кредитования, только на более качественном уровне.
В России кредитными рейтингами занимается достаточно много организаций. Например, «Эксперт-РА», «Интерфакс», есть международные агентства.
Я считаю, что у компании может быть несколько рейтингов. Конечно, между рейтинговыми агентствами могут складываться и конкурентные отношения, но на данный момент, думаю, рынок в нашей нише достаточно большой и у каждого рейтинга есть своя определенная специфика. Клиент выбирает и, как я отмечал, может получать рейтинг одного и другого агентства, если эти рейтинги актуальны и доступны для компании - кашу маслом не испортишь. Прямой конкуренции мы пока не ощущаем и не видим каких-то проблем взаимодействия с другими рейтинговыми агентствами.
19 июня 2006