• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Актуальность оценки надежности предприятий среднего и малого бизнеса постоянно растет

По просьбе редакции OPEC.ru "Черный" список Банка России комментирует Андрей Юрьевич Колягин

Андрей Юрьевич, все большее значение для принятия решений инвесторами имеет информационная открытость компаний, их надежность. Надо также учитывать различные кредитные риски, технологию их оценки. Какие тенденции Вы бы могли здесь отметить?

Потребность в адекватной оценке компаний (заемщиков, поставщиков, покупателей и других контрагентов) постоянно растет с ростом экономик стран мира. Технологии по оценке кредитных рисков постоянно используются компаниями в странах с разной экономической ситуацией, включая развивающиеся страны, анализу предприятий и оценке их надежности. Эти оценки формируются в процессе предоставления компанией услуг страхования торговых операций и услуг по факторингу, а также – в процессе подготовки информационных справок о компаниях и решений вопросов по возврату долгов.

Отмечу также, что сейчас особенно быстро растет актуальность оценки надежности предприятий среднего и малого бизнеса. Поэтому технологии и методы оценки кредитных рисков учитывают эту тенденцию.

Какие технологии наиболее распространены?

Одним из инструментов таких технологий является скоринговая система, ориентированная, прежде всего, на быструю оценку рисков в рамках задач управления портфелем рисков. Эта система удобна для кредитных организаций, где есть достаточно большое количество заемщиков, стоит задача по оценке уровня кредитного риска заемщиков и управлению портфелем рисков. Для банков использование скоринга особенно актуально в условиях развития кредитования среднего и малого бизнеса.

Также скоринг (быстрый рейтинг) является способом решения вопросов реализации рекомендаций Базельского комитета по управлению рисками и резервированию капитала в кредитных организациях. Введение этих рекомендаций выгодно и перспективно для банков. Скоринг позволяет осуществить деление портфеля рисков на части с соответствующим уровнем риска и дифференцировать резервирование капитала. Этим достигается более эффективное управление рисками и оптимизация размера капитала для резервирования.

Скоринговая система представляет собой автоматизированную модель, построенную на методах статистического моделирования, и требует наличия достаточно большой базы данных по предприятиям той страны, где она применяется. Такие базы данных есть в ряде стран (Германия, Франция, Испания, Греция и др.), где созданы скоринговые модели, которыми пользуются банки и другие организации.

А в нашей стране?

В нашей стране такая скоринговая модель еще не создана. Ее создание является одной из целей Национального Рейтингового Агентства КОФАС-АРБ, учрежденного в конце 2005 г. международной компанией Кофас совместно с Ассоциацией российских банков. Стратегически мы видим возможность ее формирования в партнерстве с заинтересованными банками, которые могут в рамках некоммерческого партнерства сформировать эту базу на основе данных о своих заемщиках. Для создания модели не нужна информация о названиях компаний, контактных данных, именах руководителей и др. Важно иметь информацию о финансовых показателях, размере компании, положении на рынке, в каком секторе действует и другие данные о финансовой и хозяйственной деятельности, включая и случаи дефолтов по тем или иным обязательствам. Более того, скоринговую систему можно начинать формировать с относительно небольшой базы, потому что сама система предполагает возможность дополнения и адаптации к изменению данных со временем.

Другой инструмент – кредитный рейтинг (Coface Credit Rating - CCR), который является полуавтоматизированной технологией, в которой участвуют эксперты и определена методика получения того же результата как со скорингом, но только не в таком on-linе’овом режиме, а в течение некоторого времени (от нескльких дней до нескольких недель в зависимости от размера компании). Формирование рейтинга CCR предполагает проведение экспресс-анализа предприятия с участием экспертов выезжающих на предприятия, анализ полученной от компании информации по определенной методике и в подготовку в дополнение к рейтингу краткого комментария аналитиков. В этом случае, прежде всего предприятия выступают клиентами, потому что рейтинг формируется по заявке рейтингуемой компании с целью его использования для подтверждения надежности и устойчивости компании в рамках развития бизнеса и взаимодействия с партнерами и банками за рубежом и внутри России. Данная услуга уже предоставляется российским компаниям и помогает устойчивым и перспективным компаниям развивать свой бизнес, экспортно-импортную деятельность, расширять доступ к банковскому финансированию, повышать имидж среди акционеров, покупателей, партнеров, повышать эффективность инструментов фондового рынка, если компания использует такие финансовые инструменты.

Вы занимаетесь оценкой кредитных рисков и знакомы с ситуацией, когда многие эксперты говорят, что в России возможен кризис невозврата потребительских кредитов. Вы можете предсказать это?

Я не возьмусь предсказывать ситуацию с дефолтами, особенно в области потребительского кредитования, т.к. больше связан с оценкой рисков по кредитованию предприятий. У нас еще не такое большое количество рейтингов, чтобы делать какие-либо обоснованные выводы. Могу высказать только свои собственные очень субъективные ощущения и ожидания. Я вижу, что сектор, связанный с потребительским кредитованием и кредитованием малого и среднего бизнеса, начинает очень интенсивно разворачиваться. Он становится более и более интересным для банков. Это та область, тот рынок, который не до конца охвачен, он большой и на нем можно зарабатывать.

Одновременно с этим мы наблюдаем, возможно, чисто PRовские вещи, когда предоставляются кредиты в течение одного дня видимо без особых оценок рисков. У меня есть ощущение, что в ближайшие 1-2 года наши кредитные организации почувствуют и увидят увеличение невозвратов кредитов. Но я думаю, что это будет не таким резким кризисом, как многие оценивают, но все же существенным движением вниз, которое подтолкнет банки относиться к вопросам оценки и управления рисками с большим вниманием. Потом опять будет подъем кредитования, только на более качественном уровне.

В России кредитными рейтингами занимается достаточно много организаций. Например, «Эксперт-РА», «Интерфакс», есть международные агентства.

Я считаю, что у компании может быть несколько рейтингов. Конечно, между рейтинговыми агентствами могут складываться и конкурентные отношения, но на данный момент, думаю, рынок в нашей нише достаточно большой и у каждого рейтинга есть своя определенная специфика. Клиент выбирает и, как я отмечал, может получать рейтинг одного и другого агентства, если эти рейтинги актуальны и доступны для компании - кашу маслом не испортишь. Прямой конкуренции мы пока не ощущаем и не видим каких-то проблем взаимодействия с другими рейтинговыми агентствами.

19 июня 2006

19 июня, 2006 г.