• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Кооперация национального бизнеса и правительственных агентств может быть полезна

По просьбе редакции OPEC.ru Диалог между бизнесом и властью необходим комментирует Валерий Миронов

Валерий Викторович, на заседании правительства в четверг Михаил Фрадков по сути повторил слова Президента о том, что бизнес должен чувствовать свою ответственность перед государством, партнерами, потребителями и населением. При этом идея, что ответственность бизнеса заключается только в том, чтобы платить налоги и создавать рабочие места, высказывалась очень многими экспертами и неоднократно, но Президента и правительство, видимо, такая трактовка не устраивает, и они ожидают от бизнеса чего-то другого. Чего? Что может предложить бизнес государству дополнительно к своим основным функциям?

Если сводить функции бизнеса к перечню из двух пунктов – платить налоги и создавать рабочие места, то складывается впечатление, что он несколько ограничен, по крайней мере для тех стран, которые опираются в своем развитии на энергетический сектор, на мировой энергетический рынок как Россия. На этом рынке идут сложные процессы, которые связаны и с усилением конкуренции и с двойной диверсификацией, т.е. со стремлением со стороны стран потребителей диверсифицировать поставщиков, а со стороны стран производителей – диверсифицировать свою экономику.

При этом усиление конкуренции связано с прогнозируемым замедлением темпов роста спроса на энергоносители в предстоящие 25 лет по сравнению с двумя предшествующими десятилетиями, а процессы диверсификации подпитываются, в числе прочего, горьким опытом 70-х годов для нефтедобывающих стран, когда первый пик цен на нефть и рост доходов привели лишь к росту кредитования других стран и, в конечном счете, к долговому кризису, последствия которого долго пришлось устранять.

Сейчас больше внимания нефтедобывающие страны уделяют вложениям в реальную экономику, покупке активов за пределами национальных экономик, и здесь кооперация национального бизнеса и правительственных агентств может быть полезна для национальных экономик в целом.

Усиливается конкуренция за инвестиции в ТЭК, большая часть прироста которых в предстоящие 25 лет придется на развивающиеся страны, что говорит об усилении конкуренции за них между ними и Россией, которая, судя по новым данным IMD, в целом отстает в последние годы в развитии энергетической инфраструктуры от своих основных конкурентов (кроме Венесуэлы).

Показателен при этом пример электроэнергетики. В рамках базового сценария мирового энергетического агентства спрос на электроэнергию в мире в период до 2030г. удвоится (на фоне лишь 60%-го прироста общего спроса на энергию), что приведет к необходимости инвестирования в отрасль около 10 тлрн. долл., т.е. почти двух третей всех вложений в мировую энергетику. При этом, как показывает мировой опыт, либерализация электроэнергетики часто приводит к снижению цен на электроэнергию и лучше в связи с этим себя начинают чувствовать потребители электроэнергии, но часто ухудшается состояние финансов ее производителей. Другими словами, как показал опыт других стран, в которых реформирование электроэнергетики происходило с конца 80-х годов, не всегда после либерализации в отрасли начинается бум частных инвестиций. Важная роль по-прежнему остается за государством. Россия, по всей видимости, не станет исключением.

Поскольку все энергетические проекты имеют высокие риски, взаимодействие бизнеса и государства не может сводиться только к созданию рабочих мест и к тому, чтобы платить налоги, нужно искать какие-то дополнительные формы взаимодействия, чтобы получить дополнительный эффект. Здесь нужен поиск новых форм. Поэтому, я думаю, что нельзя сводить деятельность бизнеса только к выполнению двух функций. Так же как нельзя роль государства сводить к тому, чтобы выжимать налоги.

А с Вашей точки зрения, сейчас бизнес эти остальные функции не выполняет, и претензии Президента и правительства к бизнесу обоснованы?

Дело в том, что и бизнес не выполняет, и государство не выполняет. Поэтому претензии могут быть предъявлены и бизнесу, и государству. Наверное, нужен процесс взаимного сближения, точка встречи должна быть между ними, а не так, что один бежит по оклику другого или второй ползает в ногах у первого.

19 мая 2006

19 мая, 2006 г.