Транзитный потенциал давно рассматривается в качестве конкурентного преимущества российской экономики, связанного с географическим положением России как моста из Европы в Азию. Используя его, можно увеличить экспорт услуг. Насколько я знаю, предполагается рост объемов транзитных перевозок через территорию России до 75-84 млн. тонн, что почти в два раза выше сегодняшнего уровня. С другой стороны, развивая транспортную инфраструктуру можно повысить и внутреннюю конкурентоспособность российской, так как в настоящее время доля транспортных затрат в себестоимости отечественной продукции в 2-3 раза выше, чем в развитых странах. Если говорить о развитии транзитных путей из Европы в Азию через российскую территорию, то это выгодно не только с точки зрения роста несырьевого экспорта, но и развития прилежащих территорий.
Но ведь в этом заинтересованы как страны Азии, так и Европы.
Конечно, без привлечения иностранных инвесторов, и наших, и иностранных, не обойтись. Общий объем вложений, который заложен в транспортную стратегию до 2020г. предполагает в период до 2010 года вложение до 600 млрд. рублей в год из всех источников финансирования, что составляет около 4% ВВП. На втором этапе с 2010 по 2020 год предполагаются вложения до 3% ВВП в год с постепенным сокращением финансирования из федерального бюджета. В настоящее время общее финансирование транспортной инфраструктуры составляет около 2% ВВП (при этом из федерального бюджета менее 1%).
Учитывая большие объемы вложений и необходимость борьбы с хищениями грузов на новом шелковом пути из Европы в Азию, естественно предположить, что основным инструментов реализации стратегии станет взаимодействие государства и бизнеса, в частности, концессионный механизм, который позволит активизировать участие частного капитала в строительстве и развитии инфраструктуры. При этом бенчмаркинг, т.е. межстрановые сопоставления, показывает, что, по всей видимости, неизбежен ускоренный рост цен на транспортные услуги, в частности за счет строительства платных дорог.
Как развитие инфраструктуры смягчит эффект от нефтезависимости?
Понятно, что произойдет уменьшение нефтезависимости в связи с увеличением несырьевого экспорта, т.е. экспорта транспортных услуг.
26 апреля 2006