• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Без привлечения иностранных инвесторов транспортную проблему не решить

По просьбе редакции OPEC.ru Владимир Путин поручил перенести Восточный трубопровод подальше от Байкала, за пределы водозаборной зоны комментирует Валерий Миронов

Валерий Викторович, «Эксперт» пишет о том, что можно ослабить давление от нефтедобычи путем создания в России развитой инфраструктуры, то есть, предоставить площадку для диалога Европы и Азии. Перед РФ стоит угроза «шелкового пути». Видимо, не зря Президент задумался о дорогах. Привлекательность пути через Россию очевидна, но надо создать условия, для чего за десятилетнюю стройку, хотя бы автомагистрали, нужно $80 млрд. По оценкам «Эксперта» государству это может обойтись в $2-4 млрд.
Действительно ли увеличение объема транзита через РФ даст смягчающий эффект на нефтезависимость, насколько актуальна угроза «шелкового пути» и готово ли государство выстроить качественную инфраструктуру и за чей счет?

Транзитный потенциал давно рассматривается в качестве конкурентного преимущества российской экономики, связанного с географическим положением России как моста из Европы в Азию. Используя его, можно увеличить экспорт услуг. Насколько я знаю, предполагается рост объемов транзитных перевозок через территорию России до 75-84 млн. тонн, что почти в два раза выше сегодняшнего уровня. С другой стороны, развивая транспортную инфраструктуру можно повысить и внутреннюю конкурентоспособность российской, так как в настоящее время доля транспортных затрат в себестоимости отечественной продукции в 2-3 раза выше, чем в развитых странах. Если говорить о развитии транзитных путей из Европы в Азию через российскую территорию, то это выгодно не только с точки зрения роста несырьевого экспорта, но и развития прилежащих территорий.

Но ведь в этом заинтересованы как страны Азии, так и Европы.

Конечно, без привлечения иностранных инвесторов, и наших, и иностранных, не обойтись. Общий объем вложений, который заложен в транспортную стратегию до 2020г. предполагает в период до 2010 года вложение до 600 млрд. рублей в год из всех источников финансирования, что составляет около 4% ВВП. На втором этапе с 2010 по 2020 год предполагаются вложения до 3% ВВП в год с постепенным сокращением финансирования из федерального бюджета. В настоящее время общее финансирование транспортной инфраструктуры составляет около 2% ВВП (при этом из федерального бюджета менее 1%).

Учитывая большие объемы вложений и необходимость борьбы с хищениями грузов на новом шелковом пути из Европы в Азию, естественно предположить, что основным инструментов реализации стратегии станет взаимодействие государства и бизнеса, в частности, концессионный механизм, который позволит активизировать участие частного капитала в строительстве и развитии инфраструктуры. При этом бенчмаркинг, т.е. межстрановые сопоставления, показывает, что, по всей видимости, неизбежен ускоренный рост цен на транспортные услуги, в частности за счет строительства платных дорог.

Как развитие инфраструктуры смягчит эффект от нефтезависимости?

Понятно, что произойдет уменьшение нефтезависимости в связи с увеличением несырьевого экспорта, т.е. экспорта транспортных услуг.

26 апреля 2006

26 апреля, 2006 г.