• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

В этом году будет решаться вопрос о центральном депозитарии

На вопросы редакции OPEC.ru отвечает Олег Вячеславович Вьюгин

Олег Вячеславович, Александр Николаевич Шохин в своем выступлении на съезде РСПП назвал 4 наиболее важных экономических проблемы, которые важны для предпринимателей. Среди них – и финансовый сектор. А как на этом рынке сегодня ведут себя предприниматели?

Здесь можно отметить много аспектов. Коротко могу сказать про один из них – торговля акциями компаний в России. Например, компания имеет бизнес в России. Я сейчас говорю не про налоги, фискальный интерес далек. Получается, что бизнес в России, собственники в России, а юрисдикция и публичность компании проводят в Лондоне. В чем здесь логика?

Когда создавались оффшорные компании, и в 1990-х гг. было разрешено оффшорным компаниям владеть российскими активами, то понятно, почему это допустило государство. Понятно, почему так получилось – потому что все собственники хотели быть в масках. Оффшор – это маска, и это было тогда вынужденной мерой, поскольку права собственности были в той ситуации абсолютно не защищены. Причем, не от государства, а друг от друга.

Сейчас ситуация изменилась, все сняли маски, в первых рядах на съезде сидят крупные предприниматели, – они не стесняются, не боятся говорить о том, что у них есть. Зачем тогда устраивать такую сложную систему? Раньше просто брали кипрский оффшор и перерегистрировали в голландскую компанию, а можно было бы перерегистрировать в российскую компанию. И в чем здесь цель – я не очень понимаю. Уйти от рисков? А активы в России, они не защищены от тех же налоговиков.

А Вы можете что-то сделать в этой ситуации?

Мы не можем распоряжаться в чужой юрисдикции, мы на это и не претендуем, просто призываем действовать в соответствии с духом и логикой регулирования.

Финансовый рынок и ситуация на рынке недвижимости сейчас Вас беспокоит?

Если говорить ведомственно, мы не регулируем этот рынок.

Но если хотите узнать мое мнение, то я считаю, надо принимать во внимание то, что недвижимость в Москве и недвижимость в остальной части России – это две разные ситуации. Недвижимость в России – ситуация с ценой во многом связана с тем, что в Москве очень дорогая земля. В цене недвижимости мы, на самом деле, видим цену земли, скрытую цену земли. Московская земля чрезвычайно дорога, а цены на недвижимость сегодня рыночные, и это отражается. Поэтому во многом цена – объективная.

И другой момент надо учитывать – как только начинается быстрый рост цен на недвижимость в Москве, так примерно 10%-20% сделок начинают совершать спекулянты. Те, кто покупает недвижимость для перепродажи. И это действительно механизм, который будет способствовать созданию пузыря на рынке недвижимости.

Что касается стоимости недвижимости вне Москвы – то здесь больше чисто инфляционные процессы. Они связаны с тем, что есть общая инфляция, и есть инфляция недвижимости, которая, кстати, в индексе потребительских цен не учитывается, а всегда опережает. Если есть инфляционное давление, то всегда опережающий рост идет в таких вещах, как недвижимость.

В «Ведомостях» несколько дней назад была опубликована статья Андрея Черепанова о ЦБ, критика политики А.Козлова. Там вторым пунктом было сказано о том, что укрепление рубля и сильный рубль страшен тем, что иностранцы, пользуясь этим, скупают российский рублевый долг?

Рублевый долг? Абсолютно не страшно.

Я понимаю, что есть желающие сыграть на укреплении. Например, если вы знаете, что через два месяца рубль будет стоить 26 рублей за доллар, то можно сейчас войти в рубль, а потом выйти в доллар, и заработать на каждом долларе 1 рубль – есть такие люди. Но, по моим данным, объем таких операций не так уж велик.

Другое дело, что укрепляющаяся валюта в принципе привлекает инвестиции во все сферы, в ценные бумаги, в недвижимость – это так. Но укрепляющаяся валюта – это факт, с ним нельзя бороться. Укрепление рубля сейчас – это объективный процесс. Черепанов думает, что ЦБ может взять и прекратить это? Нет, Банк России может зафиксировать рубль 27 рублей за доллар и больше ничего не менять. Но тогда будет инфляция, и рубль все равно будет укрепляться за счет того, что растут внутренние издержки и цены, так что я не понял, что он хотел сказать. Что, не надо укреплять рубль?

Какие-то новые законодательные инициативы ФСФР разрабатывает, что будет в ближайшей перспективе, кроме IPO?

Мы по плану в четверг будем представлять на заседании правительства проект по российским депозитарным распискам. Это – возможность выпускать депозитарные расписки для нероссийских компаний в нашей стране. Должно быть принято определенное паллиативное решение, как можно будет это осуществить.

Далее – у нас будет рассматриваться вопрос по инсайдеровской торговле, о противодействии использования инсайдеровской информации для манипулирования ценами. Этот вопрос мы по плану рассмотрим в мае-июне. В этом же году будет решаться вопрос о центральном депозитарии.

Когда можно ждать решения по российским депозитарным распискам? Рассмотрят на правительстве в четверг, а потом будут тянуть еще 2-3 года?

Нет, этот законопроект мы согласовали заранее и с правовым управлением Администрации Президента, и с Высшим арбитражным судом, и с Центром частного права. Он заранее отшлифован. А по процедурам правительства – вначале будет заслушивание на заседании правительства, а потом уйдут 1-2 недели на формальности, затем – внесение в Думу. А в Думе может пройти все достаточно быстро, потому что не требуется, например, отзыв правительства. Раз правительство внесло, то уже начинает действовать регламент Думы.

Цель этого проекта?

Это дает возможность для российских нерезидентов выпускать свои акции на российском фондовом рынке. Имея бизнес в России, присутствовать в России как публичная компания – это правильно, и от этого могут быть дивиденды для компании. Были и реальные иностранные компании, которые хотели иметь листинг в России, например, небольшие золотодобывающие компании.

А какой будет механизм торговли?

Ровно как ADR в Лондоне. Это означает, что акции голландской компании депонируются в депозитарии, этот российский депозитарий скупает их, складывает их на счете, а под них выпускает депозитарные расписки. При этом депозитарий несет на себе ответственность по раскрытию информации, ровно как спонсируемые депозитарные расписки в Нью-Йорке или в Лондоне, просто мы внедрили в российское законодательство подобный механизм.

21 апреля 2006

21 апреля, 2006 г.