• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Мы внедряем разные инструменты, но цель у них одна - совершенствование инфраструктуры для развития экономики

На вопросы редакции OPEC.ru отвечает Кирилл Геннадьевич Андросов

Кирилл Геннадьевич, какие основные препятствия и барьеры в первую очередь сегодня мешают бизнесу и затрудняют приход в Россию иностранных инвестиций?

Я бы отметил, прежде всего, следующие - административные барьеры и бюрократию, высокую степень коррупции и недостаточное развитие инфраструктуры. По первому "барьеру" можно отметить, что его уровень существенно снизился в последние годы, многие структуры стали работать по принципу "одного окна", что существенно упростило административные процедуры. Что касается борьбы с коррупцией - это давно уже та тема, о которой можно говорить часами. Действительно, высокую степень коррупции в нашей стране отмечают большинство российских и иностранных экспертов и предпринимателей. Пока сложно сказать, насколько успешной будет борьба с коррупцией, но ее сегодня ведут и специально созданные государственные структуры, и различные общественные объединения. Я хочу больше рассказать о том, что мы делаем в этом году для развития инфраструктуры в России.

Остановлюсь поподробнее на некоторых инструментах государственно-частного партнерства. Это - концессии, инвестиционные фонды и особые экономические зоны. Хотя каждый из этих инструментов имеет разные направленности, функции и механизмы применения, тем не менее, общая цель у них одна - совершенствование инфраструктуры для развития экономики и повышения благосостояния граждан. Для достижения этой общей цели и необходимо развивать государственно-частное партнерство.

Если можно, расскажите подробнее про все названные Вами инструменты. Когда они начнут функционировать, какие средства выделяются для этого, в чем разница между ними.

Для Инвестиционного фонда Российской Федерации с этого года предусмотрено выделение определенных средств в федеральном бюджете. В бюджете 2006 года - это 69,7 млрд. рублей. Это те средства, которые государство намерено проинвестировать вместе с бизнесом, это - средства, которые, по мнению МЭРТ, должны выполнить своеобразную роль катализатора в создании и развитии новых производств. Инвестиционный фонд сегодня сформирован благодаря благоприятной конъюнктуре на мировых рынках углеводородов - нефти и газа. Сегодня РФ получает существенные доходы через экспортные пошлины, через те или иные фискальные сборы, но большинство мировых рынков циклично. Рано или поздно та самая доходность, которую мы извлекаем из углеводородов, обязательно сократится. На сегодняшний день расходная часть бюджета РФ находится в высокой степени зависимости от высоких доходов.

Поэтому, используя тот профицит, который есть у нас сегодня, надо создать предпосылки для развития других новых производств, не связанных с углеводородным сектором, не связанных вообще с сырьевым сектором. В дальнейшем это будет служить основой роста экономического благосостояния.

Предусмотрены три основных направления, куда мы намереваемся инвестировать эти деньги - создание и развитие инфраструктуры, развитие элементов инновационной системы и обеспечение институциональных преобразований. В нормативных документах по Инвестиционному фонду предусмотрены три основные формы государственной поддержки. Это софинансирование, когда мы вместе что-то строим или, например, мы строим железную дорогу, а инвестор строит свою фабрику. Мы строим портовые сооружения, а инвестор развивает портовую инфраструктуру, следствием чего будет являться рост грузооборота. Это софинансирование. Вторая форма - инвестиции в акционерный капитал. Это возможная форма, хотя в моем понимании, она будет носить более редкий характер для Инвестиционного фонда. Это использование средств Инвестиционного фонда, федерального бюджета для оплаты новых эмиссий акций акционерного общества, и дальше этот капитал может рассматриваться как инвестиционный для реализации того или иного проекта. Третья форма поддержки - предоставление государственных гарантий по объему долгового финансирования привлекаемых инвесторов для реализации инвестиционного проекта. Есть важное условие - минимальный масштаб проекта должен быть не менее 5 млрд. рублей. На сегодняшний день процедура отбора проектов - комплексная. Существует пять уровней экспертиз, которые должен пройти проект, прежде чем Правительственная комиссия примет свое решение и распоряжением оформит решение о начале предоставления государственной поддержки, о начале выделения средств. Чтобы дать возможность инвесторам подготовить свои предложения, в ближайшее время будет утверждена наша совместная методология отбора инвестиционных проектов, которая будет основываться на качественных и количественных критериях. Положение об Инвестиционном фонде подразумевает наличие инвестора с объемом вложений не менее 5% от общей стоимости проекта.

Первый этап отбора инвестиционных проектов мы объявили, он начался 20 марта и закончится 20 мая этого года, после чего в течение месяца будут подведены итоги, объявлено о решении инвестиционной комиссии, заключение первых инвестиционных соглашений в этом году в начале сентября. Это означает, что, начиная с октября - четвертого квартала этого года в Инвестиционный фонд будут направляться те проекты, которые будут отобраны. Критерии, которые мы предъявляем к инвестиционным консультантам, включают длительность срока работы на российском рынке, объемы привлеченного инвестирования, рейтинг компании. Например, рейтинг того консультанта, который будет выбираться МЭРТом для оценки проектов, должен быть на 3 рейтинга выше уровня надежности ведущих мировых агентств. Опубликован список из 14-ти консультантов, по нашим оценкам, это те инвестиционные банки, которые соответствуют всем критериям оценки. Целый ряд нормативных документов уже сегодня принят и опубликован.

Перейду к концессиям, концессионным соглашениям. Закон о концессионных соглашениях был принят в июле 2005 года и вступил в действие с 1 января этого года. В связи с этим законом все вместе - и инвесторы, и государство - получили возможность развивать, модернизировать, строить, создавать те объекты инфраструктуры, которые по тем или иным причинам должны находиться в федеральной собственности даже после создания реконструкции. Эти объекты могут извлекать доход, и это означает, что они могут носить инвестиционный характер.

Основное отличие концессионных соглашений заключается в объеме юридических гарантий инвестора на использование его права на создание, реконструкцию и последующую эксплуатацию объекта плюс возможность фиксации любых сроков - 25, 49, 99 лет с фиксацией права эксплуатации концессионного объекта, что позволяет судить о рентабельности проекта.

Государство может взять на себя гарантийное обязательство по минимальному уровню доходности. Во всем мире достаточно хорошо работают модели строительства платных автомобильных дорог. Пример гарантии минимального уровня трафика дорог может являться примером гарантии со стороны государства. На сегодняшний день у нас в завершающей стадии разработки находится пакет конкурсной документации на проведение концессионных конкурсов. По проектам мы уже набили достаточно много шишек, но потихоньку, все вместе, в первую очередь, вместе с Минфином разобрались в этих проектах. Первые два концессионных конкурса - это создание частных платных дорог. Сейчас идет активная работа по формированию списка потенциальных концессионных объектов, которые до июня с.г. будут опубликованы и предложены потенциальным инвесторам для рассмотрения. По каждому из этих объектов мы готовы открывать индивидуальные проекты подготовки конкурсной документации. В законодательстве о концессиях имеются недочеты, которые мы сегодня видим и обязательно до конца года их поправим. В первую очередь это касается состыковки концессионного закона с бюджетным кодексом. Считаю, что этот закон может являться одним из наиболее эффективных инструментов по развитию транспортной, жилищно-коммунальной и телекоммуникационной инфраструктуры.

Отдельно остановлюсь на третьем инструменте - особые экономические зоны. На сегодняшний день в соответствии с законом "Об особых экономических зонах" у нас предусмотрено два типа особых зон. Это промышленно-производственные и технико-внедренческие зоны. Разница заключается в масштабе этих зон и тех видах деятельности, которые мы будем стремиться развивать на территории этих зон.

Промышленно-производственные зоны, исходя из названия, должны развивать промышленные производства, там есть определенные критерии по объему инвестиций. Основная задача технико-внедренческих зон - стимулирование научно-исследовательской деятельности непосредственно в границах зоны. Конечно, зоны создают возможность для тех или иных таможенных преференций. Решения по этим преференциям могут сыграть важную роль в повышении эффективности инвестиционного проекта. Исходя из наших наблюдений, а также из консультаций с нашими коллегами в Индии, Сингапуре, Китае, Турции, мы пришли к выводу, что особая экономическая зона, в первую очередь, дает возможность минимизации административных барьеров.

Это - милиционер, и пожарник, и налоговый инспектор, и таможенный инспектор. Она будет выполнять функцию одного окна, что сегодня может являться принципиально важным для принятия решений о приходе в Россию инвестиций. Так может не получиться, но, тем не менее, мы сделаем все, чтобы именно администрация зоны стояла на стороне резидента и всячески обеспечивала защиту его интересов.

Еще два типа зон, которые подготовлены нами - туристско-реабилитационные и портовые зоны. В Государственной Думе на сегодняшний день находятся на рассмотрении поправки в закон об "Особых экономических зонах", предусматривающий создание туристско-реабилитационных зон. Он принят в первом чтении, и мы ожидаем, если эти поправки пройдут до конца весенней сессии, это даст еще одну возможность комплексного масштабного развития туристического потенциала тех или иных регионов. Это тоже будет конкурс, но мы не думаем, что по итогам мы отберем десятки регионов. Скорее всего, это будут два-три региона, которые получат такую форму государственной поддержки. Четвертый тип зон - портовые зоны, по которым поправки в законодательство на сегодняшний день подготовлены и находятся на стадии согласования, а в ближайшее время будут внесены в правительство. Портовые зоны могут точно также послужить хорошим инструментом развития производств, в частности, на территории экспортно-ориентированных портовых терминалов, работающих сегодня в РФ.

Хочу отметить имеющиеся на сегодняшний день результаты работы этих трех инструментов - несмотря на то, что они работают практически только с 1 января этого года. Есть решение Правительства, оформленное распоряжением - по строительству западного скоростного диаметра в Санкт-Петербурге. По Инвестиционному фонду мы планируем провести заседание Инвестиционной комиссии, которое завершит первый этап отбора проведения с 13 по 15 июня в Санкт-Петербурге в рамках 10-го экономического форума, который пройдет в эти дни. Это означает, что первые два соглашения в сентябре уже будут.

На сегодняшний день мы ожидаем не менее шести-семи заявок, которые к нам придут до 20 мая в финальной стадии разработки, и по особым экономическим зонам есть шесть площадок. У нас нет сомнений, что до конца этого года еще два типа зон - туристско-реабилитационная и портовая - начнут работать.
10 апреля, 2006 г.